Скоро ли появятся Home 3D Theaters?

Не ожидали? Этими технологиями уже заразился весь мир, Голливуд снова встрепенулся и опять стал молодым, как в период своих революционных свершений. А что от этого нам, пользователям?

Объемное кино — это уже не миф, а реальность. В мае 2009 года планируется премьера сразу двух громких лент в 3D-формате, а именно "Аватар" Камерона и "Монстры против Чужих" Катценберга, причем рассчитывается, что к этому времени в мире будет от 3 до 6 тысяч кинотеатров, поддерживающих 3D по сравнению с 1000-ю, существовавшей на конец прошлого года. А громкая 3D-премьера "Беовульфа" Земекиса показала, что основные доходы с проката в будущем состоятся только за счет трехмерных версий кинофильмов. Чтобы лучше представить вам картину происходящего: это сравнимо с буквальной ситуацией прошлого, коей все мы были живыми свидетелями — приходом Dolby и DTS в звуке. В рамках 3D-кино полностью отказались от анаглифного метода формирования изображения из-за отсутствия качества у последнего. Основная ставка сделана на специализированные проекторы. В более дешевой технологии (Технология 1), которую мы (я надеюсь) увидим в скором будущем и в наших кинотеатрах, используется поляризационный метод (линейная или круговая поляризация), для чего зрителям необходимо надевать сравнительно недорогие очки для считывания отдельных изображений для правого и левого глаза. А более дорогая (Технология 2) предусматривает покадровое воспроизведение изображений для левого или правого глаза, а зрителю надеваются другие специальные очки — с затворами. То есть в момент воспроизведения изображения для правого глаза затвор левого закрыт, и наоборот. Поскольку это все происходит очень быстро, человек не замечает действия затворов. Соответственно, необходим некий управляющий сигнал, который обычно передается с помощью инфракрасного луча, проецируемого на центр экрана. Человек, соответственно, его не видит. Очки с затворами стоят чуть ли не на порядок выше поляризационных и требуют сменных элементов питания. К тому же, в обоих случаях так или иначе появляются вопросы гигиены, ведь мы говорим об очках многоразового использования. Последний вариант (с затворами) именно с точки зрения схожести технологического решения был широко представлен в одном из сегментов компьютерной продукции, а именно VR-шлемах. Нужно отметить, что данная диковинка не получила большого распространения в силу того, что со стороны производителей медийной продукции ей была оказана слабая поддержка — всего лишь несколько кинофильмов и игр. Дополнительные плагины, которые делают из 2D трехмерность, также не оказались панацеей. С другой стороны, VR-шлемы — это практически единственные устройства, на которых в домашних условиях уже сейчас можно посмотреть 3D- кино.

Между тем, стоит отметить, что изначально вокруг современного стереокино (которое уже именуется как 3D) собралась "великая четверка", а именно Джордж Лукас, Джеймс Кэмерон, Роберт Земекис и Роберт Родригес. Но недолго она этой четверкой и пробыла, ведь к ней вскоре подключились Джеффри Катценберг, Стивен Спилберг и Питер Джексон. Заметьте: в этом списке есть люди, которые активно продвигали технологии Dolby и DTS, и те после получения максимальных прибылей в кинотеатрах без проблем перекочевали и на рынок домашних устройств. То есть на данный момент режиссеры глобально рекламируют саму новинку под названием "3D-кино", а через несколько лет приступят и к ее пользовательской реализации — это очень большой рынок, который приносит доходы на порядок выше по сравнению с тем, что можно заработать на удачном блокбастере. И, хотя наработано очень много, есть большое количество проблем, которые необходимо решить. Причем для 3D-кино еще не создано некоего общего свода правил и внедрения спецификаций. Между тем, ниша очень привлекательна. Достаточно привести в пример тот факт, что Кэмерон отказался от съемок художественных лент и уже несколько лет занимается только документальными фильмами в новом стандарте, откатывает технологии, придумывает что-то новое. По существу, он чувствует себя первооткрывателем, что совсем не далеко от истины. В силу происходящих процессов давайте попробуем ответить на вопроc…

Каким может быть Home 3D Theater

Ясно, что вариант с VR-шлемами стоит отмести в сторону — он будет развиваться как параллельное направление (точно так же, как есть наушники, а есть и полноценные акустические системы). Как самый очевидный можно предусмотреть вариант, где используются очки с затворами и видеосистема, которая работает по второй технологии, сообщая по проводной либо беспроводной связи сигнал синхронизации. Кстати, именно этот вариант выглядит наиболее дешевым в реализации. То есть все, что вам будет нужно — это осовремененная модель телевизора или же DVD/Blu-Ray-проигрывателя плюс очки. Но тут есть одно "но", выраженное в ограничении экранного пространства. Будет ли смотреться трехмерное видео качественно и восприниматься объемно с полноценным "проникновением в мир", если все замкнуто в рамках небольшого прямоугольника? Вопросы обсуждаются, но, как вы понимаете, это одна из самых недорогих, а, следовательно, и вскоре реализуемых перспектив. К тому же, диагонали ТВ-экранов не проявляют тенденции к уменьшению, а наоборот.

Вариант два — проекторы. Нужно отметить, что долгое отсутствие массового интереса к этой нише оказало неблагоприятное воздействие на состояние рынка и технологий. Они до сих пор очень дороги и развиваются медленно. В пользовательском сегменте на протяжении нескольких лет цены практически стоят на месте за исключением приобретших плохую славу DLP с одним колесом и значительно подешевевших впоследствии. Да, по сравнению с ТВ качество картинки проекторы дают на порядок лучшее даже в варианте 3х LCD, и даже нет строгих ограничений по размеру экрана в рамках домашнего применения. Но для стереокино на пользовательском уровне все еще не готово, потому как нужно либо два синхронизированных между собой устройства, либо одно стерео, которого еще нет. Проекторы не совсем выгодны еще и из-за стоимости ламп, которые нужно периодически менять, а цены просто зашкаливают. И дело не в дороговизне производства, а больше — в состоянии рынка. Наиболее худшим вариантом будет, если именно для пользовательского сегмента производители пойдут на создание анаглифных вариантов 3D-кино. Анаглифы — очень старая технология передачи стереоизображений. Зрителю надеваются очки, в одном окуляре которых находится красный светофильтр, а в другом — сине-зеленый (либо просто синий или зеленый). На экран подается сразу два изображения, но они обработаны таким образом, чтобы каждый глаз наблюдателя видел только тот кадр, который для него предназначен (то есть свой цвет он как бы не видит). Если не ошибаюсь, у нас еще показывают кино по этому стандарту в кинотератре "Мир". Впрочем, чтобы переделать 3D-фильм в анаглиф… для этого особой смекалки не нужно, а от пользователей требуется только одно — купить дешевые "сине-красные" очки. В принципе, вполне возможен и такой ход событий, ведь мы не раз могли наблюдать картину, когда самые дешевые и менее качественные технологии становились доминирующими.

Так скоро ли появятся Home 3D Theater?

Думается, что уже в 2009-м году создадут первые прототипы домашних устройств воспроизведения. Скорее всего, это будут специализированные телевизоры либо DVD/Blu-Ray-проигрыватели плюс очки с затворами. Интересно, что в кинотеатрах эта технология считается наиболее дорогой, а в домашнем применении — самой дешевой из качественных. Из-за дешевизны вполне возможен и анаглифный вариант — тогда вообще ничего изобретать не нужно, а в обычные кинотеатры будут по прежнему стоять очереди — там качественнее. Также стоит отметить тот факт, что кинофильмы будут выпускаться сразу в двух вариантах: 2D и 3D. Таким образом, мы наблюдаем не то чтобы переходный этап, а масштабируемость технологии. Ведь, по существу, 2D — это просто проекция для одного глаза в 3D. Точно так же, как, покупая DVD со звуком 5.1, вы его вполне можете слушать в моно или стерео. Почва для прихода 3D подготовлена идеально, и сейчас в эту сферу производятся большие вложения денег. То есть этап с переходом всего и вся на цифру закончен, следующее на очереди — 3D кино и видео.

Кому будет проще всего?

Как только появятся массовые пользовательские технологии в области вывода 3D-изображения, проще всего будет разработчикам современных видео- и компьютерных игр. Ведь, по существу, для них это дополнительная виртуальная камера, и все. И вообще ваш покорный слуга уже давно согласен с той мыслью, что компьютерные игры — это развлечения под стать кино для следующих поколений, где зритель находится в центре событий и при желании может принять в них участие. Синематограф стал плацдармом для этого направления точно так же, как когда-то театр послужил базисом для него самого. Впрочем, кино как искусство никто не отменяет, даже более того — просто стоит указать на дальнейшее движение технологий. И это будет!

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2008 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета