...
...

Обзор акустической системы формата 5.1 microlab А-6664

Сегодня тенденция создания на основе ПК или DVD недорогого домашнего кинотеатра приобретает все большую популярность. Потратив всего $100-$200 на 5.1 акустику, пользователь получает возможность испытать более яркие ощущения при просмотре уже знакомого фильма или играя в любимую хорошо изученную компьютерную игру. Самое интересное — зачастую такие системы показывают весьма неплохой результат, что говорит об уверенных позициях данного сегмента рынка: раз есть спрос, должно быть качественное предложение. А качество, как известно, залог успеха.

Теперь от общего к сути. Сегодня у нас на тестировании мультимедийная система типа "домашний кинотеатр" microlab A-6664 одноименной компании. Как всегда, изучим внешне — заглянем внутрь, послушаем, померяем. В общем, посмотрим.

Технические характеристики
Параметр Значение
Мощность, Вт (RMS) 63 (23+8х5)
Диапазон частот, Гц 25-20.000
Соотношение сигнал/шум, дБ 85
Разделение частот, дБ 40
Размер динамиков, дюйм
сабвуфер 5,25
сателлит 2,5
Габаритные размеры, мм
сабвуфер 248х222х228
сателлит 96х90х121
внешний усилитель 310х90х250
Вес нетто/брутто, кг 11,3/12,4
Средняя розничная цена, $ 125

Упаковка и комплектация

Коробка, в которой поставляется 5.1 система, очень компактная. Габаритные размеры составляют всего 392х346х382 мм. Материал — трехслойный гофрокартон. Весь поставляемый комплект упакован в полиэтилен и уложен в пенопластовые формы, каждый предмет — в свою нишу. Содержимое коробки: . сабвуфер — 1 шт.;
. сателлиты — 5 шт.;
. внешний усилитель — 1 шт.;
. пульт ДУ — 1 шт.;
. батарейки (1,5 В, типоразмер ААА) — 2 шт.;
. межблочный кабель 2RCA-mini Jack (1,85 м) — 3 шт.;
. межблочный кабель 2RCA-2RCA (1,8 м) — 3 шт.;
. аудиокабель (1,8 м, 5,8 м) — 5 шт.;
. инструкция по эксплуатации — 1 шт.;
. гарантийный талон — 1 шт.

Комплект соответствует стоимости. Из минусов отмечаем тонкие аудиокабеля с RCA-штекером с одной стороны и просто зачищенными концами проводов — с другой. Приятным фактом оказалось наличие двух батареек к пульту — как говорится, сразу под рукой.

Дизайн, эргономика и функциональность

Судя по записям на коробке, система реализована в единственном серебристом цвете. Надо сказать, не худший вариант, но субъективно черный или "под дерево" нам бы понравился больше.

Сателлиты. Схожие колонки мы уже видели в трифонике microlab FC360 (КГ №25'2006) — эти разве что чуть пониже и другого цвета. Также аналогично колонки устанавливаются на три наклеенные резиновые ножки.

Имеются и отличия — например, съемный гриль. Для того, чтобы иметь возможность любоваться примененным динамиком, необходимо осторожно надавить на сетку сверху у задней стенки и потянуть ее на себя. Как смогут потом убедиться все любопытные, крепление гриля не представляет особых технических премудростей — два штырька да защелка. Подключаются к усилителю сателлиты аудиокабелем разной длины в зависимости от назначения конкретной колонки (все колонки одинаковые, каждая может быть как фронтальной/центральной, так и тыловой). Коммутация со стороны колонок осуществляется посредством пружинным разъемов.

Сабвуфер уважительно тяжелый, что заочно говорит о деревянном корпусе и надежном магнитном экранировании примененного НЧ-динамика.

Устанавливается саб на четыре прикрученные пластмассовые ножки. Подключение к усилителю осуществляется уже неотсоединяемым кабелем. Гриль представляет собой массивную панель с закрепленной на ней пластиковой сеткой и натянутой акустической тканью. К сабвуферу такая крышка крепится с помощью четырех штырьков. Тип акустического оформления саба — фазоинвертор, порт которого выведен на левую сторону.

Усилитель. Относительно сателлитов и сабвуфера внешний усилитель вышел довольно крупным. Добавить полностью металлический корпус (исключение — лицевая панель), большое количество перфорационных отверстий на нем да еще пару-тройку приятных особенностей (о которых ниже), и мы получим весьма серьезную вещь, достойную более внимательного изучения.

С дизайнерской точки зрения изысков практически нет. Серебристый параллелепипед со скошенными передними ребрами и черным табло дисплея напоминает дизайн советской техники, где на первом месте была надежность, и еще раз надежность. Начнем снизу, где можно увидеть четыре прикрученные ножки 10 мм высотой. Равно как сверху или по бокам, на нижней стенке корпуса также имеется вентиляция, так что такая высота их оправданна. Вся коммутация, как ей, в принципе и положено, осуществляется на задней панели. Здесь расположены RCA-входы для источника стереосигнала (AUX), RCA-входы для источника 5.1-канального звука (АС-3), аудиовыходы (шесть RCA-гнезд), гнездо предохранителя (800 мА, 250 В) и вход силового кабеля. Как полагается, все снабжено поясняющими надписями и рисунками. С лицевой панели пользователю доступны следующие функции: включение/выключение АС (нижняя кнопка), регулировка уровня общей громкости (центральный регулятор — валкодер), выбор источника сигнала 5.1/AUX (верхняя кнопка). Ручка регулятора свободно вращается в обе стороны с характерными щелчками. Кнопкой Power усилитель выключается (положение OFF) либо переводится в режим STAND-BY (положение ON). Чтобы активировать систему из этого режима, необходимо слегка тронуть регулятор громкости. При этом на дисплее отобразится выбранный источник сигнала (2.0 или 5.1), уровень общей громкости (от 0 до 80 единиц), а встроенными светодиодами индицируется режим воспроизведения (2.0 или 5.1 — выбор доступен только с пульта) и продублируется выбранный источник сигнала.

Пульт ДУ вышел на редкость удобным. Узкий, но не слишком вытянутый корпус из приятного на ощупь пластика, резиновые кнопки, не кричащий молочный цвет и интуитивно понятная схема управления выгодно выделяют данное устройство. С пульта можно производить:
. активацию системы/переход в режим STAND-BY;
. выбор источника звука;
. регулировку пространственного звучания;
. регулировку общей громкости;
. активацию режима MUTE;
. выбор режима воспроизведения;
. регулировку громкости сабвуфера;
. регулировку центрального канала;
. регулировку баланса (вправо/влево).

Конструкция

Сателлиты. Вооружившись обычной крестовой отверткой, любой из сателлитов можно разобрать на пять составляющих: внешнюю заднюю/боковую стенку (или, как мы ее уже обзывали, "седло"), внутренний бокс под динамик, переднюю/верхнюю ответную стенку, СЧ-динамик, гриль. Для сравнения: в той же microlab FC360 прекрасно обходятся без данного бокса, а ведь мощность и габариты сателлитов там больше. Примененный динамик произведен компанией Microlab, заявленное сопротивление составляет 4 Ом. Магнитная система головки экранирована, конструкция ее такова: резиновый колпачок, полимерный диффузор, тканевые с пропиткой подвесы. Толщина внешних пластмассовых стенок составляет 3 мм, внутренних (бокс динамика) — 5 мм. Демпфирующего материала внутри нет. Тип акустического оформления сателлитов — схема "закрытый ящик".

Сабвуферу грешно быть пластиковым. Его корпус собран из листов MDF толщиной 12 мм. Как полагается, стыки хорошо проклеены и кое-где укреплены для пущей прочности рейками. Врезанный в корпус НЧ-динамик магнитно экранирован. В середине металлического экрана имеется небольшое отверстие для охлаждения катушки. Внутри присутствует своеобразное демпфирование: идущий от усилителя к динамику провод обмотан синтепоном. Заявленное сопротивление головки составляет 8 Ом. Конструкция следующая: резиновые подвесы, композитный (бумага/ткань) диффузор, пластиковый колпачок, штампованная корзина. Конструкция порта фазоинвертора довольно распространенная: картонная трубка и два пластиковых экспоненциальных расширителя. Общая длина порта при диаметре 35 мм вышла равной 115 мм.

Усилитель. Открутив по периметру ряд винтов с усилителя, можно снять немалый металлический кожух, представляющий собой боковые и верхнюю стенки корпуса. Толщина металла достигает 1,2 мм, что, как говорится, внушает. Без данного кожуха усилитель представляет собой реечный каркас с навешенными составляющими: платами, радиаторами, проводами и т.д.

В целом по конструкции как таковой никаких замечаний нет: все надежно скручено, без люфта, заусенцев и прочих возможных "прелестей сборки". Электроника. В устройстве имеются три платы, которые условно можно назвать так: силовая плата плюс усилитель мощности, плата управления, плата коммутации (по входу). Все платы аккуратно разведены и пропаяны. Монтаж элементов на них фактически односторонний, плотность монтажа средняя. Основное усиление в системе реализовано на двух четырехканальных аудиоусилителях TDA8947J, способных выдать 8,5 Вт в обычном включении и 18 Вт — в мостовом (Uпит = 18 В, THD = 10%, Rн = 4 (8) Ом). Чуть выше мы привели впечатляющие возможности пульта, теперь скажем пару слов о том, как это реализовано.

Плата входов. Здесь имеются две микросхемы: TDA7448 и SG2323-G. Первая представляет собой шестиканальный контроллер громкости (6 channel volume controller for quality audio applications in Multi-Channels Audio Systems), управляемый центральным процессором по I2C. Вторая микросхема является DSP-процессором (digital signal processor), предназначенным для преобразования стереосигнала в сигнал формата 5.1. Наконец, на плате управления стоит еще одна микросхема, SG16C57D. К сожалению, ее описания нам найти не удалось, но, судя по всему, это и есть тот самый центральный процессор. Все описанное нами "добро" питается от небольшого трансформатора на Ш-образных пластинах (I/P: 240 В, 50 Гц; O/P: 2х18 В, 2 А). В цепи фильтра по питанию стоят два электролита на 35 В, 4700 мкФ.

Прослушивание

Несмотря на формат 5.1, представленная АС в целом проста — в ней нет возможности корректировать тембр, а многочисленные возможности пульта сводятся лишь к изменению громкости той или иной точки источника (фронт, центр, тыл). Отсюда некоторая ограниченность: можно в какой-то степени влиять на параметры сцены (глубина, ширина), но, к сожалению, не более того. В звучании сателлитов доминируют высокие частоты и бас. Выровнять частотную картину немного помогает уменьшение уровня басов, но высокие при этом все равно доминируют. Был бы корректор тембра, можно было бы и не заметить, а так… Сабвуфер звучанием порадовал. Пусть не такой глубокий, как хотелось бы, но четкий и хлесткий бас всегда поддерживал общую картину и зачастую скрадывал не особо удачные моменты в игре. Посему с учетом стоимости и позиционирования системы за звучание ставим модели microlab A-6664 четыре балла, разумеется, по пятибалльной шкале.

Измерения

Исходя из приведенного графика, общая неравномерность АЧХ сателлитов составляет [pic]5 дБ. С учетом стоимости системы результат хороший. Воспроизводимый диапазон частот составляет 220-17.500 Гц.



Предвидим, что эксплуатировать колонки без сеток станут немногие, однако реально серьезных изменений в звучании при этом уловить не удастся. Разворот колонок относительно оси измерительного микрофона приводит к довольно значительному завалу на ВЧ. В принципе, это не очень и страшно — система 5.1, а значит, потенциал в получении широкой зоны все же имеется.

Подадим "чистый синус". Полученные спектры относительно чисты — хорошо выражена только вторая гармоника.

По уровню -6 дБ воспроизводимый диапазон частот для саба составляет 80-280 Гц. Пик АЧХ приходится на частоту порядка 120 Гц.

Сабвуфер играет не так чисто, как сателлиты, но все же и он сильно не грешит гармониками.

Общая картина игры системы (общий вид АЧХ) такова: воспроизводимый диапазон частот составляет 80-17.500 Гц, а неравномерность АЧХ на нем [pic]5 дБ. В ближней зоне благодаря порту фазоинвертора ухо может различить и более низкие частоты — по нашим измерениям, нижняя граница простирается вплоть до 40 Гц, что вполне приемлемо. Кстати, отчетливо виден затяжной провал на 140-2000 Гц — то, что мы и слышали (вернее, не услышали).


Заключение

Акустическая система показала себя положительно — неплохо играет, хорошо выглядит и не будет бить по карману. На ее основе плюс телевизор с DVD или настольный компьютер всего за 10-20 минут можно соорудить настоящий домашний кинотеатр. Она не займет много места и даже не заставит владельца подниматься с дивана, дабы произвести какую-либо корректировку по громкости или тембру.

Руслан Ланковский

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Корпусные камеры видеонаблюдения