...
...

Microsoft XNA Game Studio 3.0. Учимся делать игры

XNA Game Studio для многих разработчиков, особенно начинающих, может оказаться достаточно интересной находкой. У нас это, говоря более простым языком, "игровое расширение" для Visual C# в основном известно как вариант для создателей игр под Xbox/ Xbox 360. Причем само устройство Xbox 360 практически отсутствует на местном рынке.

Но все же, такое отдаление продукта от существующих и насущных технологий не совсем верно. XNA Game Studio — одна из немногих попыток создания универсального средства для эффективной разработки кросс-платформенных игровых продуктов. Так, предусмотрено три основных сферы: непосредственно игровая консоль Xbox 360 (Xbox), обычный PC (Windows) и портативное устройство Zune. Другими словами, здесь вы можете делать и игры под Windows. При этом используются стандартные для геймдева (разработки игр) технологии. Тут и карты, и спрайты, и трехмерные модели, и текстуры, и шейдеры, и всевозможные эффекты. Конечно, наиболее профессиональным вариантом является программирование из Visual С++ на базе DirectX SDK плюс множество сопутствующих решений, но и C# нельзя назвать в чем-то уступающим. Причем он располагает к быстрому современному программированию, на его базе также ведется множество игровых разработок, поэтому использование XNA Game Studio выглядит уместным для начального уровня.

Многие скажут, что программированию игр очень удобно учиться на Adobe Flash. Несомненно, это так, но флеш предусматривает множество собственных технологий и программных ноу-хау, иногда идущих вразрез с тем, что предлагают более стандартные решения и используется при создании более сложных продуктов. То есть это своего рода среда-революционер. А вот Visual Studio является неким мощным и многофункциональным профессиональным базисом. Сам язык С# можно считать молодым, но это не говорит о чем-то не устоявшемся.

Как мы уже пояснили, XNA Game Studio является чем-то средним по профессиональной шкале, и предназначена для выпуска кросс-платформенных продуктов, хотя те же игры вы можете делать только для Windows и зарабатывать на этом. В принципе, основные отличия между PC, Xbox360 и Zune, как это указывается в документации для программистов, состоит в контроллерах управления и рабочем разрешении экрана. Есть и еще несколько специфик, но они уже удобно "перепаханы", то есть у вас априори встраиваются шаблоны проектов для каждого из случаев, есть большое количество примеров, доступное сообщество разработчиков и так далее. Причем заинтересованность Microsoft в этом деле очевидна. Интересен вариант Zune, поскольку он предусматривает полный минимализм, то есть небольшой экран 240х320, контрол-пад и две кнопки для управления, при этом напрочь отсутствует какая-либо поддержка 3D, то есть вообще (вершины, текстуры, шейдеры, 3D-эффекты и т.п. не используемы). Впрочем, такой же "болезнью" страдает весомое большинство портативных устройств. Вернее, это даже не "болезнь", а специфика.

Какие плюсы?

. Максимально возможно упрощенный процесс создания игр.
. Хорошее подспорье в обучении базовому программированию для программистов MDX (или DirectX). Хотя в данном случае есть своя существенная специфика в виде того же XNA Framework, который как бы подменяет MDX.
. Разработка ведется на C#, который достаточно быстро становится понятен студентам и другим специалистам.

Требования к установке

Файл XNAGS30_setup.exe (последняя версия 3.0.11010.0) весит 62,4 Мб, скачивается с сайта Microsoft (www.microsoft.com/xna). Что касается ОС, то наилучшим вариантом является Windows XP Home Edition, Professional Edition, Media Center Edition, Tablet Edition) со вторым сервис-паком и больше. Также можно использовать и Vista (Home Basic Edition, Home Premium Edition, Business Edition, Enterprise Edition, Ultimate Edition) с первым сервис-паком, этот вариант поддерживается, но рекомендуется в рамках именно XNA Game Studio.

Видеокарта должна быть более-менее современной, поддерживать Shader Model 1.1 (хотя некоторые примеры и т.п. рассчитаны на 2.0 и выше), плюс DirectX 9.0c.

Помимо этого необходимо иметь в наличии Microsoft Visual C# 2008 Express Edition либо же Visual Studio 2008 (SE, PE), либо Visual Studio Team System 2008 практически любой модификации, а также Microsoft .NET Framework 3.5.

Наличие Xbox (Xbox 360) и Zune не обязательно, если вы не собираетесь для них программировать. Если же вы уже работали в XNA GS в более ранних 1 и 2.0, то переход к третьей версии будет связан с необходимым апгрейдом.

Литература и адреса

Сам язык С# интересен тем, что он доступен для быстрого обучения как опытным программистам, так и начинающим. По существу, на данный момент очень много смешалось, практическое большинство нынешних языков программирования является С/С++ подобными, а возникновение С# связано с появлением такой вещи, которую часто называют "многоязыковым программированием". Это подразумевает следующий технологический этап.

Поэтому рекомендуется ознакомиться с книгами по основам языка C#, их сейчас достаточно много, наиболее популярной является "C# Учебный курс", автор Герберт Шилдт. Достаточно интересной будет "Компьютерная графика, мультимедиа и игры на Visual C#" В.А.Жаркова. В интернет-ресурсах есть большое количество интереснейшей информации по программированию на С# именно под DirectX, а также различным вариантам взаимодействий в рамках технологии .NET Framework.

Конкретно по XNA Game Studio вы можете найти русскоязычную книгу, к сожалению, не помню автора, но она сейчас есть практически в любом книжном. Только людей немного отпугивает, что речь сразу же заходит о подключении Xbox.

Помимо этого, есть и интернет-сообщества.
. Онлайн-клуб разработчиков XNA — сайт
. Портал XNA Game Studio —www.microsoft.com/xna
. Портал разработчиков DirectX — сайт
. Блог команды XNA Game Studio — сайт
. Microsoft Cross-Platform Audio Creation Tool (XACT) — сайт

Небольшое, но… важное замечание

У Microsoft есть две интересные международные программы BizSpark и DreamSpark, которые недавно стартовали и в Беларуси, о чем было заявлено 18 февраля. Суть этих программ сводится к поддержке студентов и компаний-стартапов.

DreamSpark — это как раз для студентов, у которых есть студенческие билеты международного образца ISIC. Им позволяется бесплатно скачивать разнообразное ПО в области дизайна и программирования. В частности, дается бесплатный доступ к Visual Studio 2008 Professional Edition и инструментарию Expression Studio. Плюс дается полноценный доступ к XNA Game Studio 2.0. Что касается лицензий, то "только для учебы". В принципе, это очень удобно, поскольку на этом уровне можно откатать навыки для перехода к более профессиональным решениям.

Кристофер christopher@tut.by

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков
Ремонт ноутбуков в центре Минска