Этот странный второй квартал

Ведущие мировые IT-компании дружно опубликовали свои отчеты по работе во II квартале нынешнего года. Отчеты действительно впечатлили вашего покорного слугу. И в первую очередь — своей противоречивостью. Как будто единые рыночные тенденции исчезли вовсе, а известнейшие брэнды действуют по принципу "кто в лес, кто по дрова".

Наиболее драматичная ситуация сложилась у производителей мобильных устройств. Вначале компания Nokia объявила, что результаты ее работы во II квартале 2008 года оказались "в целом позитивны". Компания отправила розничным продавцам 122 млн телефонов — это на 21% больше, чем во II квартале 2007 года, и на 6% больше, чем в I квартале нынешнего. По данным экспертов самой компании, Nokia сейчас контролирует порядка 40% мирового рынка — это на 2% больше, чем годом ранее, и на 1% больше, чем квартал тому назад. В общем, налицо стабильный рост — без прорывов и отступлений. При этом финская компания, несмотря на давление конкурентов, сумела удержать позиции в Европе, где было продано 27,1 млн телефонов — ровно столько же, сколько годом ранее. А самый значительный рост (42%) за квартал, как и прежде, продемонстрировал Азиатско-Тихоокеанский регион — самый крупный рынок для продукции Nokia. Проблемной зоной для Nokia остается Северная Америка, но и там дела идут неплохо: продажи выросли на 9,8% по сравнению со II кварталом 2007 г.

В свою очередь, компания LG во втором квартале также отработала неплохо. По итогам отчетного периода (закончился 30 июня 2008 г.) объем продаж компании LG на мировом рынке вырос на 22,1% и составил $12,534 млрд. Прибыль от реализации достигла $843 млн. Во II квартале 2008 г. наиболее существенный рост объема продаж показало подразделение Mobile Communications. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи подразделения мобильных коммуникаций увеличились на 34,3%, что принесло компании $3,788 млрд. Прибыль от реализации продукции подразделения возросла до 13,9%. В сфере реализации мобильных телефонов рост прибыли составил 14,4%. Объемы поставок мобильных телефонов достигли рекордной отметки, в целом составив 27,7 млн единиц. При этом основным рынком сбыта данной продукции является Северная Америка, Ближняя Азия, СНГ, страны Центральной и Южной Америки. Таким образом, по итогам второго квартала доход от продажи мобильных телефонов составил $3,695 млрд, что на 38,6% выше показателей предыдущего года. Объемы продаж подразделения Digital Appliance за год возросли на 4,9%, составив $3,721 млрд. Продажи подразделения Digital Display выросли на 37,2% до $3,683 млрд. Относительно предыдущего квартала прибыль от реализации в данном сегменте осталась положительной, составив $37,4 млн. По итогам отчетного периода увеличился объем продаж плоскопанельных телевизоров, жидкокристаллических телевизоров (86%), плазменных телевизоров (31%) по сравнению с предыдущим годом. Объем продаж плазменных дисплеев вырос на 22%. Digital Media Company не демонстрирует столь высоких показателей роста объемов продаж, что объясняется сезонным снижением активности. Объемы продаж в этом сегменте за год снизились на 2,1%, составив $1,201 млрд. Тем не менее, благодаря оптимизации расходов операционная прибыль и маржа возросли до $12,8 млн.

А вот Sony Ericsson уже несет потери: результаты II квартала оказались неутешительными. Во II квартале Sony Ericsson продала 24,4 млн телефонов, что на 9,4% меньше, чем по результатам II квартала 2007 г. Соответственно, снизилась выручка и катастрофически упала чистая прибыль. Убытки составили 2 млн евро, хотя за тот же период прошлого года компания заработала 315 млн евро. По собственным данным Sony Ericsson, ее рыночная доля после II квартала этого года не превысила 8%. Как заявил президент Sony Ericsson Дик Комияма, компания планирует ежегодно экономить около 300 млн евро операционных расходов. Причем эффект от принятых мер появится примерно через год. Эти меры — прежде всего сокращение 2000 рабочих мест по всему миру. Получается, что компания уволит каждого шестого своего сотрудника.

У интернет-компаний дела идут тоже по-разному. eBay заявила, что прибыль компании во II квартале составила $460 млн — это на 22% превышает показатели за тот же период прошлого года. Доходы eBay увеличились на 20% и составили $2,20 млрд. Интернет-магазин Amazon.com также опубликовал отчет о результатах деятельности во II квартале нынешнего года. В период с апреля по июнь включительно компания Amazon получила доход в размере $4,06 млрд. Это на 41% выше аналогичного показателя за второй квартал 2007 финансового года, когда выручка интернет-магазина составила $2,89 млрд. Чистая прибыль Amazon.com за отчетный период достигла $158 млн. Для сравнения: годом ранее онлайновый магазин получил $78 млн. Таким образом, за год рост квартальной прибыли Amazon.com составил 102%. Финансовые результаты Amazon.com во II квартале превзошли прогнозы аналитиков. Эксперты полагали, что интернет-магазин получит прибыль в размере 26 центов на акцию при выручке в $3,96 млрд. Квартальные продажи мультимедийной продукции Amazon.com включая компакт-диски и DVD за год выросли на 31%, достигнув $2,41 млрд. Выручка от продаж электроники и прочих товаров выросла на 58% — до $1,53 млрд. Несмотря на экономический кризис, продажи Amazon.com на североамериканском рынке во втором квартале увеличились на 35%, достигнув $2,17 млрд. По прогнозам аналитиков Amazon.com, выручка интернет-магазина в III квартале составит от $4,20 до $4,43 млрд (прирост от 29% до 36% по сравнению с третьим кварталом 2007 финансового года). В целом, как ожидается, доход Amazon.com за 2008 финансовый год достигнет $19,35-$20,10 млрд.

А вот квартальные финансовые результаты, объявленные корпорацией Google, разочаровали аналитиков. Акции компании разом подешевели на 8%. Аналитики считают, что это прямое следствие замедления роста рекламного рынка. Чистая прибыль компании по итогам квартала увеличилась за год на 35%, достигнув $1,25 млрд. Но в I квартале прибыль была выше — $1,31 млрд. Общая же выручка компании составила $5,37 млрд, увеличившись за год на 39%, а за квартал — на 3%. При этом собственные сайты Google принесли интернет-компании $3,53 млрд — 2/3 общей выручки. За год этот показатель вырос на 42%. По утверждению финансистов Google, финансовые показатели хуже ожидавшихся стали следствием низкой доходности от вложений свободных средств Google — в общей сложности это $12,7 млрд.

Второй квартал нынешнего года оказался весьма удачным для Intel. За год выручка корпорации увеличилась на 9%, достигнув $9,5 млрд. В результате показатели Intel на $150 млн превзошли прогнозы аналитиков. А чистая прибыль корпорации выросла на 25% и составила $1,6 млрд. Акции Intel при этом подорожали на на 2,3%, их стоимость достигла $20,94 за штуку.

Но вот, наверное, главный итог II квартала: общемировые объемы поставок ПК росли гораздо быстрее, чем ожидалось. По словам экспертов IDC и Gartner, этому прежде всего способствовал необычайно высокий спрос на ПК на развивающихся рынках (Азия, Африка) и падение цен на компьютеры в США и Западной Европе. В отчете Gartner утверждается, что мировые поставки ПК выросли на 16% по сравнению с ситуацией год назад и составили 71,9 млн единиц. Ожидался же рост в 11,2%. Фирма IDC, которая применяет иную методику отслеживания продаж, сообщает, что поставки увеличились на 15,3% в сравнении с прошлым годом и достигли 70,6 млн ПК. Рост происходит прежде всего за счет увеличения объемов поставок в страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и роста числа компьютеров (прежде всего ноутбуков) у домашних пользователей. И компания IDC, и Gartner назвали лидером мирового рынка ПК корпорацию Hewlett-Packard. Доля НР на мировом рынке осталась такой же, как и год назад — 18,1%. Однако решение об увеличении объемов продаж через розничные магазины, принятое руководством Dell в начале года, помогло компании №2 упрочить свои позиции. Во II квартале поставки Dell выросли на 22%, тогда как рост поставок у НР составил 17%. В результате Dell увеличила свою рыночную долю с 14,8% год назад до 15,6% сейчас. В пятерку мировых лидеров рынка ПК также входят тайваньская Acer, китайская Lenovo и японская Toshiba — каждая с долей менее 10% рынка. Компания Apple в глобальном масштабе занимает шестую позицию, но на рынке США удерживает третье место с долей в 7,8%.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета