Brainspawn Forte 2.0

Нередко перед современными музыкантами стоит задача живого выступления и обеспечения репетиций с участием компьютерного софта. Гитаристы любят использовать Gutar Rig, у программиста/клавишника есть целый набор необходимых виртуальных музыкальных инструментов, для вокала может использоваться определенный набор эффектов и так далее. Как это реализовать на практике? На самом деле вариантов решений не так много, и самый очевидный из них — программа Forte.

Имя Brainspawn (www.brainspawn.com) появилось в 1998 году и было связано с небольшими разработками для DirectX-платформы, а именно спектроанализаторами и т.п. В общем, ничего серьезного — такой продукции тогда было много. Но вскоре, в 2002-м, появилась Forte 1.0, являющаяся, по сути, коммутационной матрицей между Audio/MIDI входами и выходами, внутрь которой можно подключать плагины/инструменты. Все функционировало в режиме реального времени, и данное решение было чуть ли не единственным в своем роде.

Многие музыканты обратили на него внимание в силу того, что все достаточно быстро коммутировалось и сохранялось в виде отдельных файлов для песен и сцен, предусматривающих собственный состав инструментов, коммутаций и настроек для них.

При этом Forte не выступает в качестве секвенсора, да и внутренним микшером его можно назвать с натяжкой. Также не совсем уместно использование понятия хоста. Скорее, подойдет определение виртуальная студия. Версия 1.0 стала популярной, хотя имела некоторые недостатки и ограничения. После стали выходить обновления, последнее из которых (1.6) появилось в 2006-м. Но это было давно, и у многих сложилось впечатление, что ситуация заглохла. В конце января 2009 года появляется Forte 2.0. Сайт разработчика не блещет обилием информации, поэтому очевидно его достаточно спешное решение реинкарнации продукта.

На самом деле ситуация оправдана тем, что сейчас уже практически все перекочевало на компьютеры, а ПО подобного уровня нет. Для информации — Forte 2.0 Producer Edition стоит $499.95, Forte 2.0 Performer Edition — $149.95. Причем обновление выходит за рамки выпуска версии, поддерживающей Vista, изменено очень многое.

Но для начала стоит обсудить ключевой момент — структуру работы, предлагаемую Forte.

Busses и Instruments

Допустим, у вас есть звуковой интерфейс, в котором имеется n-е количество аудиовходов и выходов, а также MIDI I/O. Структурная организация Forte предлагает следующее видение ситуации:

. Bus — это виртуальная подгруппа, которая коммутируется на определенный реальный аудиовыход (моно/стерео) звукового интерфейса.
. Количество Bus'ов может быть большим. При этом некоторые из них возможно коммутировать на один и тот же выход.
. Каждой подгруппе может соответствовать свой набор эффектов (подключаемых плагинов эффектов).
. К каждому Bus можно подключать входные модули, которые в рамках программы называются Instruments.
. Instruments могут быть как непосредственно виртуальными инструментами VSTi/DXi/ReWire, так и просто подразумевать Audio Input.
. Если мы говорим о вариантах VSTi/DXi/ReWire, то специально для них производится профессиональная настройка MIDI. Кто умеет работать с MIDI- клавиатурой и ее вариантами настройки при подключениях к хостам, не найдет здесь для себя чего-либо нового.
. Интерфейсом и возможностями Forte можно управлять горячими клавишами и с использованием внешних контроллеров, таких как Mackie Control и Frontier Design TranzPort.

Теперь объясним более простыми и понятными словами на конкретном примере.

Сцена для репетиций, 2 варианта создания, но можно и больше

Итак, у нас группа с двумя гитаристами и одним бас-гитаристом плюс клавишник. Получается четыре Bus, которые мы можем направить на один и тот же стереовыход звукового интерфейса.

Таким образом, мы выбираем из меню Bus четыре раза подряд пункт Add, назначив каждый из них, например, на Audio Output (1/2). Появляется четыре отдельные ячейки Bus1, Bus2, Bus3, Bus4. Переименовываем их соответственно музыкантам, то есть, Bus Gtr1, Bus Gtr2, Bus Bass, Bus Synth. Сам интерфейс Forte не является подобием микшера, из всех возможных регулировок у него предусмотрены только слайдеры уровня с индикаторами сигнала. Чтобы расширить эти возможности, добавляем… конечно же Waves SSL4000 или что-то подобное. Эту обработку мы вставляем в каждую из подгрупп. Отдельно стоит отметить, что все плагины у нас являются insert, то есть встраиваются непосредственно в цепи. Варианта AUX не предусмотрено.

После этого в меню Instruments выбираем пункт Add и загружаем четыре новых модуля, причем в первых трех случаях указываем Audio Input (в появившихся коммутационных панелях определяемся с реальными аудиовходами), для информативности переименовав их в Gtr1 In, Gtr2 In, Bass In, а в четвертом загружаем виртуальный синтезатор, назвав его Synth. Подключаем плагины, к примеру, для гитар это будет Native Instruments Guitar Rig, для баса — IK Multimedia Ampeg, в качестве синтезатора используем VSTi Native Instruments B4 Organ.

Информативно это у нас будет выглядеть так:
1. Bus Gtr1 ( Waves SSL4000 ( Audio Output (1/2).
2. Bus Gtr2 ( Waves SSL4000 ( Audio Output (1/2).
3. Bus Bass ( Waves SSL4000 ( Audio Output (1/2).
4. Bus Synth ( Waves SSL4000 ( Audio Output (1/2).
5. Gtr1 In (Audio Input 1) ( NI Guitar Rig ( Bus Gtr1.
6. Gtr2 In (Audio Input 2) ( NI Guitar Rig ( Bus Gtr2.
7. Bass In (Audio Input 3) ( IK Ampeg ( Bus Bass.
8. NI B4 Organ ( Bus Synth.

После этого каждый из музыкантов настраивает свою цепочку, выбирает или формирует пресеты для плагинов или инструментов, выставляется общий баланс.

Данную схему можно и упростить, например, перенеся SSL4000 в цепи обработки инструментов и сделав вариант:
1. Main Bus ( Audio Output (1/2).
2. Gtr1 In (Audio Input 1) ( NI Guitar Rig ( Waves SSL4000 ( Main Bus.
3. Gtr2 In (Audio Input 2) ( NI Guitar Rig ( Waves SSL4000 ( Main Bus.
4. Bass In (Audio Input 3) ( IK Ampeg ( Waves SSL4000 ( Main Bus.
5. NI B4 Organ ( Waves SSL4000 ( Main Bus.

И хотя мы минимализировали количество ячеек далеко не для всех случаев, такой вариант коммутации (всех на одну подгруппу) является выгодным. Эти вопросы больше связаны с удобством управления и выставления баланса. Например, первоначальный вариант выгоден для случаев, когда вы захотите произвести многоканальную коммутацию с внешним микшером, переназначив подгруппы на различные выходы звукового интерфейса и так далее.
В принципе, можно предусмотреть множество вариантов коммутации — тут все на ваше усмотрение.

Плюсы Forte в данном случае состоят в том, что вы используете весь необходимый арсенал ПО, компьютер выступает в качестве ключевого коммутационного блока.

Сделав все необходимые настройки на репетиции, все можно сохранить как файл сцены, после чего использовать на концертах.

С концертами ситуация в ряде случаев вообще выгодная, потому как нередко бывает ситуация, когда нужно принимать участие в "солянке", где много групп, а на настройку каждой из них выделяется предельно малое время. А тут все, включая баланс, есть у вас в компьютере.

Некоторые замечания

Вообще, с точки зрения использования Forte как некоего единого коммутационного блока, обеспечивающего прямое взаимодействие с компьютерным ПО, все очень удобно. Но ситуация начинает несколько усложняться, когда речь заходит о MIDI. Очевидно, что во второй версии программы разработчики потратили основные усилия в этом направлении, но сам процесс настройки для пользователя не является интуитивно понятным, то есть требует навыков и знаний. В принципе, обучиться этому не сложно, но нужно потратить время.

Имеет смысл обратить внимание на некоторые обновления в рамках продукта, которые затронули ряд серьезных проблем, присущие и любому другому ПО, только об этом часто предпочитают умалчивать.

К таким проблемам относятся, прежде всего, ситуации с плагинами. Далеко не все и не всегда ведут себя адекватно, и даже в ряде случаев демонстрируют самостоятельность вразрез с программными требованиями. Чтобы стабилизировать ситуацию, разработчики от Brainspawn предусмотрели специальный вариант идентификации плагинов с учетом их "поведения", и исправления этого "поведения", если оно дает сбои. Для этого даже выделен отдельный файл DeviceCompatibility.xml. В частности, исправлены баги для работы с:

. Albino 2,
. Albino 3,
. RM IV,
. Kompakt,
. Kenichi Watabe LALLAPALLOOZA lite v2,
. Spectrasonics Atmosphere,
. Wallander Instruments WIVI,
. MOTU MachFive,
. East West Quantum Leap Plugins,
. East West Quantum Leap Play Plugins,
. Ohm Force Symptohm.

И что интересно, с некоторыми плагинами в действительности происходит точно такая же ситуация и в других программах. На форуме одного из крупных разработчиков я даже видел обсуждение вопроса о том, что нужно вводить более строгую стандартизацию. И многие с этим соглашались. Тогда было не совсем понятно, о чем идет речь, пока не был продемонстрирован пример, в котором плагин (кстати, он есть в этом списке) просто отключал хост- программу.

Второй момент касается GUI (то есть графических интерфейсов) плагинов, где иногда также много самостоятельности "в ущерб", и не всегда программы могут адекватно отобразить их функционал. Forte не исключение в этом вопросе. Например, есть плагины (Proteus X, GVI и т.п.), в которых много реализуется за счет переноса с помощью указателя мыши (drag'n'drop). Оказалось, что этому в ряде случаев нужна особая поддержка.

В общем и целом, программа оставила хорошие впечатления, только от этого коммутационного блока хочется чего-то большего. Сильно урезанную trial- версию (7,9 Мб) вы можете скачать с www.brainspawn.com

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2009 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета