Звук: вопрос — ответ

М-да. Вообще жизнь — веселая штука. Ваш покорный слуга решил завязать с "большим спортом" в плане звукорежиссуры и композиторства (кризис среднего возраста — надоело страшно), уйти в программирование, разработку игр и интеллектуальных систем (причем там есть большой опыт). А мой знакомый, работавший ведущим программистом в хорошей фирме, причем, заметьте, ровесник, написал мне, что хочет заняться музыкой, звуковым продюсированием и так далее. Ему это интересно. Вот такой круговорот в природе. Постоянным читателям могу отметить, что в рамках материалов по звуку никаких существенных изменений не произойдет — материалы мною писаться будут. А решение "по звуку" ваш покорный слуга принял еще пять лет назад, и, как видите, за этот период все стабильно работало. Просто есть некий профессиональный предел, когда перестаешь чему-то удивляться, потому как… нечему. Делать попсовый проект, к чему меня призывают несколько знакомых продюсеров?.. Так у меня и так заказов много, и по той музыке, что нравится. В общем, все практически без изменений. Кстати, тут и вопросец…

Хотелось бы профессионально заниматься музыкой, программировать биты, сочинять мелодии и т.п. Стоит ли учиться по специальности звукорежиссура? Если да, то посоветуй, в каком вузе лучше обучаться. Или лучше изучать самостоятельно, используя литературу и различные музыкальные форумы в интернете?

Для того, чтобы стать профессиональным звукорежиссером, аранжировщиком и даже музыкантом, самым главным является желание. То есть вы себе поставили некую цель, и, уж будьте добры, достигайте ее. Вряд ли какой-либо современный ВУЗ вас научит программировать биты и т.п. Практики и специальности будет немного, хотя параллельно вы должны будете изучать множество ненужных предметов, которые вам, в принципе, никогда не пригодятся. Мало того, в звукоиндустрии развитие идет такими темпами, что все полученные вами знания будут априори устаревшими. А теорию музыки можно изучить и без этого. И в данной ситуации, если вы собрались в ВУЗ, то найдите более конкретную профессию. Потому как я не думаю, что Лайам Хаулитт из Prodigy имеет корочки с высшим по специальности "аранжировщик эстрадных песен", а Дэйв Гэн из Depeche Mode — "солист вокально- инструментального ансамбля". Понимаете, тут два направления. То есть, например, я работаю и работал с великолепными музыкантами, которые даже в музыкальную школу не ходили, но играют прекрасно, а вместе с ними работают и те, кто учится или учился в консерватории. Тут все зависит от личности, расстановки целей и стремления к ним. Поэтому прямых рекомендаций нет. Базовые понятия звукорежиссуры, аранжировки, композиции (джазовой, классической и т.п.) широко и популярно описаны в литературе. Программное обеспечение вам обеспечит великолепную практику, участие в каком-либо проекте — портфолио на будущее и опыт реальных взаимоотношений, понимание внутренней структуры. В общем и целом, чтобы не распаляться на полгазеты, скажу: на губернатора Калифорнии не учат! Если вы считаете, что вам нужны корочки "звукорежиссера", откройте справочник по ВУЗам.

С чего можно начать попробовать написание музыки? А если быть точнее, то что можно почитать, с каких программ для написания музыки под XP можно начать, и вообще что бы вы посоветовали новичку? Потому что из навыков есть пару мелодий, написанных на мак-буке в Garage Band, и очень сильное желание научиться чему-то большему. Очень хотелось бы найти для ХР что-то вроде Garage Band, поскольку личного мак-бука у меня нет.

Да, Garage Band — отличная программа, в принципе, из близкого по идеологии… Sony ACID, Ableton Live, Mackie Tracktion. Также неплохо бы было, чтобы вы обзавелись звуковым редактором Steinberg Wavelab и нашли серию моих материалов Steinberg "WaveLab для самых начинающих", что есть в архиве сайта КГ. Если не ошибаюсь, там шесть или семь уроков. Так вот, в них на базе конкретной программы изложена вся техническая теория, которую необходимо знать для работы со звуком, хотя бы на начальном этапе. Насчет ХР… так, по-моему, весь софт на ней работает, и даже на Vista не очень собирается:).

Слышал о гитаре, которая может играть звуками различных инструментов. Это синтезатор? Сам я просто гитарист, интересно бы применить такое на концертах. Есть ли у вас такая информация?

Уф-ф. Начнем по порядку. Есть гитары и бас-гитары серий Line6 Variax, которые могут играть звуком различных марок тех же гитар и бас-гитар. Тут речь идет больше о замене АЧХ одного инструмента на АЧХ другого и эффект-процессинга в режиме реального времени. Звучание очень правдоподобное. То есть Stratocaster звучит как Stratocaster, Les Paul — как Les Paul. И все это в одном инструменте — достаточно только переключить. Многим музыкантам такие решения нравятся, но большинству все-таки нет, ведь те же Stratocaster и Les Paul — это и особая эргономика.

Теперь подумаем, как из гитары можно сделать синтезатор. Что такое синтезатор в современном понимании? Это блок синтеза (раз) и блок управления (два). Управление осуществляется за счет MIDI-команд. MIDI-датчики на гитары, насколько я помню, выпускались, но, по-моему, они не пришлись по вкусу музыкантам — все получалось очень угловато. Представьте, это нужно прибору на лету регистрировать основную частоту, преобразовывать ее в ноту, учитывая динамику и длительности. По-моему, если играть аккордами боем, то наступит швах. Хотя, если честно, о таких MIDI-датчиках я только слышал. Широко они нигде не распространились. Вообще, гитара — не самый удачный инструмент с точки зрения создания управляющих MIDI- команд.

Не помню когда у вас читала, что звукорежиссер обязан отдать потрековый материал исполнителю. Если можно, повторите это еще раз, а лучше через газету. Потому что деньги потратили, сведено плохо, хотим отдать другому человеку, а звукорежиссер упирается…

Я не знаю, какие у вас договоренности, поэтому позицию ни одной из сторон принимать не буду. Предположу несколько возможных вариантов вашей ситуации:
. Вы записывались на многодорожечный цифровой магнитофон с магнитной лентой:)))) или просто на старый магнитофон. И не заплатили за бобину или кассету. Человек обиделся. Чтобы перегнать все треки в компьютер, также нужно время, за которое необходимо отдельно заплатить. Э-эх, старая школа звукорежиссуры:))).
. Вы пришли на студию, сняли ее на время, заплатили деньги и доплатили за сведение. Тут звукорежиссер должен отдать все треки по
определенному требованию вам. Мало того, в профессиональных студиях все обычно архивируется для того, чтобы музыканты всегда могли
обратиться за треками. Использование их в своих целях со стороны звукорежиссера запрещено. По вашей просьбе он также должен эти треки удалить.
. Произошел сбой в компьютере, и все треки потеряны. Тут виноват звукорежиссер, можете потребовать компенсацию.
. У вас была какая-то договоренность о последующем сотрудничестве и т.п., а вы переходите к конкуренту. Тут все зависит от вас, но треки он отдать должен.
. У вас контракт со студией продюсера. В этом случае всем управляет он.

И вообще, переходите уже, господа белорусские музыканты, на юридическую систему договоренностей. Головной боли будет гораздо меньше. Кстати, недавно и ваш покорный слуга чуть не попал в подобный "просак". Искал вокалиста или вокалистку для своего проекта — вернее, третьего альбома Impedance. Нашел одну девушку. Работала с тем-то, тем-то и тем-то… Демо-материал неплохой, хотя и слабовато все. Спрашиваю: а чего от тебя все отказались-то? Внятного объяснения не получил, но и звонить коллегам не стал. Хотя позвонил нескольким — их не оказалось на месте. Так вот, до подписания контракта между нами оставалась практически неделя, ваш покорный слуга сделал уже несколько набросков будущих песен, предварительно договорился с музыкантами, согласовал все со спонсором, нашел фотографа, начал договариваться о камере для видеоклипа, согласовал приезд в Москву. Звоню ей на мобильный, отвечает подруга: "Она сейчас занята, пишется на студии". !!!!??? Как пишется? Где пишется? В какой студии? Вот это, мягко говоря, называется нечистоплотностью. Имя этой певицы называть не буду, думаю, что вы его никогда и не услышите:))). А Impedance все- таки будет записан. К чему это я? Вы написали: "повторите это еще раз, а лучше через газету", а я не буду бросаться в полымя, не зная ситуации.

Можно ли заработать на шоу-бизнесе в Беларуси? И если ехать в Москву, то куда лучше обращаться? Извините за наглость вопросов.

На первый вопрос ответ определенно — нет. Объясню. У нас несколько поколений воспитывалось на музыке восточного соседа, поэтому с точки зрения эстрады мы сохранили за собой статус провинции. Хотя… вам стоит начать здесь, а потом во всем разберетесь сами: куда вам нужно и что вам нужно… Все, дальше в скором порядке.

Так что все-таки лучше выбрать: IK Amplitube, Guitar Rig или WavesGTR?

Всем гитаристам, с которыми я работаю, а также мне, поскольку сам играю на этом инструменте, больше всего нравится GuitarRig.

Собираюсь делать техно и транс, какие синтезаторы порекомендуете?

NI Massive, reFX Vanuard, Arturia Jupiter8, Arturia Moog MiniMoog, в бесплатных на www.kvraudio.com можно посмотреть что-нибудь из эмуляций TB- 303, эффект-процессоры CamelSpace (там красивые темп-гейты) и Camel Phat3. Последние рекомендую, поскольку звук синтезатора можно изменить до неузнаваемости, также вы можете ставить на обработку те же loop'ы ударных и т.п. для получения мелодических (!) вращений, ударные — по вашему вкусу. И не забывайте о трех ключевых грув-модулях от Spectrasonics. Помимо этого, много хороших звуков сейчас есть в сэмплерных библиотеках — например, в NI Kontakt3 и reFX Nexus. Для ди-джеинга посмотрите новый Traktor от тех же NI. А в плане перкашн-органа лучше всего использовать классику — NI B4 — кстати, очень "жирный" низ. Дилэи найдете сами. Кстати, сейчас вышел новый интересный плагин от BBE. Хоть в названии он и содержит слово Maximizer, это психоакустический процессор, уникальный причем. Звучание "до" и "после" сравните сами. Ну, и если есть знания, то очень много можно навернуть в NI Reaktor.

Пожалуй, все!

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2008 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета