Вирусный маркетинг: заражение социальных сетей

Исходя из заголовка статьи вы, наверное, подумали, что речь пойдет про какие-нибудь очередные компьютерные вирусы, хотя и не совсем поняли, при чем тут маркетинг и социальные сети? А вот и нет, у вас возникло ошибочное ассоциативное восприятие информации – ведь слово вирус на сегодняшний день, в эпоху компьютерного прогресса, чаще ассоциируется с вредоносными программами, чем с их "живыми" аналогами, биологическими вирусами. Разговор пойдет про набирающий популярность вид интернет-рекламы, который все чаще используют разнообразные компании или простые пользователи для пиара какого либо продукта, товара или бренда.

В общем понятии вирусный маркетинг – это маркетинговая техника, использующая привычку людей обмениваться информацией. Почему именно "вирусный"? Все просто: человек, получивший рекламное сообщение, "заражается", подобно вирусу, идеей отправить данное сообщение другим людям. Основное место, где данный вид рекламы популярен и наиболее действителен – социальные сети (особенно пестрят в этом отношении ВКонтакте.ru и Мой Мир@Mail.ru), где присутствует возможность очень быстро и удобно обмениваться информацией. Популярные блоги также используются для размещения вирусной рекламы, особенно Живой Журнал. Это гарантирует, что ее увидит огромное количество человек. Суть вирусного маркетинга в том, что пользователи, которые увидели рекламную информацию, транслируют ее добровольно — за счет того, что она им интересна. Они передают ее своим друзьям и просто знакомым (которые присутствуют, например, в их контакт-листе или в "друзьях"), которые в свою очередь производят то же действие, продолжая распространять рекламу. Существуют два основных вида вирусного маркетинга: явный и скрытый. Первый подразумевает под собой простую рекламу, которая открыта и понятна, а второй не расценивается как реклама, что увеличивает эффективность восприятия.

Само понятие "вирусный маркетинг" появилось относительно давно, в 1996 году. Тогда Джеффри Рэйпорт написал статью, озаглавленную как "The Virus of marketing". А первым примером вирусного маркетинга является так называемое "письмо счастья" - сообщение, которое требует разослать свои копии всем, кого знает получатель. Чаще всего такие письма были религиозного характера.

(В большинстве случаев для формирования текста такой рекламы используются приемы социального инжиниринга и НЛП, что обуславливает такой высокий эффект реакции читающих/смотрящих/слушающих. В остальном, все основывается на "интересности преподнесения", что вызывает у человека желание показать это знакомому. – Е. Кучук)

Самыми актуальными формами "вирусного" контента являются видео, фото или флеш-ролики, на следующее место уже выходят простые текстовые сообщения, записи в блогах и т.п. Чаще всего в рекламе присутствуют такие элементы, которые явно призывают просмотреть ее. Это в своем большинстве являются фразы, тесно связанные по тематике со словами секс, кровь, деньги, смех. Так, например, реклама от сайта Marketgid постоянно выдает мне следующие новости: "девушку изнасиловали прямо перед домом + видео" (насилие, да еще и посмотреть можно); "самый крутой антивирус! + ключ" (хорошая защита, да еще и на халяву, почему бы не посмотреть?); "Голые девушки играют в футбол +фото" (аудитория Интернета – в основном мужчины, а тут футбол, голые девушки и все это счастье на фото!). Как видите, в каждом из этих рекламных сообщений присутствуют завораживающие слова (их я указал в скобках), которые заставляют нас просмотреть рекламу. А под каждым роликом обязательно присутствует кнопочка "Переслать другу", что и является самой главной задачей вирусного маркетинга – рассылка копий информации рекламного характера другим пользователям. Чем не отличный рекламный ход, помогающий увеличить посещаемость сайта или впарить какой-нибудь продукт? Такие компании, как Microsoft, IBM, Adobe и другие также активно используют данный вид рекламы для своих продуктов. Достаточно зайти на YouTube и поискать ролики про Microsoft. А вспомнить историю с почтовым сервисом Hotmail.com! Они в свое время (да и сейчас, наверное) к каждому отправляемому письму добавляли строку "Получите свою бесплатную электронную почту в Hotmail.com", что помогло им за 18 месяцев получить еще около 18 миллионов новых пользователей. Так это без всяких капиталовложений и рекламных щитов! Данную технику активно переняли и наши почтовые сервисы, такие как Мыло.ру и Яндекс.Почта.

Еще одним примером вирусной рекламы может служить ролик, расхваливавший связь МТС, причем содержавший в себе ненормативную лексику. Точно таким же способом была проведена реклама сети салонов сотовой связи "Евросеть". Такое содержимое явно привлекло к себе большое внимание. Ну и что, скажите, неужели вы, просмотрев этот ролик, не показали его своим друзьям?? Скажу честно: лично я так и сделал :). И попался на хорошо оснащенную удочку, а точнее, крючок вирусной рекламы.

Эффективность вирусного маркетинга вызывает серьезные сомнения и споры. Еще бы, ведь по сути он является одной из разновидностей спама, который уже всем конкретно надоел и вызывает тошнотворные рефлексы при одном его виде. Но с другой стороны — это хитро закрученный вид рекламы, который так и призывает просмотреть ее и показать знакомым. По моему мнению, большими плюсами данного вида рекламы являются бесплатность и креативность. Не имея ни одного цента за душой, можно очень круто раскрутить себя и свой товар. Даже если пользователь, ознакомившийся с рекламой, не надумал приобрести продукт (ну или что там предлагают), но он явно запомнил его и в каком-нибудь случае может вспомнить о нем. А это уже большой успех! Многие блоггеры и форумчане не раз обсуждали вопрос эффективности, но пока так и не пришли к определенному, конкретному ответу.

Если кого заинтересует десятка самых популярных вирусных роликов, которую составило британское агентство вирусного маркетинга The Viral Factory, советую посмотреть статью "В чем секрет вирусного маркетинга" ( сайт ).

Ну и, на прощание, пожелаю вам не попадаться на уловки профессиональных adworker'ов. Трезво оценивайте значимость и правдоподобность информации и не поддавайтесь желанию разослать увиденное или прочитанное вами всем своим друзьям, если оно действительно не является чем-то важным или необходимым.

Никита Булай SASecurity gr. http://sa-sec.org


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2009 год в рубрике безопасность

©1997-2024 Компьютерная газета