Наушники. Секреты производства на примере завода K-3

Сегодня даже самые маленькие наушники в плане качества звучания способны дать фору многим "крупногабаритным". Но как и за счет чего они это делают? Как и из чего вообще делают наушники, какой путь они проделывают прежде, чем попасть к нам в руки? Эти вопросы волнуют не одного и не двух наших читателей.

В этом материале мы постараемся дать ответы на интересующие многих вопросы, связанные с разработкой и производством наушников. Поможет нам в этом виртуальное посещение фабрики, на которой создаются наушники K-3. Там и ознакомимся с тонкостями и секретами этого процесса.

Рождение наушников

Первым делом поинтересуемся, с чего же начинается процесс разработки новой модели наушников? Он начинается, как бы банально это ни звучало, с отдела разработки. Главное отличие серьезного производителя в Китае от всех остальных — это наличие отдела, занимающегося разработкой (R&D). И чем больше этот отдел, тем серьезнее производитель относится к своей продукции. Сейчас многие крупные китайские производители стали получать патенты на свои разработки, чтобы защитить ими свои продукты. Ну, а остальные "производители" едут на выставки с фотоаппаратами и линейками или идут в ближайший магазин и покупают наушники известных марок и делают их приближенные копии. Все мы знаем и видим, как они это умеют делать, и, главное, какое качество получается в итоге! Действительно, большинство моделей наушников, продаваемых в магазинах — далеко не собственные разработки. Сведущий покупатель, наметанным глазом глядя на многие модели, лежащие на витрине, сразу понимает, что это "клон", сходу определяя его "прародителя".

Какие параметры и особенности учитываются при разработке наушников? Многие скажут, что в наушниках самым важным параметром является качество звука. И они будут правы, но только отчасти. Ведь наушники сопровождают своего владельца везде, куда бы он ни пошел. А если вам некомфортно в наушниках, вы получите удовольствие от прослушивания любимой композиции? Или, например, вы отправились в поход, а у вас переломился провод? Знакомые ситуации? Вот поэтому перед тем, как создать какую-то новую модель наушников, сначала определяют, для кого она предназначена, и какие у нее должны быть потребительские свойства. Например, наушники для активного занятия спортом будут, скорее всего, влагозащищенными и иметь улучшенное крепление, чтобы они не выпадали у вас из ушей при беге. А наушники для повседневного использования будут сделаны максимально комфортными для многочасового прослушивания. Ну, а в моделях, разработанных для тех, кто ценит качественный звук, будут использоваться лучшие динамики и комплектующие, чтобы вы услышали то, что должны услышать, а не шум и треск.

Итак, модель разработана, что же происходит дальше? После того, как была придумана и всесторонне протестирована новая модель, она начинает свой путь на производство. Сначала в плавильные машины засыпают гранулированный пластик, к которому добавляют немного красителя, от которого будет зависеть цвет изделия.

Жидкий пластик заливают в специальные пресс-формы и получают готовые пластмассовые детали. После чего их проверяют контролеры, и те, что проверку прошли, отправляются на сборку. А то, что не прошло контроль, отправляется в утиль, а на мелких фабриках — на повторную переработку. Тем временем одновременно с пластмассовыми деталями делают провода и динамики, а также упаковку. После чего из всех этих комплектующих на линии сборки и собирают наушники. Здесь каждая сотрудница (на линиях сборки на большинстве предприятий работают женщины) отвечает за свою операцию. Например: одна склеивает половинки наушников в одно целое, другая приклеивает декоративные элементы, если таковые имеются, третья припаивает разъем к проводу, четвертая припаивает провода к динамикам и т.д.

Вдоль линий сборки ходят контролеры и следят за качеством выполнения работ. Контролеров можно отличить от других рабочих по белым рубашкам. Ну и, наконец, когда наушники уже готовы, перед упаковкой их выборочно прослушивают и подвергают всестороннему тестированию.

Следующий вопрос: комплектующие вроде динамиков закупаются на стороне или производятся на одном с наушниками заводе? Серьезные производители все делают сами. А мелкие закупают комплектующие на стороне, хотя бывают и исключения. Итак, многие производители могут позволить себе производство полного цикла, не закупая детали у сторонних производителей и не завися от них таким образом. Возникает очередной резонный вопрос: какими особенностями отличаются материалы, применяемые в производстве?

Если вы видите в пластике посторонние примеси или неравномерный цвет — значит, производитель сэкономил для снижения цены на сырье или при изготовлении нарушается техпроцесс (например, используется плохо очищенное сырье или ведется повторная переработка пластмассы). Качественная пластмасса должна иметь однородную массу и окраску. Чтобы провода не обрывались и не ломались в местах наибольших нагрузок, их специально усиливают дополнительными элементами и используют увеличенный диаметр провода, а также, чтобы провода не "дубели" на морозе, изоляцию делают из морозостойких материалов. Изготовление динамиков — один из самых трудоемких и важных процессов. Ведь от качества динамика напрямую зависит качество того, что вы услышите. Поэтому здесь используется самое передовое оборудование, и этому участку уделяется наибольшее внимание. А получившиеся мембраны настолько малы и хрупки, что их не всегда получается даже взять в руки, не повредив при этом. Автоматика сегодня на каждом шагу заменяет человека. Но при создании таких маленьких, простых и сложных одновременно вещей, как наушники, одной автоматикой не обойдешься. Какие же этапы производства автоматизированы, а на каких ведется ручная сборка? Ручной труд в основном используется при сборке и упаковке, а все остальные процессы автоматизированы. На всех наушниках за исключением разве что самых дешевых noname-моделей мы привыкли видеть логотип производителя как минимум, а ведь зачастую на корпус наносится и другая информация. Как же она туда попадает? Для нанесения логотипа используется специальная форма-заготовка, с помощью которой наносится логотип на поверхность. Для этого применяется устойчивая к истиранию краска, и чем она будет качественнее, тем дольше ваши наушники сохранят логотип производителя.

Пожалуй, последний, довольно серьезный, вопрос: ведутся ли какие-либо испытания на прочность конечного продукта (ударостойкость, прочность проводов на разрыв, температурные режимы и т.д.)? Да, обязательно. Из каждой партии выбирается несколько экземпляров, которые будут подвергнуты всесторонним испытаниям: проверят внешний вид, качество звучания и наличие дефектов. Также их проверят на прочность проводов и пайки разъемов, будет проверено качество всех соединений. Ну и напоследок температурная камера.

Заключение  

Как видите, процесс производства наушников не так прост, как кажется. И даже за таким простым, казалось бы, изделием стоит кропотливый труд многих рабочих, которые прилагают все усилия, чтобы наши с вами будни стали "музыкальнее". И, возможно, именно изготовленные в момент прочтения вами этой статьи наушники окажутся через некоторое время на витринах наших магазинов, а может, и в ваших ушах.

Андрей Ахрем


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета