hard


Тест шестиканальной акустики SVEN НТ-500

Совершенно очевидно, что новый шестиканальный набор НТ-500 является очередной попыткой компании SVEN взять верх в соответствующем ценовом сегменте акустики для компьютера и домашних кинотеатров. Система сделана очень современно и "навороченно", например, обычные аналоговые входы дополнены коаксиальным и оптическим цифровыми, имеется в распоряжении встроенный FM/AM приемник и т.д. При всем этом изобилии функций внешность колонок классическая и многообещающая. Увесистые корпуса сателлитов вкупе с хорошими динамиками уже намекают на неплохое качество звука. Как обстоят дела на самом деле, посмотрим в рамках этой статьи.

Комплект поставки

В довольно увесистой коробке пользователь обнаружит:

- сабвуфер;
- две фронтальные колонки;
- две тыловые колонки;
- колонку центрального канала;
- ПДУ с элементами питания;
- два сигнальных кабеля 2 RCA – 2 RCA;
- сигнальный кабель 3,5 mm – 2 RCA;
- коаксиальный кабель;
- моток акустического провода;
- две антенны для приемника;
- инструкцию и гарантийный талон.

Весьма приятно, что в данном случае SVEN переняла положительный опыт других компаний и поставляет акустический провод одним большим отрезком. Пользователь сам, в зависимости от конфигурации своей комнаты, сможет определить нужную длину каждого провода. Самый оптимальный вариант, на наш взгляд, так как уже нарезанные куски порой никак не стыкуются в конкретном помещении.

Внешний вид

Как уже было сказано выше, внешность системы классическая, особенно если не принимать во внимание стиль оформления передней панели сабвуфера. Из- за обилия кнопок и светодиодных индикаторов она больше походит на приборную доску космического корабля.

С виду фронтальные колонки мало чем отличаются от тыловых. Среднечастотные динамики, на первый взгляд, идентичные: плотный бумажный диффузор, покрытый с внешней стороны краской, и мягкий резиновый подвес. Высокочастотные динамики различаются значительно. Во фронтальных колонках используется купольный твиттер с тканевым диффузором размером порядка дюйма, в тыловых – похожий, но значительно меньше по размеру. В остальном отличий нет, каждая колонка имеет четыре резиновые ножки для установки на горизонтальной поверхности и крепление для монтажа на стене. Сигнал подается посредством пружинных клемм.

Центральный канал сделан в том же стиле с применением динамиков, которые использованы во фронтальных колонках, только здесь установлено сразу два СЧ- драйвера.

Сабвуфер выполнен в корпусе из MDF. Низкочастотный динамик закреплен на боковой панели и закрыт съемной сеткой из ткани. Акустическое оформление – фазоинвертор, порт выведен на переднюю панель. Здесь же расположены основные органы управления и индикации. Кнопки представлены в умеренном количестве, а вот светодиодов много, очень много. Зато все очень наглядно, один взгляд – и сразу понимаешь, в каком режиме работает система, с какого входа идет сигнал и т.д. Численные значения основных параметров выводятся на небольшой ЖК-дисплей с синей подсветкой.

Все основные разъемы расположены на задней панели. Здесь есть все: три аналоговых стереовхода и обещанные производителем цифровые входы (коаксиальный и оптический). Тут же расположены антенные разъемы и клеммы для подключения сателлитов.

Пульт дистанционного управления очень функциональный и в руке лежит хорошо, но пользоваться им не очень удобно, так как длина большая, и кнопки сильно разнесены друг от друга. Конечно, никаких существенных проблем нет, но эргономика не на высоте.

Конструкция

Итак, абсолютно все корпуса сателлитов данной системы сделаны из материала толщиной 12 мм. Внутри каждого корпуса реализовано неплохое демпфирование с помощью кусков синтепона. С точки зрения конструкции тыловые и фронтальные сателлиты оказались разными. Во-первых, кажущиеся одинаковыми среднечастотные динамики не идентичные.

Во фронтальных колонках головки обладают слегка большей магнитной системой, следовательно, большей мощностью. Во-вторых, различны примененные фильтры. Если во фронте установлены полноценные кроссоверы низких порядков, то в тыловых колонках роль фильтра ВЧ выполняет электролитический конденсатор. Внутренняя проводка в обоих случаях тонкая. В общем, производитель явно попытался сконцентрировать все качество на фронтах, когда на тылах явно сэкономил.

Сабвуфер сделан из материала такой же толщины, что и сателлиты. Демпфирование внутри корпуса есть. Объем ящика составляет порядка 17 литров. Вся электроника смонтирована на нескольких платах, которые прикреплены к задней металлической панели. Для питания используется довольно массивный трансформатор, мощность которого не указана, но по субъективным параметрам она составляет не менее 150 Вт. Усилитель смонтирован на отдельной плате с применением семи микросхем TDA2050. Пять микросхем работают на сателлиты, а две – в мостовом режиме на сабвуфер. Процессорная часть системы вынесена на отдельную плату. Для реализации всех цифровых функций применен звуковой процессор CIRRUS LOGIC CS493263-CLZ. Качество монтажа можно оценить как среднее. Существенных недостатков нет, но все сделано не очень аккуратно. Удивило присутствие логотипа компании практически на всех значимых элементах системы. SVEN написано не только на динамиках и трансформаторе, но даже и на резисторах кроссовера.

Практическое тестирование и прослушивание

Тестирование проведем по нашей стандартной методике. Для начала давайте рассмотрим амплитудно-частотные характеристики основных колонок системы. Неравномерность АЧХ фронтальных АС достаточно высокая - ±5 дБ. Однако явных проблем звучания не видно. Особо требовательный участок средних частот немного задран, но при этом изрезан несильно. На ВЧ наблюдается некритичный спад. Иными словами, звук останется достаточно тонально верным, скорее всего, с легким смещением в сторону холодных оттенков.

АЧХ тыловых АС выглядит значительно хуже. Здесь и неравномерность больше, да и провал в районе 3 кГц не обещает ничего хорошего. Очевидно, что в случае тыла мы получим звучание, далекое от оригинала. Радует тот факт, что эти колонки являются вспомогательными, а не основными. АЧХ центрального канала выглядит наиболее оптимально. Неравномерность составляет ±4 дБ, что может считаться хорошим результатом для данного ценового уровня, общую картину немного портит только завал высоких частот.

Нелинейные искажения обусловлены гармониками низших порядков, как положено для применяемого усилителя. Однако по частотному спектру у разных колонок они распределены не одинаково. Так фронтальные и тыловые АС с более хорошими динамиками и полноценными фильтрами показывают отличный результат. Даже на относительно высокой громкости КНИ колеблется около 1…2% по всему диапазону. У тыловых же колонок отмечается значительный рост искажений в диапазоне 2…6 кГц.

Импеданс колонок не проседает до критических значений, поэтому усилитель будет работать достаточно "комфортно". Да и сами микросхемы TDA2050 обладают неплохим запасом мощности для колонок с использованием подобных динамиков.

Z-характеристика сабвуфера имеет классический вид, горбы немного отличаются по высоте. Примененный динамик подходит для фазоинверторного оформления. Полная добротность составляет 0.63, а резонансная частота – 63 Гц. Использование имеющегося корпуса приводит к легкому подъему АЧХ в районе 70…90 Гц с частотой среза порядка 50 Гц. В целом результаты моделирования совпадают с измерениями. Получить более ровную характеристику теоретически можно, но для этого нужно увеличить объем корпуса и понизить частоту настройки ФИ.

Fs = 63.07 Hz
Re = 4.00 ohms[dc]
Le = 2858.22 uH
L2 = 352.52 uH
R2 = 6.59 ohms
Qt = 0.63
Qes = 0.68
Qms = 9.71
Mms = 35.50 grams
Rms = 1.448815 kg/s
Cms = 0.000179 m/N
Vas = 8.97 liters
Sd= 188.69 cm^2
Bl = 9.117783 Tm
ETA = 0.32 %
Lp(2.83V/1m) = 90.16 dB


Осталось только послушать. В целом наши впечатления хорошие. Набор создает достаточно насыщенную сцену, где источники звука позиционируются правильно. Тембральный баланс не блещет верностью, однако и критичных искажений не отмечается. Чего не хватает звуку, так это детальности. Причем нехватка эта выражена неярко и ощущается только на требовательных треках, то есть детали есть, но музыка все же остается скованной. С другой стороны, относительно недорогой шестиканальный набор предназначен в большей степени для кино и игр, не столь требовательных к детальности. Сабвуфер играет достаточно глубоко и уверенно. Сильного бубнения нет, хотя иногда такие нотки все же проскакивают. Для низкочастотного звена более предпочтительна электронная музыка, где не затрагивается самый нижний регистр. Громкость колонок достаточно высокая, с ее увеличением не наблюдается значительного роста компрессионных оттенков. Ярко выраженных корпусных резонансов нет ни у сабвуфера, ни у сателлитов.

В итоге набор НТ-500 прекрасно подойдет для использования вместе с компьютером, так как даже сложные музыкальные направления воспроизводятся на должном уровне. Еще больше он подойдет для построения недорогого домашнего кинотеатра, потому что колонки отлично позиционируют звук в пространстве.

Заключение

Итак, новая шестиканальная акустика НТ-500 довольно удачно представляет торговую марку SVEN. Набор не лишен ряда недостатков, например, производитель сэкономил на тыловых колонках, однако за свои деньги это отличный вариант. Акустика обладает хорошим качеством звука, высокой мощностью и просто потрясающей функциональностью. Среди приятных бонусов можно перечислить не только привычный ПДУ или дисплей на передней панели сабвуфера, а и довольно редкие цифровые входы и полноценный DSP.



Василий Запотылок

© компьютерная газета