FiOS: оптоволокно в каждый дом

В США сейчас успешно реализуется проект, в рамках которого телекоммуникационные компании подключают к широкополосному интернету значительную часть американских домов, подводя оптоволоконный кабель прямиком к каждому зданию. Таким образом, знаменитая проблема "последней мили" решалась, что называется, в лоб. Фактически речь идет о масштабном пилотном проекте. После того, как технология будет успешно обкатана в США, технические проблемы будут выявлены и решены, а себестоимость подключения снизится, можно будет говорить о распространении такого типа подключения по всему миру. Это, в свою очередь, позволит вывести сервисы передачи данных на принципиально новый уровень.

Все началось еще четыре года назад, когда компания Verizon анонсировала проект создания на территории США национальной сети широкополосного интернет-доступа под названием FiOS. Название сети произошло от термина "фибероптические каналы" — fiber-optic service. В рамках проекта предполагалось протянуть оптоволокно до каждого дома, где живут клиенты Verizon. Тогда проект был встречен IT-сообществом довольно скептически — многие посчитали, что инвестиции в размере $23 млрд слишком рискованны и в любом случае не окупятся. Еще свеж был в памяти крах доткомов и громко лопнувший в 1999-2000 годах мыльный пузырь "новой IT-экономики". Да и сервисные пакеты, реализуемые по концепции triple play, тогда еще только завоевывали себе место на рынке. Тем не менее, Verizon все-таки начал — на свой страх и риск — реализацию этого амбициозного проекта. Поначалу дела шли не слишком успешно — слишком велики были денежные и трудовые затраты на создание кабельной инфраструктуры. Однако новая служба имела явное преимущество перед конкурентами — она была самой быстрой на рынке услуг широкополосной связи. Качественный перелом произошел в 2006 году, когда компания Verizon и интернет-корпорация Yahoo! объявили о запуске совместного сервиса по предоставлению услуг широкополосного подключения к интернету для пользователей FiOS. К тому моменту сервис был доступен пользователям в 15 штатах США. Позднее в том же году услуга стала доступной еще в одном штате — Вашингтон. На тот момент — середина 2006 года — совместная компания Verizon Yahoo! предлагала для FiOS три варианта скорости подключения: 5, 15 и 30 Mbps с различными бесплатными премиальными функциями. Месячная стоимость обслуживания составляла $34,95, $44,95 и $179,95 соответственно. И вот теперь настало время подводить очередные двухлетние итоги развития этой оптоволоконной сети. В конце августа компания Verizon объявила о том, что проект FiOS продвигается более успешно, чем изначально предполагалось. Оптоволокно для службы FiOS уже протянуто в 19 млн домов, при этом затраты на обеспечение каждого абонента широкополосным доступом составили около $4 тыс. Это, конечно, немалые деньги и по американским меркам — но не будем забывать, что речь идет о создании инфраструктуры. Кроме того, цена подключения падает по ходу расширения сети.

При этом, правда, клиенты FiOS есть далеко не во всех подключенных домах: лишь 24% из их жителей пользуются интернет-доступом, и только 20% являются абонентами видеосервисов от Verizon. Однако и этого сейчас хватает для обеспечения коммерческой эффективности проекта. Тем более, что тарифы, предложенные Verizon, сложно назвать низкими: пакет из неограниченного широкополосного интернет-доступа, более 200 цифровых ТV-каналов и домашнего телефона (то есть классический вариант triple play) стоит более $130 в месяц. Правда, у Verizon есть конкурентное преимущество: скорость интернет-доступа в ее сети по-прежнему существенно выше, чем у других американских кабельных операторов. Недавно Verizon начала замену домашних маршрутизаторов абонентам службы FiOS. Новые маршрутизаторы производства Actiontec и Westell позволяют увеличить скорость доступа с нынешних 75 Мбит/с до 175 Мбит/с — они могут одновременно работать с несколькими приложениями, поддерживают подключение компьютеров к коаксиальным телевизионным кабелям стандарта MoCA 1.1, к четырем Wi-Fi-сетям с разными настройками и организацию домашних сетей с большим количеством устройств (15 вместо 7). Между тем, проекту FiOS пока еще довольно далеко до окупаемости. По мнению большинства экспертов, этот процесс может затянуться еще лет на десять. Более того, он может и не наступить вообще. Дело в том, что для продвижения своих широкополосных сервисов Verizon вынуждена тратить немалые деньги на рекламу, а в это время конкуренты типа Comcast и других кабельных операторов тоже готовятся к увеличению скорости интернет-доступа в своих сетях и к запуску новых сервисов. Так что дальнейший успех FiOS будет зависеть от того, сумеет ли Verizon предложить клиентам действительно нужные им новые сервисы, использующие преимущества широкой оптоволоконной полосы, и от того, сколько абонентов согласятся платить за них немалые деньги. Речь может идти, к примеру, о широком распространении интерактивного цифрового телевидения высокой четкости (HDTV), IP-видеотелефонии и т.д. Но в любом случае благодаря уже сделанным инвестициям в оптоволокно Verizon (в отличие от конкурентов) в обозримом будущем не придется тратиться на модернизацию своей сети, чтобы увеличить полосу пропускания и количество передаваемых каналов того же HDTV.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2008 год в рубрике сети

©1997-2024 Компьютерная газета