IT-индустрия: спокойная подготовка к бурной осени

Даже самые драматические события зачастую завершаются безо всякого шума и тем более без особых сенсаций. С начала весны мы наблюдали за противостоянием интернет-компаний Yahoo и Google с одной стороны и Microsoft в компании с одиозным миллиардером-инвестором Карлом Иканом – с другой. Microsoft хотела купить Yahoo или хотя бы ее поисковую систему, чтобы рывком увеличить свою мизерную на сегодняшний день долю на рынке интернет-рекламы. Yahoo в лице своих топ-менеджеров отчаянно сопротивлялась. Google со своим органическим неприятием бизнес-модели Microsoft активно поддерживал Yahoo. Карл Икан, хоть и был крупнейшим акционером Yahoo, выступал на стороне софтверного гиганта, преследуя собственные бизнес-интересы. Страсти кипели и должы были достигнуть наивысшей точки 1 августа, на ключевом собрании акционеров Yahoo.

Еще в середине мая Карл Икан, представляющий группу инвесторов и контролирующий почти 5% Yahoo, обещал сменить на ежегодном собрании акционеров состав совета директоров, выступающий против переговоров о продаже интернет-компании корпорации Microsoft. Однако в конце июля Икан и руководство Yahoo неожиданно для всех достигли соглашения. Икану разрешили войти в совет директоров, расширенный до одиннадцати членов, а он, в свою очередь, согласился не голосовать против действующего руководства компании. Другие крупные владельцы акций Yahoo также поддержали председателя совета директоров Роя Бостока и генерального директора Джерри Янга. Конфликт угас сам собой.

В общем, на собрание 1 августа пришли всего полторы сотни акционеров, которые дружно проголосовали за нынешних директоров. Абсолютно все кандидатуры сохранили свои посты, получив поддержку не менее чем 78% голосов каждый. Но главный итог в другом: Microsoft попросту "прокинули", причем под громкие радостные крики мирового интернет-сообщества. Для Редмонда это, конечно же, сильный удар по репутации – не случайно же Стив Баллмер уже уволил топ-менеджера, отвечавшего за сделку с Yahoo.

А в Китае с 1 августа этого года вступил в силу первый в истории этой страны антимонопольный закон. И ряд китайских IТ-компаний уже задумывается о подаче исков против Microsoft. Так, представитель Evermore Software заявил изданию First Financial Daily, что его компания собирает доказательства монополистских действий Microsoft для дальнейшего судебного разбирательства. По его мнению, эти действия наносят вред интересам Evermore Software и ограничивают деятельность китайских разработчиков ПО. Подобный судебный процесс может стать сигналом для других мировых корпораций, которые, с точки зрения антимонопольного закона, ведут себя на китайском рынке неоднозначно.

Другие китайские компании, занимающиеся разработкой ПО, включая Kingsoft, также заявляют о намерениях использовать новый антимонопольный закон для борьбы с Microsoft. Однако некоторые из этих компаний не учитывают, что на протяжении многих лет они получают субсидии от китайского правительства, что ставит их в более выгодные условия по отношению к зарубежным конкурентам. Но самое важное заключается в том, что значительная часть ПО Microsoft, используемого в Китае, покупалось нелегально. Поэтому может получиться, что это китайские пираты, а не Microsoft, работают над созданием монополии в Китае.

Теперь поговорим о полупроводниках – "плоти" IT-инфраструктуры. По данным главного отраслевого профсоюза Semiconductor Industry Association (SIA), мировые объемы продаж полупроводников в I полугодии нынешнего года выросли до $127,5 млрд, что на $6,5 млрд или 5,4% больше, чем за тот же период 2007 года. Тем не менее, положение дел во II квартале было далеко от идеального – рост продаж составил 3%, при том что полупроводников было продано на $64,7 млрд. При этом июньский 8-процентный рост до $21,6 млрд оказался выше майского, когда продажи выросли на 7,5% до $21,5 млрд.

По словам президента SIA Джорджа Скалиса, две основные составляющие роста объемов продаж полупроводников – "ускорение" технологий на развивающихся рынках и рост объемов производства ПК и мобильных устройств. Цитата: "Развитие среднего класса в Китае, Индии, Восточной Европе и Латинской Америке перекрыло воздействие экономического спада в США. Рост продаж ПК в развивающихся странах в этом году должен составить 19% – в два раза больше, чем на развитых рынках". Также, по словам Скалиса, рост объемов производства ПК, на которые приходится 40% мирового потребления полупроводников, и мобильных телефонов (20%) стал ключем к увеличению объемов отрасли, обеспечив рост продаж в этих направлениях не ниже 10%. Кстати, о мобильном. По данным ABI Research, во II квартале в мире был продан 301 млн мобильных телефонов. В конце года, по мнению исследовательской компании, на рынок будет поставлен 1 млрд 300 млн устройств – на 13% больше, чем годом ранее. Распределение рынка, по версии ABI, произошло следующим образом. Компания Nokia превзошла отметку в 40%, зафиксировав долю в 40,3%. На втором месте находится Samsung c 15,2%. Motorola лишь на десятую долю процента опередила LG (9,3% и 9,2% соответственно). Sony Ericsson контролирует 8,3%. Нетрудно подсчитать, что, получив еще несколько процентов рынка, компания Nokia будет контролировать больший сегмент, чем все четыре производителя первого эшелона вместе взятые. Все остальные компании занимают по итогам II квартала 17,7% рынка.

Президент компании Qualcomm Санджай Джа станет новым генеральным содиректором подразделения по производству сотовых телефонов Motorola. Он будет управлять подразделением совместно с главой Motorola Грегом Брауном. 45-летний Джа будет руководить подразделением, убытки которого с начала 2007 года составили $1,9 млрд.

Напомню, что Motorola планирует выделить убыточное подразделение в отдельное предприятие в 2009 году. Ранее этого добивался один из акционеров компании, уже упоминавшийся в этой статье Карл Икан, который ради этого даже подал на руководство Motorola в суд. Как ожидается, после того как мобильное подразделение станет самостоятельной компанией, Грег Браун и Санджай Джа останутся ее генеральными директорами.

Объем продаж сотового подразделения Motorola стабильно падал в течение последних полутора лет и компания уступила значительную часть своей доли рынка мобильных телефонов конкурентам. В 2007 году Motorola опустилась по объемам продаж телефонов со второго на третье место. Вторым стала южнокорейская компания Samsung.

А немецкий концерн Siemens подписал соглашение о продаже своего подразделения по производству радиотелефонов компании Arques Industries. После завершении сделки у Siemens не останется ни одного актива в телекоммуникационном бизнесе. По условиям соглашения Arques Industries приобретет 80,2% акций Siemens Home and Office Communication Devices (SHO), которое производит беспроводные радиотелефоны стандарта DECT. Других деталей сделки пока не сообщается. В подразделении работает 2100 человек, а по итогам 2007 года продажи подразделения составили 792 млн евро. Напомню, что в 2005 году Siemens продал свое подразделение по производству сотовых телефонов тайваньскому конкуренту BenQ за 350 млн евро. По условиям сделки, BenQ будет производить сотовые телефоны под маркой BenQ-Siemens до 2010 года.

Корпорация Alcatel-Lucent начала поиск новых руководителей. Производитель телекоммуникационного оборудования, лишившийся недавно председателя совета директоров и генерального директора, уже получил и первый отказ – от бывшего гендиректора BT Group Бена Верваайена. Поиском руководителей занимается хедхантинговая компания Korn/Ferry International. Скорее всего, кандидатуры будут искать на стороне; также возможно, что посты гендиректора и председателя совета директоров будут объединены и отданы одному руководителю.

Потенциальными кандидатами на главные должности в Alcatel-Lucent люди, знакомые с ситуацией, называют Тьерри Бретона, бывшего министра финансов Франции и бывшего же гендиректора France Telecom, Филиппа Жермона, гендиректора французской компании Atos Origin, специализирующейся на информационных технологиях, и Стивена Бёрка, директора по операционной деятельности американского оператора кабельных сетей Comcast. Компания AOL объявила о приобретении стартапа Socialthing, основанного в конце 2005 года. Финансовые условия сделки не раскрываются. Socialthing является агрегационным сервисом и сейчас работает в режиме бета-тестирования. Ожидается, что главным конкурентом этого проекта будет популярный сервис FriendFeed.

Однако для самой AOL наступили тревожные времена. Компания Time Warner готова продать принадлежащую ей AOL, отделив друг от друга платформы онлайн-рекламы с сайтами и бизнес по предоставлению услуг доступа в интернет. Руководители Time Warner считают, что в случае продажи AOL по частям им удастся выручить за компанию большую сумму. Ожидается, что за оба подразделения AOL Time Warner получит $10 млрд. Аналитики же отмечают, что реальная цена подразделения онлайн-сервисов AOL, согласно цене акций Time Warner, сейчас составляет сумму от $3 млрд до $4 млрд. Среди наиболее вероятных покупателей AOL называют Yahoo и Microsoft.

Компанию Google покидает Ричард Кимбер, управляющий директор по продажам и операциям в Юго-Восточной Азии. Кимбер станет новым исполнительным директором социальной сети Friendster. Ранее, в марте этого года, социальная сеть Facebook наняла на работу Шэрил Сэндберг, бывшего вице- президента по глобальным онлайн-продажам и операциям Google.

А сама Google в ближайшее время начнет размещать рекламу в играх. Система под названием AdSense for Games будет внедрять в игровой мир видеоролики. Какие издательства воспользуются новой системой, пока не сообщается. Предполагается, что соответствующую технологию разработала рекламная фирма Adscape, которую Google купил за $23 млн в феврале 2007-го.

По данным аналитиков The Yankee Group, объем рынка игровой рекламы к 2011 году вырастет до $971,3 млн. На нем уже работают такие компании, как Double Fusion, IGA Worldwide, MochiMedia, NeoEdge Networks и Massive Incorporated. Последняя принадлежит Microsoft. Google не впервые пытается расширить свою рекламную сеть за пределы интернета. В декабре 2005 года компания провела эксперимент по размещению контекстной рекламы в американских печатных изданиях. К середине 2006 года этот эксперимент был признан представителями Google самым провальным проектом года. Кроме того, недавно компания Google объявила о приобретении стартапа Omnisio, который был запущен в марте нынешнего года. По информации издания TechCrunch, Google заплатил за Omnisio сумму около $15 млн. Omnisio позволяет пользователям создавать аннотации для видеороликов и клипов, а также синхронизировать презентации из сервиса Slideshare с видео. Ожидается, что технологии Omnisio будут интегрированы в популярный видеосервис YouTube.

Популярная социальная сеть MySpace назначила пятерых новых топ-менеджеров. Это Ману Тапар, старший вице-президент по инжинирингу, Анжела Кортин, старший вице-президент по маркетингу, Тиш Виткрафт, старший вице-президент по обслуживанию клиентов, Джейсон Оберфест, вице-президент по развитию бизнеса и Эйб Томас, вице-президент по онлайн-маркетингу.

В 2010 году мировой рынок видеодисков поделится следующим образом: 60% будет принадлежать DVD и 40% – Blu-ray. Еще через год продажи дисков формата Blu-ray сравняются и обойдут объемы продаж дисков предыдущего поколения. Таковы результаты исследования компании Sony Pictures Home Entertainment.

К концу 2007-го на BD (Blu-ray Disc) продавался каждый десятый фильм. В середине текущего года – каждый пятый, и к концу 2008-го на дисках Blu- ray будет продаваться каждая четвертая кинолента. Рост популярности Blu-ray-носителей происходит в связи с выходом в этом формате все большего и большего числа фильмов.

По данным аналитиков, в 2007 году доля Blu-ray на рынке плейеров составила 7-10%, в то время как в 2008-м доля формата вырастет до 15%. В период с января по июнь продажи плейеров нового поколения увеличились в четыре раза в США и в шесть раз в Европе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К настоящему моменту на Blu-ray выпущено более 650 фильмов.

Корпорация Sony инвестирует в расширение производства литий-ионных батарей около $371 млн. Цель этих инвестиций – двукратное увеличение количества выпускаемых аккумуляторов. Предполагается, что в 2010 финансовом году Sony будет выпускать 74 млн литий-ионных батарей ежемесячно. Сейчас же компания выпускает 41 млн батарей в месяц.

Ранее компания Panasonic также объявила о планах по строительству нового завода по выпуску аккумуляторов. Инвестиции Panasonic в этот проект составят $928 млн; в результате компания намерена утроить объемы выпуска батарей, достигнув отметки 75 млн аккумуляторов в месяц. А в июле этого года компания Sanyo заявила о намерении вложить в свой бизнес по производству элементов питания $1,2 млрд в течение трех финансовых лет. В результате компания рассчитывает увеличить объемы выпуска батарей с нынешних 70 млн в месяц до 90 млн.

Корпорация Microsoft снизит цену на игровую консоль Xbox 360 в начале сентября, сообщает онлайновое издание Ars Technica со ссылкой на свой собственный источник. Согласно новой информации, модель Xbox 360 Arcade, которая продается без HDD, подешевеет сразу на $80. Сегодня жителям Северной Америки эта версия консоли обходится в $279,99, а в следующем месяце цена упадет до $199.

Новая модель Xbox 360 с жестким диском на 60 Гб, которая должна поступить в продажу на территории США и Канады в начале августа, будет стоить не $349,99, а $299. Сейчас $299 стоит стандартная версия консоли с диском на 20 Гб. В скором времени она исчезнет с прилавков магазинов, а ей на смену придет 60-гигабайтная модель.

Цена на самую дорогую версию, Xbox 360 Elite, которая комплектуется жестким диском на 120 Гб, упадет до $399. Сейчас за эту консоль американцам приходится платить $449,99. Также сообщается, что в IV квартале текущего года, ближе к рождественским праздникам, Microsoft выпустит несколько специальных комплектов, в которые, помимо самой приставки, войдет одна или несколько игр.

Слухи о том, что Microsoft готовит снижение цены на все модели Xbox 360, уже неоднократно появлялись в преддверии июльской выставки E3 Media & Business Summit. Однако подешевела только версия с жестким диском на 20 Гб, производство которой уже прекращено.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета