В преддверии Musikmesse. Расстановка позиций

С одной стороны, может показаться, что крупные мировые выставки, как и множество фирм, терпят убытки в силу известного финансового кризиса. С другой — на январской NAMM Winter 2009 был поставлен очередной рекорд посещаемости, количество экспонентов не уменьшилось, и в начале года было продемонстрировано очень много новинок. Вообще, имеет смысл обсудить ситуацию в целом.

Итак, наиболее интересным моментом явилось заявление президента США Барака Обамы в рамках озвучивания антикризисной программы, в котором он подтвердил один из ключевых пунктов: "Покупай американское", что подразумевает использование подрядчиками материалов и продукции, произведенных только в США. То есть американцы собираются вернуть мощный реальный сектор, сосредоточив производство у себя. Исключение по вводимым ограничениям сделано для ЕС и Канады. Что касается Европейского Союза, то, судя по всему, им также будет интересно возвращение реального сектора в свои границы. Конечно, это все может сильно ударить по третьей по величине экономике мира — Китаю, но те, мудро предвидя ситуацию, сделали ответный шаг, выделив огромную сумму на развитие внутреннего рынка, который и так развивается весьма активно.

Конечно, интересно, как это отразится на ИТ-секторе в целом. Потому как в Азию подались за дешевой рабочей силой, при этом сейчас многие умудрились и в такой ситуации обанкротиться (например, немецкий производитель DRAM Qimonda, который помимо всего прочего имел еще и отдельное подразделение на Тайвани). Продажи значительно упали, и на этом фоне повышать себестоимость продуктов за счет привлечения более дорогой рабочей силы... Ситуация веселая, в общем. А еще веселее она будет, если американцам все-таки удастся повернуть реку в новое русло (а может, и заставить двигаться обратно по течению).

У Apple практически все производство сосредоточено в Азии, то же самое можно отнести к множеству известных брендов. Как они поведут себя в сложившейся ситуации, остается только догадываться.

А теперь давайте посмотрим, какая расстановка существует в звуке. Основные рынки потребления этих технологий (имеется в виду для производства аудио/видеопродукции) сосредоточены в США и ЕС. Прошлый год обозначил явную тенденцию — активное возвращение платформы Apple на профессиональный звуковой рынок. Нужно отметить, что эта ситуация возникла неспроста, потому как у компании была целая серия популярнейших продуктов — iPhone, iPod, MacBook и так далее. Чуть раньше они создали колоссальный по прибылям сервис по продаже музыкальной продукции через сеть iTunes, а до этого весьма успешным мероприятием стало внедрение розничной сети по продаже программ и оборудования. Этот проект стартовал в 2001-м, а сейчас его подобие пытается сделать Microsoft, привлекшая для этого дела опытного специалиста из крупнейшей розничной сети Wal-Mart. В общем, последние годы у Apple были на зависть конкурентам прибыльными, и, как следствие, с их стороны была предпринята попытка вернуть когда-то утерянный статус основной платформы для выпуска профессиональной аудиопродукции.

Также среди "американцев" в звуке хорошо себя чувствуют Avid (их подразделения — M-Audio и Digidesign), Waves. Что касается Roland/Cakewalk, то их ситуацию нельзя описать однозначно. Cakewalk продвигала свою продукцию всегда с большой помпой, но иногда с низким результатом, зачастую конкуренты ее просто опережали, причем отметим главное отличие этой продукции — она только для РС. Мало того, Cakewalk всегда активно продвигала технологию DirectX, даже в то время, когда та с треском проиграла на профессиональном рынке новоявленной VST. В результате такого разброда и шатания Cakewalk стала привлекать дополнительные инвестиции и т.п., заинтересовав в одно время Roland, а после следующих "продвижений" перейдя в статус подразделения этой компании. На последней NAMM фирма Cakewalk помимо рекламируемой новой версии SONAR представила множество недорогих музыкальных аксессуаров, таких, как коммутационные кабели и т.п.

Стоит отметить, что Roland мы имеем в виду американский, хотя родина этой фирмы находится в Японии (как раз для этой страны в антикризисной программе США не сделали пока исключения). Не так давно на рынке для профессиональных компьютерных пользователей эта фирма представила достаточно дорогой внешний звуковой интерфейс. И честно сказать, при его рассмотрении было ясно, что многое просится за бренд. Тут была обычная дилемма: покупатель посмотрит на цену или на имя? Он посмотрел… на цену, названия интерфейса уже не помним.

К японо-американской транскорпорации можно отнести и Yamaha, которая помимо всего прочего имеет в США очень крупную сеть дистрибьюторов, поэтому многие разработчики (например, Arturia) считают за честь подписать договор с Yamaha на распространение на американской территории. Не стоит забывать, что этой фирме принадлежит Steinberg, которую многие по ошибке до сих пор считают немецкой компанией. Чуть ли не двадцать лет назад Steinberg открыла свое подразделение в Америке, наладив с того времени огромное количество связей, поэтому ее приобретение подразумевало не только покупку популярной программной продукции типа Cubase/Nuendo/WaveLab, но и сопутствующих сетей распространения.

Образованная примерно на пятнадцать лет позже Steinberg компания Native Instruments пошла по такому же пути развития, достигнув сначала большой популярности в Европе, а потом выйдя и на американский рынок с открытием собственного подразделения. Точно также сделали и более молодые разработчики из Ableton. Причем все из перечисленных "немцев" работают сразу на две платформы — PC и Mac.

Что касается Steinberg, то еще несколько лет назад ее продукция достигла пика своей формы, и, пожалуй, ничего больше менять в ней не нужно, потому как сработает в минус. По такой же причине многие отказались от установки Windows Vista, оставив верность старому доброму XP. Хотя на NAMM 2009 Steinberg'и показали новые версии программ Cubase и Nuendo. Native Instruments сейчас активно займется софтом для ди-джеинга. Ableton также испытывает с Live проблемы "пика формы". Еще один известный немецкий разработчик, reFX вполне может повторить одиссею предыдущих. А что касается немцев из Celemony — их продукция уникальна и неповторима, поэтому пользуется успехом везде.

Достаточно хороший вес на американском и европейском рынках имеет британская Focusrite, также популярны некоторые разработчики плагинов — шведы из Wallander Insruments, датчане Kjaerhus Audio и так далее. Небольшую активность проявила в прошлом году Propellerheads, разработчики которой до сих пор усиленно держатся за продвижение Reason. Причем, что интересно, сейчас уже и не так активно используется их технология ReWire, которую одно время многие считали революционной.

Среди американских компаний особняком, особенно на европейском рынке, смотрится подразделение Sony Software, занимающаяся выпуском Sound Forge, Acid, Vegas, DVD Architect. Впрочем, она никогда не выставлялась активно на Musikmesse, и даже не сильно продается в ЕС в коробочных версиях в специализированных магазинах. Хотя сейчас такие продажи уже не являются доминирующими, очень многое распространяется через Интернет.

***

До сих пор самой странной стороной звуковой отрасли остается 5.1 (и другие многоканальные стандарты). В США и Европе уже внедрили цифровое вещание, которое априори подразумевает многоканальный звук. Вся кинопродукция, в том числе на DVD, выпускается в 5.1. Но… программных эффект- процессоров и инструментов, которые могли бы полноценно работать в данном пространстве, — нет. Конечно, можно назвать некоторые попытки в рамках NI Absynth, Reaktor и от нескольких очень единичных разработчиков, а также привести в качестве примера 2-3 аппаратных эффект-процессора, но этого слишком мало!

5.1 сводят даже "по старинке". Если посмотреть доклады на съездах и звуковых конференциях, по которым многие потом учились, то там больше теории и "воды", нежели обычной практики. Да и посетив кинотеатры, нельзя ощущения назвать "звуком вокруг", потому как чувствуется локализация реальных источников и звуковых полей.

Думается, что ситуация сдвинется с мертвой точки, когда активно внедрят HRTF. То есть сейчас уже можно полноценно слушать 5.1 в стереонаушниках, а также разрабатываются технологии эмуляции 5.1 на обычной стереопаре. Но судя по всему, на Musikmesse нынешнего года новинок в этой области не будет. А что будет представлено на самой выставке, попытаемся предугадать.

***

Причем не только предугадать, на прошлой неделе я опросил некоторых старых знакомых, которые работают в этой индустрии уже около десяти лет, некоторые из нее уже перешли в смежные области, хотя интерес не пропадает.

Итак, во-первых, будет частичное повторение NAMM 2009. То есть, это яркие анонсы новинок от Steinberg (последние версии Cubase и Nuendo), Native Instruments, Ableton, Apple. Вообще на Musikmesse практически всегда больше представляется софта, нежели на NAMM, это объяснимо тем, что европейцы больше поднаторели в рамках виртуального, то есть, программного сектора. Что-то должна показать и IK Multimedia. Кстати, их последняя и не так давно анонсированная версия T-RackS, как всегда и было с этой программой, — удивляет.

Ваш покорный слуга сошелся во мнениях с опрашиваемыми мною специалистами и аналитиками в том, что именно в сфере компьютерного софта кризис уже отступает. Сейчас появилось несколько открытых ниш, в которых нет ПО. Это и слабый эффект-процессинг, и физическое моделирование, и многоканальность. Цены на брендовый софт не снижаются, следовательно, можно выпускать новую продукцию. Причем мы уже несколько лет рассматриваем новые мультитреки от различных разработчиков, но ни один из них не переплюнул по качеству и эргономике Mackie Tracktion, кстати, и он был когда- то обычной независимой разработкой от Raw Material.

То есть, сейчас нужны и мультитреки нового поколения. Практически свободна ниша программ автоматической аранжировки. Есть пример в рамках Jammer Professional, но дальше ситуация не развивается.

Синтез также стоит на месте, за последние годы хорошим продуктом в этой области можно назвать, пожалуй, только reFX Vanguard. Зато было выпущено множество качественных сэмплерных библиотек, запаса которых хватит на несколько лет вперед.

Нужно сказать, что кризис стимулирует производство в звуковой сфере. Причем Musikmesse, традиционно проходящая в Германии, всегда объединяет разработчиков и является удобным поводом для их встречи. Поэтому есть надежда, что немцы опять замутят что-нибудь эдакое.

Конечно, по общему мнению в рамках опроса, ситуация этого года, возможно, будет связана с отдачей ключевых позиций со стороны Steinberg. В свое время она стала звуковым Microsoft'ом, и тогда это было нужно, хотя бы для того, чтобы убрать давление реального Microsoft'а:) с его DirectX и активным внедрением профессиональных технологий только на PC-совместимые.

Ситуацию активизирует и новая политика iZotope. Они начали продавать готовые функциональные блоки для разработчиков ПО. То есть профессиональный мультитрек или звуковой редактор уже не нужно собирать с нуля, а достаточно воспользоваться данным предложением. Причем первые ласточки в рамках готовых продуктов уже появились на платформе MacOS. Оно и понятно, софт там очень дорог и до сих пор не отличается особым разнообразием. Активизация на рынке Apple может сыграть странную штуку. Дело в том, что, да, все выглядит крайне привлекательно и профессионально, софтверные бренды уже давно "тусуются" в этой нише. Сейчас возникнет спрос на более дешевую программную продукцию, что должно простимулировать к активной деятельности многих независимых разработчиков. То есть, основное заполнение новым ПО произойдет именно там. Пользователям РС-совместимых придется довольствоваться остатками с барского стола либо использовать чисто американские РС-технологии производства Sony или Cakewalk. NAMM Winter 2009 оставила только одно наиболее яркое впечатление — профессиональный звук переезжает на платформу Apple. Посмотрим, что покажет Musikmesse.

Продолжение следует…

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2009 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета