Gigabyte R485ZL-512H – удачный вариант Radeon 4850

Новый виток конкурентной борьбы за рынок 3D-видеокарт между двумя давними соперниками начался с выпуском видеокарт серии Radeon HD 4000. До того момента NVIDIA чувствовала себя в относительной безопасности, так как ее видеокарты GeForce 8800/9800 и 9600 по большинству параметров, прежде всего производительности, были вне досягаемости. Но ситуация резко изменилась, и NVIDIA в одночасье оказалась в позиции догоняющего.

Что интересно, в отношении видеокарт Radeon HD 4870/4850 компания AMD придерживается более демократичной политики по отношению к партнерам, занимающимся производством своих моделей. Строгих требований по дизайну и тактовым частотам не предъявляется, каждый производитель волен самостоятельно выбирать тип, количество и частоту памяти, набор выходных портов, конструкцию видеокарты и т.д. Благодаря этому на рынке присутствует большое разнообразие моделей, похожих друг на друга лишь характеристиками.

Компания Gigabyte, будучи одним из ведущих производителей видеокарт, сегодня предпочитает комплектовать свои модели эффективными кулерами компании Zalman. Второе существенное отличие от продуктов конкурентов заключается в поддержке программного управления напряжением графического ядра, что позволяет достигать более высоких значений при разгоне. Модель R845ZL-512H, которую мы сейчас рассмотрим, интересна тем, что, с одной стороны, это типичный Radeon HD 4850, а с другой – это типичная видеокарта Gigabyte, выполненная полностью в стиле этого производителя.

Еще раз о Radeon HD 4850

Позволим себе еще раз напомнить параметры видеокарты Radeon HD 4850. Она является младшей в линейке 4800. Однако AMD не следует тем правилам формирования модельного ряда, что приняты у ее основного конкурента, и не отключает часть блоков графического контроллера у младших версий. Поэтому Radeon HD 4850 оснащена точно таким же чипом RV770, содержащим 800 потоковых процессоров, 40 текстурных модулей и 16 ROP, и поддерживает ту же 256-битную шину памяти, что и старшая модель – Radeon HD 4870. Единственное существенное отличие последней заключается в применении памяти нового стандарта GDDR5. На видеокарте Radeon HD 4850 устанавливается более дешевая и массовая память GDDR3 с частотой 1 ГГц, из-за чего пропускная способность канала доступа к памяти, доступная чипу RV770, сокращена по сравнению со старшей моделью почти вдвое. Частота графического чипа видеокарты Radeon HD 4850 составляет 625 МГц (если производитель следует рекомендациям AMD). Для микросхемы, состоящей почти из миллиарда транзисторов, это высокая цифра. Лишь применение более совершенного технологического процесса с нормами 55 нм позволило AMD снизить энергопотребление графического контроллера до приемлемого уровня (вся видеокарта потребляет не более 110 Вт). В режиме 2D частота чипа понижается до 500 МГц, что способствует дальнейшему снижению энергопотребления. Базовый объем памяти у Radeon HD 4850 составляет 512 Мб, тип памяти, как было указано выше – GDDR3. По цене данная видеокарта позиционировалась как прямой конкурент модели GeForce 8800/9800 GT, но в свете снижения цен на продукцию NVIDIA в список аналогов можно занести и GeForce 9800 GTX.

Gigabyte GV-R485ZL-512H

Рассматриваемая видеокарта Gigabyte выполнена несколько по иному дизайну, нежели референсный вариант Radeon HD 4850, хотя по характеристикам полностью соответствует стандарту. В частности, микросхемы памяти в количестве 8 штук (Hynix GDDR3 512 Мбит), расположенные уголком вокруг графического чипа, не имеют радиаторов, а часть транзисторов цепи стабилизации напряжения перенесена на обратную сторону печатной платы. Кстати, в производстве видеокарты R485ZL, как и остальных моделей Gigabyte, применены только полимерные конденсаторы, транзисторы с низким сопротивлением канала и дроссели с ферритовыми сердечниками, что должно положительно сказаться на надежности и долговечности всего устройства, а также на энергопотреблении. Кроме того, как мы уже указывали выше, присутствует опция управления напряжением на графическом процессоре, доступная через программную утилиту GamersHUD.

Кулер VF830, установленный на модели R485ZL-512H, отличается сравнительно компактными габаритами и высокой эффективностью работы. Он представляет собой две изогнутые тепловые трубки, скрепленные вместе над графическим чипом, на которые нанизаны тонкие штампованные ребра сборного радиатора золотистого цвета. В центре кулера, несколько в стороне от графического чипа, установлен 80 мм вентилятор, не имеющий функции управления оборотами. Вентилятор обдувает не только ребра, но и всю печатную плату, в том числе и микросхемы памяти (именно поэтому для них не предусмотрены радиаторы). Работает данная система охлаждения нешумно, а ее эффективность мы проверим в соответствующем разделе нашего обзора. К ее явным минусам можно отнести лишь ширину, из-за которой блокируется соседний с видеокартой слот, но для большинства конфигураций это не критично.


НазваниеRadeon HD 4850 512 MBGeForce 9800 GT 1 GB
ПроизводительGigabyteGigabyte
МодельGV-R485ZL-512HGV-N98TOC-1GH
3D-ускорительRV770G92 112sp
- транзисторов956 млн.754 млн.
- техпроцесс55 нм65 нм
- базовая частота625 МГц700 МГц (+17%)
- частота шейд. процессоров1715 МГц (+14%)
- кол-во шейд. процессоров160 (10 x 16) / 800112 (7 x 16)
- кол-во TMU4056
- кол-во ROP1616
ПамятьGDDR3GDDR3
- объем512 Мб1024 Мб
- частота990 (1980) Мб900 (1800) МГц
- шина256 бит256 бит
Охлаждениеактивноеактивное
ИнтерфейсPCI Express 2.0 x16PCI Express 2.0 x16
Выходы
- DVI22
- VGA (D-Sub)--
- TV-out11
- TV-in--
- HDMI--
- DisplayPort--
Цена (Минск, декабрь'08)$190-204$184-200


Видеокарта снабжена традиционным набором портов, включающем два DVI-I и один TV-out (mini-DIN). Для подключения к другим видеокартам имеются два разъема CrossFire. Характерным элементом именно видеокарт Gigabyte являются заглушки, пластиковые или резиновые, закрывающие все разъемы.

Комплектация видеокарты R485ZL-512H не совсем типична:
. руководство пользователя;
. буклет по установке на нескольких языках;
. переходник DVI-HDMI;
. переходник DVI-VGA;
. переходник mini-DIN-RCA;
. переходник питания;
. мост CrossFire.

Отметим отсутствие в комплекте переходника для компонентного видеосигнала (хотя с видеокартами Gigabyte он поставляется часто). Без подбора подходящего переходника телевизор можно подключить либо по самому примитивному композитному интерфейсу, либо по цифровому HDMI.

Тестирование

Цель нашего тестирования – провести сравнение модели Gigabyte GV-R485ZL-512H как типичного Radeon HD 4850 с основным ее конкурентом, видеокартой GeForce 9800 GT. Причем мы выбрали самый "прокачанный" вариант из доступных на рынке – модель Gigabyte GV-N98TOC-1GH, которая улучшена относительно базовой видеокарты и по частотам (разгон на 17%), и по объему памяти (увеличен вдвое). Стоимость и качество изготовления обеих сравниваемых видеокарт практически одинакова, даже по дизайну они очень похожи.

Мы использовали набор современных игровых приложений, в полной мере применяющих шейдеры и поддерживающих интерфейс DirectX 10. Тестирование проводилось в двух разрешениях – 1280х1024 и 1680х1050, а также при двух настройках качества – минимальное (отключены анти-альясинг и анизотропия) и повышенное (анти-альясинг 4х, включен анти-альясинг прозрачных текстур в режиме MSAA, анизотропия 16х). Сообщим также, что для Radeon HD 4850 применялся драйвер Catalyst 8.12.

Тестовый стенд имел следующую конфигурацию:
. процессор Intel Core 2 Duo E8300 (2.83 ГГц);
. кулер Cooler Master GeminII;
. материнская плата Gigabyte EP35C-DS3R;
. память Apacer DDR3-1066 2 Гб;
. блок питания FSP Everest 1010 (1.01 кВт).

DirectX 9. В режиме минимального качества, когда все режимы улучшения картинки отключены, ситуация с производительностью двух конкурирующих видеокарт однозначна: Radeon HD 4850, несмотря на отставание по частоте GPU и объему памяти, уверенно обходит GeForce 9800 GT, демонстрируя преимущество 15-25%. Лишь в двух тестах – 3DMark 2006 и Company of Heroes – ситуация обратная.


1280x1024, AA/AF offRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Call of Duty 4118.9100
Company of Heroes167.3194.5
World in Conflict5345
Crysis Demo45.740.2
Crysis: Warhead28.225.8
FarCry 256.6
Stalker: Clear Sky23.219.6
3DMark 20061147612247
1680x1050, AA/AF offRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Call of Duty 4103.592.9
Company of Heroes126.7146.7
World in Conflict5041
Crysis Demo35.830.7
Crysis: Warhead22.520.1
FarCry 236.5
Stalker: Clear Sky19.215
3DMark 20061062311317
1280x1024, AA 4x, AF 16xRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Call of Duty 47969.7
Company of Heroes156.559.8
World in Conflict3940
Crysis Demo35.525.8
Crysis: Warhead23.814.9
FarCry 235.8
Stalker: Clear Sky19.66.8
3DMark 200697498049
1680x1050, AA 4x, AF 16xRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Call of Duty 469.759.7
Company of Heroes119.458.9
World in Conflict3535
Crysis Demo34.918.8
Crysis: Warhead1711.4
FarCry 221.2
Stalker: Clear Sky15.24.9
3DMark 200687586949


Режимы улучшения качества у двух сильно различающихся по архитектуре видеокарт, очевидно, неравнозначны по затратам вычислительных ресурсов и полученному результату. Но в целом Radeon HD 4850 намного лучше справился с повышением нагрузки. В случае, например, с игрой Stalker: Clear Sky преимущество этой видеокарты стало трехкратным (но, правда, показатель FPS все равно падает ниже допустимого для игры уровня), но это скорее исключение. Так, в 3DMark 2006 разница составила чуть больше 20%, в Crysis:Warhead – около 50%.


1280x1024, AA/AF offRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Company of Heroes53.651.4
World in Conflict4039
Crysis Demo24.621.2
Crysis: Warhead22.821.8
FarCry 255.251.9
Stalker: Clear Sky23.320.5
3DMark Vantage59594384
1680x1050, AA/AF offRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Company of Heroes46.940.8
World in Conflict3838
Crysis Demo18.816
Crysis: Warhead17.517.1
FarCry 247.545.9
Stalker: Clear Sky18.115.9
3DMark Vantage46773707
1280x1024, AA 4x, AF 16xRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Company of Heroes40.141.3
World in Conflict2928
Crysis Demo15.118.5
Crysis: Warhead11.815
FarCry 234.539
Stalker: Clear Sky12.610.3
3DMark Vantage45293965
1680x1050, AA 4x, AF 16xRadeon HD 4850 512MBGeForce 9800 GT 1GB
Company of Heroes32.534.5
World in Conflict2424
Crysis Demo10.816.6
Crysis: Warhead9.311.4
FarCry 225.933.6
Stalker: Clear Sky9.87.8
3DMark Vantage35953099


DirectX 10. Если в играх включить поддержку DirectX 10 (для этого понадобится, само собой, операционная система Vista), то это приведет не только к снижению FPS, но и к изменению баланса между видеокартами Radeon и GeForce. В частности, в режиме минимального качества мы видим, что отставание GeForce 9800 GT сократилось до 13-15%, а в некоторых играх – до 5%. В режиме улучшенного качества в целом ряде игр (Crysis, Crysis:Warhead, FarCry 2, Call of Duty 4) GeForce вырывается вперед, причем значительно, хотя есть подозрение, что это вызвано "нечестным" поведением драйверов.

Температура. Встроенный мониторинг видеокарты Ggiabyte рапортует о весьма благоприятном температурном режиме. Температура различных блоков графического чипа RV770 не достигает даже отметки 60 градусов, что весьма положительно влияет и на долговечность видеокарты, и на работу остальных компонентов системы. Напомним, что видеокарта работала в закрытом корпусе, а ее "прогрев" выполнялся с помощью игры Crysis: Warhead.

Выводы

Безусловно, в ценовой категории "до $200" трудно найти более интересный вариант, чем Gigabyte GV-R485ZL-512H (если, конечно, ориентироваться на производителей первого звена). Данная видеокарта легко обойдет по производительности любую модель на базе контроллера NVIDIA серии 9000, за исключением специальных разогнанных версий 9800 GTX. Неплохо смотрится она и на фоне аналогов: компактный дизайн, качественные компоненты, эффективный и не шумный кулер, адекватная цена, доступность на отечественном рынке.

Макс Курмаз, max@gigamark.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2009 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета