Разгоняем разогнанного, или тестирование видеокарты Point Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock

Чип GeForce 9600 GT компания NVIDIA официально анонсировала уже довольно давно. Если говорить о цифрах, то это произошло 21 февраля 2008 года — именно тогда калифорнийский производитель графических чипов отправил на "заслуженный покой" платы класса 8600 GTS в middle-end-сегменте ценовой категории до $180. Напомним еще раз, что ядро 9600 GT имеет маркировку G94 и несет на борту 64 универсальных процессора — это в два раза больше, чем у старичка 8600 GTS, и в два раза меньше, чем у GeForce 8800 GTS (G92) или же GeForce 8800 GTX. Как показала практика, middle-end-чип G94 получился весьма мощным, а вкупе с демократичной ценой — еще и весьма продаваемым. Пожалуй, 9600 GT со счетов списывать еще рано, ведь он неплохо справляется с современными 3D-приложениями, к тому же, сейчас на рынке цена таких решений уже вплотную приблизилась к себестоимости, да и выбор весьма многообразен по весьма "вкусным" ценам.

Сегодня у нас новый гость в лаборатории — плата Point Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock, которая, скажем, забегая вперед, отличается от своих референсных собратьев улучшенной системой охлаждения и завышенными относительно номинала частотами. Итак, давайте попытаемся разобраться, какого же "пошива" 9600 GT в исполнении POV (здесь и далее Point Of View) — весьма редкого брэнда в нашей лаборатории, и попутно проанализируем возможности разогнанного чипа G94 в современных приложениях. Как обычно, начнем наш обзор с технических характеристик чипа исследуемой платы.

Чип G94. Основные особенности

Для начала отметим базовые характеристики графического процессора G94 (GeForce 9600 GT):
. кодовое название чипа: G94;
. технологический процесс изготовления: 65 нм;
. количество транзисторов: 505 млн;
. частота работы ядра: 650 МГц;
. 64 унифицированных скалярных процессора, работающих на частоте 1650 МГц;
. 32 блока текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
. 4 блока записи в кадровый буфер (ROP) (8 накладываемых текстур за проход);
. ширина шины памяти: 256 бит;
. объем видеопамяти: 512 Мб типа GDDR3 с частотой 1800 МГц DDR;
. полоса пропускания памяти: 57,6 Гб/с;
. аппаратная поддержка АРI Direct X 10, Shader Model 4.0, а также OpenGL 2.1;
. поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express x16 rev 2.0;
. возможность организации массива из двух/трех видеокарт NVIDIA SLI;
. аппаратное декодирование видео PureVideo;
. аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
. интерфейсы: 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
. 2x RAMDAC 400 МГц;
. интегрированная в ядро поддержка TV-выхода.

И, конечно же, отметим основные особенности плат на основе GPU G94 относительно старших решений в линейке и их основных конкурентов (см. сравнительную таблицу характеристик).


ВидеокартаNVIDIA GeForce 
8800 GT
NVIDIA GeForce 
8800 GS (9600 GSO)
NVIDIA GeForce 
9600 GT
POV GeForce 9600 
GT 512 MB Extreme Overclock
AMD Radeon 
HD 3870
AMD Radeon 
HD 3850
Наименование чипаG92G92-150G94G94R670R670
Техпроцесс656565 нм65 нм55 нм55 нм
Количество транзисторов754 млн754 млн505 млн505 млн666 млн666 млн
Тактовые частоты чипа, МГц600550/650650700775670
Тактовые частоты шейдерного домена, МГц15001375/162516501750775670
Эффективная частота памяти, МГц18001600/19001800194022501660
Максимальная пропускная способность памяти, Гб/с57,638,4/45,657,656,872 Гб/с 53 Гб/с
Объем и тип используемой памяти256/512/1024 Мб GDDR3384/768 Мб GDDR3512/1024 Мб GDDR3512 Мб GDDR3512 Мб/1 Гб GDDR4256 Мб/512 Гб GDDR3
Количество универсальных процессоров112966464320320
TMU (текстурные блоки)56483323321616
ROP (пикс/такт)43441616
Филлрейт, теоретический (Мпикс)96006600/780010400104001240010700
Тексельрейт, теоретический (Мтекс)3360024600/3120020800208001240010700
Полноэкранное сглаживаниеMSAA 2х, 4х, 8х MSAA 2х, 4х, 8х MSAA 2х, 4х, 8х MSAA 2х, 4х, 8х MSAA 2х, 4х, 8х MSAA 2х, 4х, 8х
CSAA 2x-16xCSAA 2x-16xCSAA 2x-16xCSAA 2x-16xи CFAA до 24xи CFAA до 24x
Анизотропная фильтрация (AF)2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х2х, 4х, 8х, 16х
Ширина шины памяти, бит256192128128256256
ИнтерфейсPCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0PCI-E х16 v2.0
Версия DirectX1010101010.110.1
Версия вершинных шейдеров44444.14.1
Версия пиксельных шейдеров44444.14.1
РазъемыTV-Out TV-OutTV-Out2x DVI, HDMI, DisplayPort, S/PDIFTV-OutTV-Out
2x DVI Dual Link, HDTV2x DVI Dual Link, HDTV2x DVI Dual Link, HDTV2x DVI Dual Link HDTV2x DVI Dual Link
HDTV
RAMDAC, МГц2х4002х4002х4002х4002х 4002х 400
Аппаратное декодирование H264/WMV++++++
Максимальное разрешение2560х1600@85 Гц
Ориентировочная стоимость*$180$105/$140$145$150$190$120

*Цена на день подготовки статьи.

Технические характеристики, пожалуй, также в отдельных комментариях не нуждаются. Стоит отметить лишь невысокую стоимость разогнанной видеокарты относительно рефересных решений, что делает ее весьма привлекательной для покупки. Однако окончательный вывод можно будет сделать только познакомившись с платой поближе, чем, собственно говоря, мы сейчас и займемся.

Видеокарта Point Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock. Комплектация, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения

Видеокарта поставляется в небольшой по размерам коробочке. Пожалуй, на наш взгляд, это оптимальный типоразмер бокса для данного класса карт.

Изображенный на нем "монстр" просто до безобразия забавный (а не грозный, как, вероятнее всего, задумывалось) — просто невозможно удержаться, глядя на него — просто накатывает буря эмоций)! Дизайн упаковки — дело вкуса каждого, но, признаться честно, в данном исполнении он весьма подкачал.

Внутри коробки по отсекам уложен следующий комплект:
. руководство по быстрой установке;
. CD с драйверами и утилитами;
. переходник DVI-I на D-SUB;
. специальный переходник питания 2х Molex на 6-пиновый PCI Express;
. переходник S-Video -> компонентный;
. аудиокабель для передачи звука на разъем HDMI.

Мы видим просто минимальный набор кабелей (только самые нужные), и в остальном практически все без бонусов. Из примечательных моментов комплекта стоит отметить полноценную "мануалку" по установке и настройке видеоплаты. Хоть она и на английском языке, но сей факт присутствия приятно удивляет, ведь зачастую, как мы привыкли видеть, производители кладут в коробку "брошюру по быстрому запуску" и кучу ненужного хлама в виде буклетов, рекламных прайсов и листовок.

Дизайн PCB данной платы полностью идентичен классической GeForce 9600 GT.

Основные визуальные отличия рассматриваемой карты от стандартной 9600 GT кроются только в системе охлаждения GPU. О ней мы поговорим более детально ниже, а сейчас сосредоточимся на PCB видеокарты. Печатная плата Point Of View GeForce 9600 GT выполнена на текстолите зеленого цвета. На задней части мы видим один 6-контактный разъем для дополнительной подпитки видеокарты. Для стабильной работы видеокарты и всей системы в целом производитель рекомендует использовать блок питания от 400 Вт. При этом нагрузочная способность на шине +12 В должна быть не менее 18 А. После того, как мы демонтировали все средства охлаждения, перед нами открылась следующая картина:

Вокруг ядра GPU располагается специальная рамочка, призванная устранить перекос и тем самым предотвратить скол кристалла при установке системы охлаждения. Кроме этого, производитель для дополнительной подстраховки предусмотрел также несколько эпоксидных выступов все с той же целью — не допустить повреждений хрупкого процессора. GPU в нашем случае ревизии A1 и выпущен на 13-й неделе 2008 года в Тайване. Он работает на повышенной относительно эталонной частоте — 700 МГц (номинал — 650 МГц). Видеопамять типа GDDR3 SDRAM с общим объемом 512 Мб расположена на лицевой стороне PCB и набрана с помощью восьми микросхем по 64 Мб.

Производитель чипов — компания Samsung. Время выборки у всех микросхем составляет 1,0 нс, что соответствует частоте 1000 (2000) МГц, однако чипы Point Of View GeForce 9600 GT работают на слегка заниженных относительно номинала частотах — 1940 МГц. Впрочем, для памяти без радиаторов — вполне адекватный режим работы. Далее рассмотрим систему охлаждения GPU. Кулер, охлаждающий графический процессор, представляет собой цельнолитую алюминиевую конструкцию чашеобразной формы с расположенным в центре вентилятором. Система охлаждения из-за выступающего радиатора получилась двухслотовой (напомним вам, что референс-радиатор — однослотовый).

Из замеченных недостатков конструкции отметим, что нагретый воздух не выводится за пределы корпуса компьютера, а остается внутри — это, в свою очередь, приводит к нежелательному нагреву остальных компонентов системы. Благодаря высокой площади рассеивания и большому вентилятору кулер уже теоретически должен прекрасно справляться со своей задачей. Но это лишь теория, как оно будет на практике — посмотрим. На задней панели видеокарты распаяны следующие разъемы: DVI (Dual-Link) и HDMI. Наличие последнего как раз и объясняет причину отсутствия в комплекте поставки ускорителя переходника DVI-I -> HDMI.

На этом визуальный осмотр Point Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock закончен, и пора переходить к практике.

Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления исследуемых плат

Для мониторинга тепловых показателей ускорителя воспользуемся утилитой RivaTuner 2.09. Для большей наглядности все данные сведем в
соответствующую таблицу:


Наименование видеокартыPoint Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock
Условия тестированияЗакрытый стенд
Температура окружающего воздуха28°С
Температурные показатели, режим простоя (2D)
Графический процессор, макс. значение37°C
Температурные показатели (3D)
Графический процессор, макс. значение53°C
Температура внешних элементов видеокарты*
Радиатор GPU42°С

*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501.

При работе в 2D-режиме, когда утилизация графического процессора мала, вентилятор вращается на весьма низких оборотах, при этом оставаясь практически бесшумным. Если начинать серьезно придираться и прислушиваться, при открытом системном блоке можно услышать только отдаленный и чуть ощутимый шелест крыльчатки. В режимах с высокой степенью загрузки GPU видеокарты (3D-игры) кулер прибавил оборотов совсем незначительно (см. графики), в результате чего шум работы системы охлаждения по-прежнему сохранился на очень низком уровне. Отметим, что все тесты проводились в закрытом тестовом стенде с температурой в помещении около 28°С. Для таких условий результат просто потрясающий! Умельцам из Point Of View надо отдать должное — у них действительно получилось создать оптимальный по всем параметрам кулер для 9600 GT. А как же дела обстоят с разгоном? Для этого воспользуемся соответствующими возможностями утилиты RivaTuner 2.09:


ПодсистемаGPUПамятьШейдерный домен
Номинальные частоты70019401750
Частоты, полученные разгоном78522002000
Прирост12%13%14%
Температурные показатели (3D)
Максимальная температура GPU56°C
Радиатор GPU*49°C

*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.

Результат стабильного разгона по GPU, честно говоря, не оправдал ожиданий на фоне эффективной системы охлаждения. Что ж поделать, такой уж попался нам экземпляр. Память демонстрирует неплохой разгон, но это только с учетом полного отсутствия радиаторов охлаждения, а в целом показатель ничем не примечателен.

Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек

Конфигурация тестового стенда:


Материнская платаGigabyte EX38-DQ6 (X38)
ПроцессорIntel Core 2 Quad QX6700 2,66 ГГц, разогнанный до 3,2 ГГц (266x12)
ПамятьChaintech APOGEE PC-6400 DDR II (2x2 Гб, CL4-4-4-12), 2,1 В
ВинчестерСистемный: WD Raptor 74 GB WD740ADFD (10 000 об./мин., Serial ATA, буфер 16 Мб) Игры и программы: Seagate ST3500320AS 500 GB (Serial ATA II, буфер 32 Мб
Блок питанияFloston Energetix 850 Вт (ENFP-850W)
МониторCompaq P1210 (22", максимальное разрешение 2048х1536@75 Гц)
Операционная система (тесты DX10)Microsoft Windows Vista Ultimate 64-bit SP1, DirectX 10 (сборка июнь 2008-го)
Драйверы для видеокарт NVIDIAGeForce 175.19
Драйверы для видеокарт AMDATI Catalyst 8.7


В тестировании, помимо Point Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock, также принимали участие:
. NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц;
. NVIDIA GeForce 9600 GSO 384 MB 680/1600 МГц;
. AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц;
. AMD Radeon HD 3850 512 MB 670/1660 МГц.

Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
Для GeForce 175.19:
. texture filtering — high quality;
. vertical sync — off;
. anisotropic optimization — off;
. anisotropic sample optimization — off;
. transparency antialiasing — off.

Для AMD Catalyst 8.7:
. Catalyst A.I — standard;
. mipmap detail level — high quality;
. wait for vertical refresh — off;
. adaptive antialiasing — off;
. temporal antialiasing — off;
. high quality anisotropic filtering — off.
Все остальные настройки — по умолчанию.

Анализ производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей. Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии — утилитой FRAPS на специально подобранных простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся минимум три раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов. В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:


ПриложениеВерсияAPIНастройки качестваАнтиалиасингАнизотропная фильтрация
3DMark Vantage1.01DirectX 10Performance Precet--
Extreme PrecetFSAA 4xx16
Devil May Cry 4 Benchmark1.00DirectX 10Maximum QualityFSAA 4xx16
Call Of Juarez Benchmark1.3.0.1DirectX 10Maximum Quality--
Call of Duty 4: Modern Warfare1.6DirectX 9Maximum QualityFSAA 4xx16
Company Of Heroes Opposing Fronts1.7.1DirectX 10Maximum QualityFSAA 4xx16
Crysis1.2.1DirectX 9.0cHigh Quality --
DirectX 10Very High Quality--
Gothic 31.12DirectX 9.0cMaximum Quality-x16
Ghost Recon Advanced Warfighter 21.0DirectX 9.0cMaximum QualityFSAA 4xx16
PT Boats: Knights of the Sea DirectX 10 Benchmark1.00DirectX 10Maximum QualityFSAA 4xx16
S.T.A.L.K.E.R.1.005DirectX 9.0cMax Quality, Dynamic Light On-x16
Tomb Raider: Legend1.2DirectX 9.0cMax. Quality, NGC ON.FSAA 4xx16
World In Conflict1.007DirectX 9Maximum QualityFSAA 4xx16
DirectX 10Maximum QualityFSAA 4xx16


Выводы

Плата весьма интересна в первую очередь своей эффективной, а главное — тихой системой охлаждения, завышенными частотами и ценой. Для любителей абсолютной тишины имеется возможность программного регулирования оборотов кулера, что позволит настроить частоты вращения на оптимальный баланс между температурным режимом (максимальным нагревом GPU) и тишиной работы платы. Единственный замеченный недостаток конструкции системы охлаждения — тепло не выносится за пределы корпуса, что повышает общий тепловой режим в корпусе. Комплект поставки Point Of View GeForce 9600 GT 512 MB Extreme Overclock не блещет изобилием бонусов — в нем имеется лишь голодный минимум для запуска и настройки платы. Но данный недостаток — только наше субъективное мнение. Вероятнее всего, как показала практика, для основной массы потребителей такого класса ускорителей принципиальным и основополагающим критерием покупки станет в первую очередь цена. А с этим пунктом у Point Of View GeForce 9600 GT 512 Мб пока все в порядке.

Достоинства:
. отличная производительность для своей стоимости (характерно для всего класса GeForce 9600 GT);
. приемлемый разгонный потенциал;
. эффективная система охлаждения;
. низкий шум работы кулера.

Недостатки:
. комплект поставки без бонусов.

Дмитрий Трамбицкий


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета