Microsoft: борьба за место под солнцем

Во второй половине февраля Microsoft буквально фонтанировала событиями, не исчезая из новостных лент. Я отобрал только самые значимые новости по софтверному гиганту, но и для них, как видите, потребовалась отдельная большая статья.

Стратегия-2009


Стив Балмер заявил о намерении Microsoft выжать максимум доходов из активно развивающегося рынка нетбуков, на которые будет устанавливаться ОС Windows 7. Еще месяц назад в корпорации частично оправдывали снижение прибыли в последнем квартале 2008-го ростом продаж нетбуков в ущерб более мощным ПК. Действительно, на каждом нетбуке Microsoft зарабатывает едва ли не вполовину меньше, чем на традиционном ноутбуке. Балмер уверен, что продажи нетбуков в ближайшем будущем будут только расти, и ничего с этим поделать нельзя, а значит, надо каким-то образом повысить средний доход компании с каждого такого "недокомпьютера".

Исправить положение дел удастся, как только выйдет новая ОС. Для этого Балмер планирует стимулировать владельцев ноутбуков проводить апгрейд с предустановленной дешевой модификации Windows 7 на более мощную. Стимулирование выглядит просто: версия Starter Edition будет иметь урезанный функционал – в частности, ограничение по количеству одновременно работающих программ.

Также Балмер обратил внимание на динамику продаж Mac OS X и Linux-систем и предположил, что скоро ОС Google Android перекочует со смартфонов на ноутбуки. "Сейчас как никогда прежде мы видим в Google конкурента в области настольных операционных систем", – признался шеф Microsoft. Но Балмер рассчитывает сражаться с Google и "на чужом поле" – в области поиска и онлайн-рекламы. Для этого Microsoft хочет сотрудничать с новым руководителем Yahoo. Но о покупке Yahoo речь уже не идет: Балмер сказал, что он в этом не заинтересован.

ЕС, Opera, Mozilla и Google против Microsoft

Напомню, что в январе этого года антимонопольные органы Евросоюза начали новое (я уже сбился со счета, которое) антимонопольное расследование против Microsoft. Его предметом стали методы корпорации по продвижению браузера Internet Explorer. Инициатором дела стала Opera Software, позже к расследованию подключился фонд Mozilla, чей браузер FireFox сегодня – главный конкурент IE.

Теперь в состав "третьих лиц", участвующих в рассмотрении дела, вошел интернет-гигант Google. По словам представителей компании, она будет участвовать в расследовании, получая доступ к конфиденциальным документам и, при необходимости, выдвигая обвинения. Сундар Пичай, вице-президент Google по продакт-менеджменту, написал в корпоративном блоге: "Компания полагает, что рынок браузеров до сих пор является неконкурентным во многих областях, поскольку IE привязан к доминирующей ОС Microsoft". Для сравнения Пичай привел рынок мобильных браузеров, где корпорация не смогла привязать свой продукт к лидирующей ОС и получить контроль над рынком. Такое положение, по словам Пичая, сказывается и на обычных пользователях, до которых в силу сложившейся практики не доходят инновационные технологии других разработчиков ПО.

Софт

Заявления Microsoft о "разнообразной экосистеме Windows Mobile" могут оказаться блефом благодаря некоторым цифрам, озвученным во время Mobile World Congress 2009. Так, Энди Лис, один из руководителей Microsoft Mobile Communications, заявил, что благодаря 50 партнерам за всю историю этой ОС было продано около 50 млн WinMo-устройств. Между тем Питер Чу, глава HTC, объявил о 40 млн мобильных гаджетов, созданных компанией. Получается, что 80% всех устройств на основе Windows Mobile сделаны этим тайваньским производителем. Тогда оставшиеся 10 млн распределяются среди большого числа компаний, наиболее известные из которых – LG, Motorola, Samsung и Palm. HTC создает аппараты для других компаний и операторов, но они часто отличаются от оригинальных устройств лишь названием.

Вывод, который можно сделать на основании этих данных (если они точны), неутешителен для Microsoft. Выходит, что лишь один производитель сумел достичь ощутимых результатов с ее мобильной ОС. Apple и RIM продают аппараты на базе своих ОС монопольно, но при этом их продажи как минимум не уступают показателям рынка Windows Mobile. Так, только в 2008 году было продано 13,3 млн iPhone, что составляет почти четвертую часть продаж WinMo-устройств за все время существования этой системы.

В подразделении Microsoft Research разработано приложение Social Desktop, которое значительно упростит размещение различных документов в Сети. Используя Social Desktop, не нужно как-либо обрабатывать документ перед размещением в онлайне. Достаточно указать программе на нужный файл, после чего она разместит в Интернете его копию в виде web-страницы с элементами социальной сети, например, комментариями. Также Social Desktop поддерживает теги и поиск.

В настоящее время Social Desktop работает в Windows 7. Этот сервис позволяет создать внешнюю ссылку на документы с жесткого диска или SSD- накопителя. Посмотреть ссылку сможет любой пользователь, при условии, что у него установлен Microsoft Silverlight. Social Desktop реализован на технологиях платформы Windows Azure, предназначенной для разработчиков приложений cloud computing. В настоящее время Social Desktop существует лишь в виде прототипа и будет представлен на выставке TechFest 2009.

А вот релиз пакета офисных приложений Microsoft Office 14 состоится лишь в 2010 году. Однако, как отмечают аналитики, эта задержка по отношению к релизу Windows 7 не критична. Если верить недавнему отчету Forrester, пользователи офисных приложений от Microsoft слишком к ним привыкли, и переход на какой-либо другой продукт доставит им слишком много трудностей. В то же время ситуацию может изменить развитие web-сервисов вроде Google Docs, и в Microsoft это понимают: представителями компании не раз заявлялось, что новая версия Office будет включать в себя онлайновые версии большинства приложений, входящих в этот пакет.

Новые разработки

Microsoft готовится открыть для широкого круга пользователей новый поисковый сайт – Viveri (пока он доступен только работникам корпорации). Как сообщают разработчики, хотя новый поисковик и использует базовую технологию, реализованную в Live Search, однако служит и для тестирования инновационных идей, которые пока не подготовлены для запуска на основной портал.

Так, страница Viveri, представленная на ежегодном корпоративном мероприятии TechFest, предназначена для просмотра на большом экране и рядом со стандартными результатами поиска показывает найденные по запросу изображения, видео и товары. Кроме того, на странице присутствует и облако наиболее популярных запросов с требуемым ключевым словом. Интерфейс Viveri реализован на технологии Silverlight, продвигаемой Microsoft в качестве конкурента Flash.

Но другая разработка выглядит все же более важной. Речь идет о совершенно новом браузере, пока известном под кодовым названием Gazelle. Новинка обещает пользователям ряд новых возможностей и функций, недоступных существующим на сегодня браузерам. В корпорации говорят, что создаваемый браузер будет иметь совершенно новую систему безопасности, и он будет совершенно иначе работать с операционной системой.

Примечательно, что Gazelle – это не дальнейшее развитие линейки Internet Explorer, а совершенно новый продукт со своими исходниками и командой разработчиков. В корпорации говорят, что пока Gazelle находится на стадии открытого обсуждения и даже до предварительных бета-версий пока еще далеко. Пресс-служба Microsoft уже заявила: "Ни один из существующих браузеров, в том числе Intenet Explorer 8, Mozilla Firefox 3 или Opera 9, не обладают всеобъемлющей системой защиты получаемого контента, часть этих функций в любом случае возлагается на операционную систему, поэтому обеспечение защиты от сетевых угроз выходит за рамки защиты браузера. Новая разработка будет в этом плане полностью изолированной. … Наша разработка пока находится в стадии прототипа, однако мы уже убедились, что ее создание – это вполне реальное дело. Вполне возможно сделать полноценный "браузер-операционную систему", который будет иметь значительно более серьезную систему безопасности и надежности. Новинка также обещает быть производительной и обратно совместимой со всеми остальными браузерами".

Gazelle будет полностью базироваться на своем ядре, что в корне отличает его от нынешних разработок. Вторая важная особенность нового браузера – его возможность своими механизмами идентифицировать тип трафика, поэтому любой вредоносный контент будет блокироваться или отсеиваться на входе в систему.

Перспективы

Стив Балмер заявил, что несмотря на экономический кризис корпорация намерена продолжить инвестиции с целью увеличения доли на ключевых рынках. Впрочем, как считает Балмер, нет основания полагать, что мировая экономика восстановится в скором времени, поэтому Microsoft будет тратить свои деньги очень осторожно.

Балмер также выделил специальную команду исследователей для анализа годовых финансовых отчетов компаний эпохи Великой Депрессии. Одним из выводов стало то, что продолжение инвестиций в условиях кризиса необходимо. В качестве примера Балмер привел компанию RCA, которая не оставила в годы упадка исследовательскую деятельность и вышла из кризиса победителем.

Среди ключевых направлений инвестиций Балмер выделил онлайн-поиск и рекламу, а также развитие клиентской ОС. При этом, по его словам, вкладывание денег в разработку ОС для ПК более важно, чем в мобильную, поскольку в будущем они будут использовать одну и ту же архитектуру. Параллельно Microsoft анонсировала программу Elevate America, призванную улучшить ситуацию в стране и помочь гражданам США стать более востребованными на рынке труда. Корпорация бесплатно обучит два миллиона человек информационным технологиям. Ваучеры на дистанционное обучение в Microsoft будут распространяться через программы по развитию рабочей силы каждого штата и государства в целом. Соглашения с Microsoft подписали власти уже восьми штатов.

Программа Elevate America предусматривает разные уровни обучения компьютерным дисциплинам – от пользователя (Digitally Aware Individual) до сисадмина (Enterprise Administrator) и программиста (Web/Windows Developer). Вице-президент Microsoft по корпоративным проектам Памела Пассман сказала, что трудно подсчитать точную сумму, которую корпорация потратит на программу Elevate America. "Мы не знаем, какие штаты будут участвовать, сколько их будет, какой набор курсов мы предложим, какие экзамены будем принимать", – пояснила она, уточнив при этом, что масштаб акции в любом случае "будет внушительным".

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета