Чеболь пошел вразнос

Есть в Корее такое слово — "чеболь". Оно обозначает крупную промышленную корпорацию, целый конгломерат, реально влияющий на экономику страны. Примеры "чеболей" — всем известные LG, Hyundai и, конечно, Samsung. Именно последний "чеболь" сейчас оказался в центре всеобщего внимания из-за скандальной отставки главы совета директоров и ряда других топ-менеджеров. И тут можно увидеть очень много интересного.

Для начала, наверное, нужно пояснить некоторые чисто корейские особенности. Сегодня Южная Корея — четвертая по размерам экономика Азии, современное высокотехнологичное государство. Но социальное устройство Южной Кореи осталось на средневековом уровне. Поясню: все население Кореи разбито на кланы, и каждый южнокореец причисляет себя к какому-либо из них. Всего таких кланов около 70. И верхушка каждого из кланов обычно контролирует какой-либо "чеболь". Ли Гон Хи, 66-летний глава одного из кланов, до сих пор возглавлял Samsung Group (Samsung в переводе с корейского означает "Три звезды") и считался самым влиятельным бизнесменом Южной Кореи. Samsung — это крупнейший южнокорейский промышленный конгломерат, известнейший брэнд страны и один из столпов ее мощнейшей экономики. Нам Samsung больше всего известен как производитель электроники и бытовой техники. Однако на самом деле промышленная группа Samsung ведет бизнес в финансовой, судостроительной, автомобилестроительной, химической, развлекательной и многих других сферах.

Samsung управляет торговыми сетями и производит микроэлектронику, а также владеет несколькими банками. В общей сложности в Samsung Group входит 60 компаний. И вот новость, буквально потрясшая Южную Корею: подал в отставку председатель совета директоров Samsung, сам Ли Гон Хи, управлявший "чеболем" более 20 лет. Несколько поколений Ли управляли корпорацией с момента ее возникновения в 1938 году. И теперь многие аналитики заявляют: отставка Ли — это первый шаг в отстранении семьи Ли, многие члены которой занимают высокопоставленные посты в Samsung, от управления конгломератом. Вопрос только в том, согласится ли одна из богатейших семей страны отступиться от компании. Напомню, что сам скандал разгорелся в январе нынешнего года, когда следователи корейской прокуратуры начали расследование в отношении топ-менеджмента Samsung по обвинению в создании специального тайного фонда для подкупа госслужащих. Этот фонд якобы был нужен для того, чтобы избежать преследования со стороны властей из-за скандала, связанного с незаконными сделками с акциями компании. В апреле Ли Гон Хи был допрошен следователями. Своей вины он не признал, а также заявил, что никакого фонда взяток в Samsung никогда не было. Следствие это подтвердило, однако выяснилось, что Ли все же нарушал закон. Теперь самого влиятельного бизнесмена Южной Кореи обвиняют в неуплате налогов. Cын Ли Гон Хи, до сих пор работавший вице-президентом Samsung Electronics, также подал в отставку. Ожидается, что он продолжит работу в Samsung на другом посту, предположительно в одном из зарубежных представительств. Примечательно, что со временем Ли-младший должен был занять в Samsung место своего отца. Кроме того, Samsung Group покинут еще четыре топ-менеджера — все из "семьи". Кроме того, руководителей Samsung обязали распустить отдел стратегического планирования, который следователи считают непрозрачной структурой, способной влиять на все 60 аффилированных с группой компаний включая Samsung Electronics — флагмана Samsung Group. Дело в том, что, хотя сами члены клана Ли владеют только незначительной долей акций Samsung, они могут влиять на предприятия промышленного конгломерата через сложную перекрестную структуру других фирм. На верхушке этой пирамиды — непубличная Everland, которая управляет парком развлечений, фактически являясь холдинговой компанией для всего Samsung. Централизованный контроль за компанией позволяет менеджменту Samsung быть более независимым от акционеров и инвесторов, успешно реализуя долгосрочные стратегии.

Уход Ли с поста председателя совета директоров Samsung закономерно вызвал серьезные опасения у значительной части южнокорейских аналитиков, которые полагают, что с его отставкой в "чеболе" возникнет вакуум власти, а структура управления будет нарушена. Именно поэтому Ли Гон Хи не был арестован и остается на свободе, хотя ему грозит пожизненное заключение. Корейская прокуратура официально заявила, что арест бизнесмена нанесет существенный ущерб Samsung, что в целом отразится на экономике страны. Опасения вполне логичные, если учесть тот факт, что Samsung обеспечивает пятую часть всего южнокорейского экспорта. Справедливости ради нужно сказать, что многие компании, входящие в группу, давно и чрезвычайно успешно работают и конкурируют на международном рынке, поэтому уход Ли вряд ли отразится на их операциях и финансовых показателях. Однако для того, чтобы снизить влияние семьи Ли на Samsung, потребуется еще немало времени и сил. Итак, несмотря на сотрясающие корпорацию скандалы, в целом дела у Samsung идут весьма неплохо. Недавно Samsung Electronics опубликовала отчет о работе в I квартале 2008 г. Согласно представленным данным, выручка Samsung в период с января по март включительно составила $17,2 млрд. Это примерно на 19% выше аналогичного показателя за первый квартал 2007 г. Чистая прибыль компании за отчетный период достигла $2,2 млрд.

Для сравнения: годом ранее Samsung получила $1,6 млрд чистой прибыли. Получается, что за год размер квартальной прибыли Samsung вырос на 37%. Впечатляющий результат для столь крупной корпорации, давным- давно миновавшей период бурного роста. Топ-менеджеры Samsung указывают на то, что в прошлом квартале наблюдался хороший спрос на ЖК-панели большого размера — с диагональю 46 дюймов и более. В результате бизнес компании, связанный с производством LCD-телевизоров, принес Samsung на 53% больше выручки, чем годом ранее. Чтобы закрепить успех, Samsung совместно с Sony планирует открыть новое предприятие по выпуску ЖК-панелей. В него будут инвестированы порядка $2,7 млрд. Другое успешное направление — сотовые телефоны, поставки которых растут высокими темпами. В минувшем квартале компания продала на 33% больше мобильников, нежели годом ранее. В результате на сегодняшний день Samsung контролирует 16,4% мирового рынка сотовых телефонов, уступая по объемам поставок только лишь финскому гиганту Nokia. А вот продажи модулей памяти DRAM производства Samsung в первом квартале нынешнего года сократились примерно на 2%. Впрочем, объясняется это общим спадом в отрасли. Но в любом случае сейчас стоимость акций Samsung растет и уже достигла двухлетнего максимума.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета