Звук: вопрос — ответ

Талантливая молодежь у нас растет. Недавно мне написал ученик средней школы из какого-то районного центра Гродненской области, в котором задал весьма резонный вопрос, а именно: современные акустические системы основаны на принципе физического изменения давления воздуха (на всякий случай поясню, что звук — это упругие колебания в упругой же среде); так вот… почему бы не создать излучатели, в которых изменением давления можно было бы управлять за счет специального управления объемом либо температурой? Вспоминаете физическую формулу из школьного учебника? Честно сказать, вашему покорному слуге в таком возрасте даже схожие идеи в голову не приходили. Впрочем, я занимался таким спортом, где по этой голове били:). Так вот, дорогой школьник, в силу вашей молодости отмечу, что вы задали самый интересный вопрос в течение этого года. Насчет того, можно ли таким образом излучать звук? Да, конечно. Причем, если не ошибаюсь, опыты с температурными излучателями делали еще в XIX веке. Широким массам о них неизвестно, потому как результаты были далеко не впечатляющими. Насчет изменения объема… не слышал о таком. Если, конечно, не рассматривать некоторые духовые инструменты, а также опыты с органами и первыми вокодерами. В общем, если изобретете, прославитесь. А если говорить о самом большом удивлении этого года, то это, конечно, случай в книжном магазине, когда я открыл толстенную энциклопедию по обработке звука и прочитал о частоте "дискредитации".

Кристофер, может, не по адресу… Мы выбираем дочке пианино, как лучше подобрать хороший инструмент?

Самый лучший способ — обратиться к специалисту. В его качестве может быть и опытный музыкант. Лично я все инструменты выбираю на слух как звукорежиссер. Большинство моих знакомых сходятся во мнении, что лучше выбрать какой-нибудь немецкий инструмент, можно подержанный, если в средствах ограничены. Хотя недавно меня пригласили на такое торжище, причем семья хотела приобрести что-то новое и обязательно иностранное. Мы зашли в магазин, выбор большой. Выбрали среднее по цене, но звук… что-то странное. Долго не мог понять, что не так. Оказалось, что корпус сделан из ДСП (или МДФ, как это сейчас называют). Можно сказать, современный синоним понятия "деревянный". Ведь вы и в обзорах по АС можете встретить "деревянный корпус". Но чтобы таким образом уже стали делать пианино... М-да… А фирма-то известная. В общем, основная рекомендация — найдите того, кто может вам качественно подобрать, и, конечно, желательно из дерева.

Хочу заняться написанием музыки для компьютерных игр… Есть ли какие-нибудь обязательные стандарты… посоветуйте инструменты…

Или дежа вю, или я уже отвечал на этот вопрос, впрочем, его задают очень часто. Простой совет — делайте качественную интересную инструментальную музыку — у игр столько жанров, что могут использоваться практически все музыкальные стили, пожалуй, за исключением только некоторых, а это некачественная попса, R'n'b, шансон, некоторые фольклорные направления. В общем, все зависит от того, как вы это подадите. Наибольший спрос существует на музыку а-ля "блокбастер-Голливуд", то есть симфонические оркестры, хоры и т.п. Для ее создания вам нужен композиторский талант, опыт прослушивания саундтреков (это лучшая школа) и соответствующий профессиональный инструментарий, если нет возможностей записи живых оркестров и хоров. В принципе, подразумеваются сэмплеры и сэмплерные библиотеки, в числе лучших можно назвать продукцию Vienna Symphonic, East&West, Garritan, IK Multimedia, reFX, Native Instruments. Не меньшей популярностью пользуется направление тяжелого рока — от готик до speed- метала — и электроника (от минимал и синти-поп до техно-рока).

…Расскажу вам историю. Пересел я, значит, на Vista, дрова на X-Fi стали криво, половина софта — в трубу. Неужели всем так наплевать на новую ОС?

Спрос рождает предложение. Лично я хорошо отношусь к Microsoft, мне понравилась Vista (хотя новый Office вызвал некоторое раздражение), но на ОС следующего поколения в ближайшее время переходить нет особого смысла. То есть сам факт перехода должен быть оправдан сильными обстоятельствами. Например, выпущен какой-либо уникальный и незаменимый интерфейс, обновился ключевой софт и не поддерживает XP. Впрочем, ситуация пока терпима, да и разработчики с производителями не так усиленно кинулись в поддержку нового. Хотя не исключен вариант, что может произойти ситуация, как это было с переходом на Windows XP, когда большое количество звуковых карт не выпустили под него драйверы, а софт уже переключился, причем во всей свой массе. Особенно обидно это было для пользователей дорогущих плат. Достаточно вспомнить Korg OASYS. Причем некоторое ПО действительно перестало функционировать, а разработчики закрылись. То время было связано с достаточно большим разбросом и шатанием в технологиях, не было стабильности. Хотя, на самом деле, она (эта стабильность) была со стороны немецких разработчиков, которые прекрасно воспользовались моментом и сделали VST, VSTi, ASIO мировыми стандартами качества в профессиональном звуке, отлично выдвинулась компания Native Instruments. Но воспользовались не только они. В период 2000-2004 гг. было перекуплено все первое звено разработчиков и программных продуктов. И нельзя сказать, что пользователи от этого выиграли. Большинство программных продуктов начало меняться по непредвиденным направлениям: Logic стал недоступен пользователям РС, Vegas превратился в видеоредактор, Cool Edit Pro (он же Adobe Audition) полностью заморозился и остановился в развитии, ACID развивался лишь бы как, Nuendo пошла в сторону узкоспециализированных профессиональных технологий, SONAR развивался странным образом, пока Roland наконец не стала владелицей Cakewalk. Положительная динамика наблюдалась только у Cubase, Pro Tools, Tracktion и нескольких других. Что касается рынка железа, то предыдущее внедрение кодека АС'97 убило рынок дешевых плат, на плаву осталась, по существу, только одна фирма — Creative Labs. В среднем и высоком ценовом диапазоне хорошо активизировалась Focusrite. В 2006-м на рынке началась рецессия — сейчас достаточно посмотреть на скудный набор новинок на прошедшей выставке в рамках съезда AES. Такого еще не было.

Попробуем экстраполировать изложенную ситуацию на данный момент. Конечно, слабую активность на AES можно объяснить и мировым финансовым кризисом. Хотя общая тенденция спада производства и разработок наблюдалась и до него. В чем отличие нынешней ситуации от предыдущей? На рынке нет серьезного игрока, предлагающего новую перспективную технологию, как это было с VST/VSTi и ASIO. Если в то время была некая эпоха романтизма, то есть вокруг каждого продукта собиралась большая группа приверженцев, то сейчас этот момент отсутствует. Ситуация с перекупками заставила специалистов не полагаться на что-то конкретно. Да и толку от этого? Потратить много времени на изучение программного продукта, чтобы потом в один момент узнать, что он перешел к другому хозяину, а тот и не собирается делать что-то конструктивное или вообще видит другое применение? Ситуация с переходом на Vista вообще все упростит — все сосредоточится вокруг двух-трех крупных имен, в выигрышной ситуации окажутся коалиции брэндов, что, кстати, уже сейчас происходит и видно на примере нового ACID, в котором предусмотрено сотрудничество с iZotope, Steinberg, который объявил стратегический альянс с Garritan (пока только в рамках образовательной программы), в новом SONAR и т.д. То есть уже факт, что новые профессиональные программные комплексы будут тянуть с собой воз дополнительного софта, якобы представляя системы "все-в-одном". Возможно, это родит новый статус для некоторой части ПО — сопроводительный. Почему так, а не иначе? Все очень просто. Достаточно посчитать, сколько новинок в области программных эффект-процессоров и синтезаторов появилось в последнее время (даже летом, до кризиса), и сравнить с ситуацией двухлетней давности. Цифры не в пользу современности. Период перекупки брэндов имел за собой один очень негативный фактор — разрушился сложившийся рынок и инфраструктура, которая ему сопутствовала. Если раньше все варилось в некоей общей массе, то сейчас каждый действует в рамках своего строго очерченного поля. Появился "лоск корпоративности". Конечно, у Apple, AVID, Yamaha, Adobe, Sony есть свои механизмы раскрутки. Но сейчас тем же молодым разработчикам очень трудно дойти до массового потребителя. Получается, что им нужно соревноваться по рекламным бюджетам с корпорациями, и даже небольшие компании стали восприниматься как indie. Реклама сильно превышает стоимость разработки, то есть предприятие становится вообще невыгодным.

Поэтому исчезнет прежде всего средний класс, останутся только крупные имена/альянсы, а также множество энтузиастов, которые только начинают тот путь, который уже был не раз пройден разработчиками периода середины 00-х. Поэтому, если "крупняки" решат перейти на Vista и забыть XP, сам процесс произойдет очень быстро. Что касается рынка звуковых плат и интерфейсов, то ничего не поменяется, потому как ситуация уже и так предельно минималистична. На данный момент общая ситуация просто зависла в воздухе. Кризис.

Интересно, а каким софтом пользуетесь Вы? Раньше так много описывали, делились советами…

Честно сказать, вернее, если очень честно сказать, в рамках звука я пользуюсь технологиями, которые станут массовыми года через два. Это различные экспериментальные модули в области синтеза, пространственного звука и так далее. Это же относится и к мультитреку — я долго искал необходимую открытую архитектуру с мощным движком в области сведения и эффектов, но название Sonus вам ничего не скажет. Помимо работы в нем, я его еще и тестирую, а также консультирую разработчиков.

Можно ли делать профессиональные продукты в Audacity?

Можно… но не нужно, в то время как лицензия на Tracktion стоит чуть больше 100 у.е., и при этом мы не говорим о равноценной замене платного бесплатным.

Мой друг мне с пеной у рта доказывает, что конденсаторные микрофоны не используются на концертах…


Он прав, за исключением факта наличия некоторых специализированных моделей, сделанных специально для концертов.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2008 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета