...
...

Google нанимает государственную власть?

В российском представительстве интернет-компании Google появилась вакансия на весьма необычную для постсоветского пространства должность — "политического представителя" (Russia Policy Counsel). Как сказано в описании вакансии, политический представитель в российском офисе Google должен будет заниматься "взаимодействием с государственными структурами и лоббированием интересов интернет-компании в правительстве". Попросту говоря, московскому офису интернет-гиганта потребовался специалист, который сможет эффективно поддерживать диалог с властью.

Понятно, что пока в российском представительстве Google информацию о новой должности подтверждают крайне осторожно. Многие IT-эксперты и журналисты, впрочем, уже высказались в том духе, что американской интернет-компании потребовались новые — политические — инструменты для дальнейшего увеличения доли на российском интернет-рынке. Для России и стран СНГ такая должность пока в диковинку, но на Западе считается вполне нормальным иметь в штате специалиста по government relations — "связи с органами власти" (по аналогии с public relations — "связи с общественностью"). К обязанностям специалиста по government relations относится общение с представителями государства, отраслевыми и общественными объединениями, прессой, отраслевыми экспертами, партнерами, а также лоббирование интересов компании в органах верховной власти. Как раз на последнее делают особый упор в Google: в вакансии прямым текстом говорится, что кандидат должен иметь наработанные связи в российском правительстве и парламенте. Также от будущего Policy Counsel требуются превосходное знание английского языка, юриспруденции, а также отличные личные аналитические качества и связи. Сколько будут платить такому специалисту, не сообщается, но можно предположить, что немало. Как-никак, в России "связи" с властью всегда ценились особо. В российском офисе Google, впрочем, официально отрицают, что предпринимают попытку "не привлекая к себе внимания, внедриться в Кремль". Как пояснила Алла Забровская, директор по связям с общественностью Google: "В данном случае речь идет не столько о взаимодействии с политическими структурами, сколько об урегулировании юридических вопросов и работе на стыке связей с общественностью и отношений с государством". По ее словам, должность Policy Counsel есть у Google во всех странах присутствия.

Судя по реакции российских интернет-компаний, они почувствовали себя глубоко оскорбленными столь откровенными действиями Google. Директор по связям с общественностью "Яндекса" Михаил Ушаков поспешил напомнить IT-общественности: "Осенью 2005 года Google нанял своего первого лоббиста в Вашингтоне, а позже — целую компанию по лоббированию. Видимо, дошла очередь до локализации этого проекта в России". Известный персонаж рунета и бывший президент по технологиям Rambler Антон Носик уверен, что Google напрасно скромничает, так как сегодня очевидна заинтересованность компании в установлении личных связей с госструктурами. Цитата: "Отрицая намерения лоббировать интересы компании в правительстве, Google просто стремится не привлекать к себе внимания. В вакансии четко указаны требования к соискателю (наличие связей в правительственных структурах, известность в прессе) и его задачи. Лоббистскую деятельность Google ведет активно во многих странах: например, когда Microsoft объявила о намерении купить Yahoo, в США Google инициировал против первой антимонопольные запросы. Стремление договориться с властью, не поднимая шума, продиктовано особенностями местного менталитета: в России присутствует некая запуганность чиновников, в Америке же лоббирование — нормальное явление, которого никто не стесняется и не скрывает. Что касается конкретных интересов Google в России, то они очевидны: сегодня государство является крупным и влиятельным игроком на IT-рынке, реализуя множество программ в области инноваций, образования, разработок. Участие в подобных проектах потенциально выгодно. Кроме того, у Google есть и проблемы с бухгалтерским учетом в расчетах с партнерами, которые компании хотелось бы решить. … Google борется за мировое господство в интернете, и это у него прекрасно получается в большинстве стран мира, кроме четырех, к которым относится и Россия. Недавно компания существенно увеличила долю местного рынка, приобретя агентство интернет-рекламы "Бегун": такое расширение бизнеса потребовало новых мер". Другие участники рынка, однако, считают, что Google было бы правильнее решать вопросы, связанные с законодательным урегулированием интернет-среды и ее развитием в России, действуя при посредничестве ассоциации "Интернет и Бизнес" (АИБ). Для справки: это некоммерческое объединение было основано крупнейшими игроками российского интернет-рынка как раз для подобных целей. Причем одним из основателей ассоциации выступил и Google. В уставе организации, помимо прочего, прописано в том числе и участие ее членов в законотворческой деятельности. Президент ассоциации "Интернет и Бизнес" Алексей Беляев, конечно же, заверяет, что прописанные цели "не остались на бумаге", и по ним "ведется постоянная работа". А именно: организуются встречи между представителями интернет-компаний и властных структур, в том числе правоохранительных органов. Основная задача таких мероприятий — прийти к общему пониманию в отношении злободневных вопросов — таких, как пиратство, распространение нелегального контента, детской порнографии, и многое другое. Впрочем, тот же Беляев вынужденно признает: "В намерении Google решать какие-то вопросы самостоятельно никакого противоречия членству в ассоциации нет".

Есть и те, кто понимает и полностью принимает политику Google. Так, вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова считает, что в размещении подобной вакансии "нет ничего особенного". Цитата: "Участникам любого рынка всегда очень важно транслировать свою позицию государству. Есть ли для этих целей специальный человек, специальная должность, нет ли — все компании, заинтересованные в развитии рынка, так или иначе ведут диалог с государством".

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Корпусные камеры видеонаблюдения