...
...

IT-бизнес: перепрыгивая барьеры

Приближается осень — обычный сезон активизации IT-бизнеса. Но в этом году все ждут осень с некой настороженностью. Она покажет одну важную вещь: насколько мировой финансовый кризис — подорожание нефти, падение доллара и рецессия в США — повлияет (и повлияет ли вообще) на компьютерную и телекоммуникационную индустрию.

Поисковые системы: эволюция


В преддверии выпуска акций компанией "Яндекс" российские журналисты попросили финансовых аналитиков посчитать рентабельность этой интернет- компании. Получился показатель в пределах 54,7-55,8%. Показательный момент: "Яндекс" обнародовал лишь один финансовый параметр за 2007 год — выручку. По словам представителей компании, этот показатель по сравнению с 2006-м вырос "примерно вдвое", т.е. мог составить $167 млн. Согласно отчетности ООО "Яндекс", опубликованной в "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2007 году — $172,9 млн (4,4 млрд руб.), чистая прибыль — $64,2 млн (1,6 млрд руб.). Напомню, что осенью нынешнего года "Яндекс" планирует разместить на высокотехнологической фондовой бирже Nasdaq 15-20% своих акций. Организаторы IPO — Morgan Stanley, Deutsche Bank и "Ренессанс капитал". Предварительная оценка всей компании составляет $5 млрд. Покупкой такой же доли в "Яндексе" интересуется российский миллиардер Алишер Усманов.

Справка КГ:
"Яндекс": интернет-компания. Владеет порталом Yandex.ru с ежедневной аудиторией около 6 млн человек (данные TNS Gallup). Акционеры: 30% — основатели, около 20% — менеджеры, более 30% — фонды Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners, 15% — Tiger Global Management, 5% зарезервировано под опционы. Для сведения: в 2006 году рентабельность "Яндекса" была 59,4%, то есть за год она упала примерно на 3%. Это может быть связано с ростом числа партнеров, а следовательно, и отчислений, говорят аналитики. Впрочем, представители "Яндекса" пока отказываются от каких-либо комментариев.
У конкурента "Яндекса" — компании Mail.ru — рентабельность выше: 64,5%. Это связано с тем, что у Mail.ru 68% доходов поступает от продажи баннерной рекламы. "Яндекс" же делится с партнерами доходами от контекстной рекламы, которая приносит ему 80% выручки. Рентабельность у Rambler в 2007 году составляла 11%, в I квартале 2008-го — 18-20%. У Google — 35,9%.

Кстати, про "Рамблер". Холдинг Rambler Media покидает финансовый директор Артур Акопьян. Это именно при нем компания стала прибыльной, но одновременно и избавилась от двух своих крупных активов — телеканала Rambler TV и системы контекстной рекламы "Бегун". Уже известно, что Акопьян станет одним из топ-менеджеров компании Global Technology Fund (GTF), близкой к Eventis Telecom. Акопьян, работавший с 2005 года в "Синтерре", стал финдиректором Rambler полтора года назад. Он пришел в Rambler с новой управленческой командой Марка Опзумера, который сменил Ирину Гофман на посту гендиректора. По итогам 2007-го Rambler впервые закончил 12 месяцев с чистой прибылью (во многом из-за продажи Rambler TV за $23 млн в первом полугодии). Доходность холдинга выросла в 4,75 раза до $7,6 млн, $7,1 млн из которой было получено во II полугодии. Но нельзя сказать, что улучшение финансового положения Rambler связано только с Акопьяном — это заслуга всей команды, подчеркивают аналитики. За последний год Rambler также получил контроль над "Бегуном", а в конце июля договорился о его перепродаже компании Google. Прибыль от этой сделки составит около $50 млн, что в 2,7 раза превышает вложенную в "Бегун" сумму. С финансовой точки зрения продажа "Бегуна" выгодна, но пока непонятно, как она отразится на доходах Rambler в будущем — система работает на растущем рынке контекстной рекламы, удваивающемся уже не первый год подряд. По данным консалтингового агентства Mindshare Interaction, в 2007 году этот рынок в России удвоился и вырос до $210 млн. Выручка Rambler от контекстной рекламы будет "развиваться опережающими темпами", заявлял после сделки Акопьян, компания "будет специализироваться на вертикальном или тематическом поиске".

Корпорации и цифры

Согласно данным, представленным в финансовом отчете Hewlett-Packard за III квартал 2008 года (закончился 31 июля), общие доходы HP выросли на 10% по сравнению с прошлогодними показателями и составили $28 млрд. Чистая же прибыль увеличилась на 14% и достигла $2 млрд. Такие финансовые результаты превысили ожидания аналитиков, прогнозировавших доходы на уровне лишь $27,4 млрд ввиду возможного влияния экономического кризиса на продажи компании. По словам представителей HP, погасить негатив от снижения покупательской активности в США и Западной Европе удалось благодаря росту доходов от деятельности на развивающихся рынках, увеличению продаж ноутбуков и постоянным улучшениям бизнес-решений и продуктов для сканирования и печати. Действительно, продажи ноутбуков компании за квартал выросли на 26%, тогда как десктопов — лишь на 6%. Доходы же от деятельности на рынках стран BRIC (Бразилии, России, Индии и Китая) увеличились на 24% по сравнению с прошлым годом. В своих прогнозах на IV квартал финансового года (закончится 31 октября) аналитики компании также оптимистично заложили в планы от $30,2 до $30,3 млрд доходов. Марк Херд, председатель правления Hewlett-Packard, заявил журналистам: "Наше глобальное положение, широкий спектр продуктов и услуг и растущие возможности по снижению себестоимости продукции дают нам уверенность в продолжении значительного роста доходов в будущем".

На рынке микросхем памяти возникла парадоксальная ситуация: рынок флэш-памяти типа NAND подвержен существенному спаду по причине перепроизводства. Но со временем возникнет потребность в десяти новых гигантских заводах, чтобы производство могло поспеть за растущим спросом на NAND — так, по крайней мере, утверждает руководитель компании SanDisk Эли Харари. Цитата: "Наша отрасль переживает времена испытаний. Отрасль не находится в здоровом состоянии". Действительно, производство и сбыт флэш-памяти уже примерно два с половиной года переживают стремительное падение цен. Ситуация стала следствием существенного превышения объема производства над объемом потребления. По имеющимся оценкам, предложение превышает спрос примерно на 10%, что выводит большинство поставщиков в "красную зону". Для сравнения: поставщики DRAM, которые тоже переживают не лучшие времена, сталкиваются с превышением предложения над спросом на уровне всего лишь 1-2%. По мнению Харари, рынок ждет приложений, которые поднимут спрос. В качестве примеров направлений, имеющих потенциал роста, можно назвать карты расширения, мобильные устройства, твердотельные накопители. Чтобы отрасль могла откликнуться на ожидаемый переход к восходящей части кривой и удовлетворить потребности новых приложений, по оценке Харари, понадобится еще десять "мегафабрик" по производству NAND.

Согласно прогнозам организации SEMI — "отраслевого профсоюза" компаний — производителей полупроводников, — обновляемым каждые полгода, продажи оборудования для производства полупроводников в Европе по итогам 2008 года вырастут до $2,53 млрд. В следующем же году объемы рынка должны вырасти еще на 3,6% и достичь $2,62 млрд. Рынок материалов для производства полупроводников также будет расти и почти достигнет в нынешнем году $4 млрд. Напомню, что основными стимулами роста мирового рынка полупроводников эксперты считают развитие технологий на развивающихся рынках и рост объемов производства ПК и мобильных телефонов.

Британская интернет-реклама в 2007 году обогнала по объему телевизионную (эфирного вещания), захватив 19% рынка. По данным телекоммуникационного регулирующего органа Ofcom, в прошлом году в Великобритании расходы на онлайновую рекламу выросли на 40% — до 2,8 млрд фунтов стерлингов. Доля эфирной телерекламы сокращается уже не первый год. Если в 2002 году на нее приходилось 83% рекламных расходов, то в 2007-м — лишь 67%. Таким образом, в прошлом году на рекламу в телеэфире ушло чуть больше 2,3 млрд фунтов. В целом на все виды телерекламы в Великобритании было потрачено 3,5 млрд фунтов стерлингов, как и в позапрошлом году. Эта сумма включает в себя цифровые телеканалы, на которые приходится до трети рекламной выручки. С 2002 по 2007 год время, проводимое британцами перед экраном компьютеров, выросло в 4 раза — до 24 минут в день. А по мобильным телефонам британцы стали говорить в два раза активнее.

Реструктуризация AMD

Сенсацией прозвучала новость о том, что компания AMD изучает возможность разделиться на две компании. Если это произойдет, то первая часть будет заниматься разработкой чипов, а вторая — их производством. Предполагается, что это позволит вернуться к прибыли, которую производитель не получает с конца 2006 года. Официальный анонс разделения ожидается в нынешнем сентябре. Нелегкая задача по разделению AMD на две компании, по некоторым данным, поручена бывшему гендиректору компании AMD Гектору Руису, в июле потерявшему свою должность, но, тем не менее, остающемуся на позиции председателя совета директоров. По словам "осведомленных источников", компания будет разделена на две части: первая, основная, часть во главе с новым CEO Дирком Мейером, назначенным на место Руиса, займется разработкой полупроводниковых технологий, вторая сконцентрируется на производстве процессоров. Обе компании будут тесно связаны между собой. Утверждается, что все наиболее важные решения по этому вопросу уже приняты. Разделение компании будет осуществляться в рамках стратегий Asset Light и Asset Smart, которыми руководит Руис. Но, тем не менее, будущая роль Гектора Руиса, проработавшего в AMD восемь лет, пока остается неясной. Вероятно, он займет одну из руководящих должностей — например, станет CEO производственного подразделения. Маркетинговая группа компании старается сделать акцент на заслугах Руиса и избавиться от возможной ассоциации, что якобы он привел компанию к тому положению, в котором она сейчас находится. По словам аналитика компании Lehman Brothers Тима Люка, стратегия Asset Smart уже принесла компании существенные результаты. Об этом ему рассказал сам бывший гендиректор. Вероятно, производителю микрочипов удалось просчитать схему реструктуризации без привлечения дополнительного капитала — к примеру, за счет продажи части оборудования. Известно, что AMD уже избавилась от оборудования со своего завода в Германии, продав его российскому концерну "Ангстрем", который привлек на эти цели кредит в 815 млн евро. По данным исследовательского агентства iSuppli за 2007 год, компания AMD занимает 11-е место в рейтинге крупнейших производителей чипов. Ее доля на мировом рынке микропроцессоров составляет 13% — это в 6 раз меньше доли Intel. Чистые убытки AMD во II квартале нынешнего года составили $1,19 млрд. Доходы компании увеличились на $40 млн по сравнению с 2007 годом и составили $1,35 млрд.

Дела игровые

В конце обзора, как обычно, поговорим о рынке компьютерных игр. Корпорация Electronic Arts не стала продлевать свое предложение по покупке компании Take-Two. Теперь компании будут обсуждать слияние не публично, а в ходе частных переговоров. Напомню, что Electronic Arts предлагала за Take-Two $2 млрд. Представители Electronic Arts заявили, что больше не верят в выгодную интеграцию с Take-Two до наступления праздничного сезона. После решения EA акции Take-Two упали до $23,38 за штуку. Руководство Take-Two намерено представить Electronic Arts свой график выпуска новых продуктов и финансовые прогнозы на три года вперед. Ранее Take-Two неоднократно отвергала предложение Electronic Arts, заявляя, что та слишком низко оценивает компанию. Первое публичное предложение по покупке создателей Grand Theft Auto корпорация Electronic Arts сделала в конце февраля 2007 г., после чего несколько раз продлевала сроки действия предложения.

Компания Flagship Studios, создавшая action/RPG под названием Hellgate: London, закрыта. Главный операционный директор и один из основателей компании Макс Шеффер заявил, что в настоящий момент ни о какой разработке речи не идет. Сейчас Flagship Studios практически не функционирует — руководству только осталось привести в порядок незавершенные дела. Шеффер также добавил, что раньше никто из руководителей не сталкивался с необходимостью закрывать компанию. Именно этим можно объяснить то, что до самого последнего момента ситуация с Flagship Studios оставалась неясной. Добавлю, что в начале августа Макс Шеффер и Трэвис Балдри объявили о реорганизации подразделения Flagship Seattle, после которой появилась новая независимая компания Runic Games. Студия Flagship была основана в 2003 году бывшими сотрудниками Blizzard Entertainment, которые работали над сериалами Warcraft, StarCraft и Diablo. Пост президента новой компании занял Билл Ропер. Информация о том, что Flagship Studios начали покидать сотрудники, появилась в начале июня нынешнего года. Руководство долгое время опровергало эти слухи, однако в июле представители компании подтвердили их. Вскоре было закрыто бета-тестирование многопользовательской онлайновой игры Mythos, а в Hellgate: London исчезла возможность для регистрации новых подписчиков. Над Mythos трудились разработчики из подразделения Flagship Seattle, однако Трэвис Балдри отметил, что студия, переименованная в Runic Games, вряд ли продолжит работу над этим проектом.

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Корпусные камеры видеонаблюдения