Мобильный контент как ключ к прибыли

Сегодня, а если быть более точным, то последние года два, на наших глазах происходит грандиозная трансформация. Понятие мобильных устройств все больше ассоциируется у пользователей не с технологиями беспроводной передачи данных или свойствами какого-то определенного устройства. В наши дни мобильные устройства — это прежде всего сервисы, за которые пользователи готовы платить деньги и за право предоставлять которые между телекоммуникационными операторами идет настоящая битва.

Уже несколько лет подряд аналитики исследовательской компании Gartner называют фирму Amdocs игроком номер один в области решений для поддержки бизнеса. В 2007 году оборот этого поставщика систем биллинга и CRM вырос на 14,5% — до $2,8 млрд. И все же дела Amdocs идут не так хорошо, как хотелось бы. Капитализация компании уже на протяжении двух лет остается примерно на одном и том же уровне — порядка $6 млрд. Так на Amdocs сказывается мировая стагнация в телекоммуникационной индустрии, ведь большинство ее клиентов — операторы связи. Доходы связистов почти не растут, так что им сейчас не до новых систем биллинга. Тем не менее, вице-президент Amdocs Чарльз Борн полон оптимизма, которым он охотно делится с журналистами. По мнению Чарльза Борна, мобильный интернет все еще не обрел массовую популярность во многом из-за несовершенства сотовых телефонов на фоне относительно малой распространенности смартфонов и коммуникаторов. До недавних пор на рынке было предельно мало мобильных устройств, с помощью которых было бы действительно удобно заниматься web-серфингом. Во многом именно в этом заключается секрет сногсшибательного коммерческого успеха Apple iPhone. Получается, что компания Apple указала другим производителям мобильных гаджетов, в какую сторону нужно двигаться. Нет сомнения, что в ближайшее время мы увидим много новинок, копирующих и развивающих идеи, реализованные в Apple iPhone. От азиатских разработчиков в последние месяцы одно за другим приходят сообщения о разработке коммуникаторов, которые вполне можно назвать "клонами iPhone". А вот следующий прорыв в этом секторе, судя по всему, следует ожидать уже от Google.

Однако с точки зрения мобильных операторов остается нерешенной другая проблема. Сегодня пользователей отпугивает огромный разрыв в цене между мобильным и проводным интернет-трафиком. Последние события (в частности, аукцион по продаже частот в США) указывают на то, что, возможно, сотовые операторы пойдут на снижение цен, применив бизнес-модель телевизионных вещателей. То есть начнут раздавать дешевый (или даже бесплатный) контент в обмен на показ/прослушивание рекламы. Трудность здесь заключается в том, что телекоммуникационные операторы сами совершенно не умеют продавать рекламу. Ни одному из них она не принесла еще и 1% дополнительной выручки. Зато это отлично получается у специалистов по контенту и сервисам — у той же Google, к примеру. Но в Google не спешат помогать операторам связи — там лелеют собственные телекоммуникационные амбиции. Во многом из-за такого расклада сил столь много шума наделало в телекоммуникационном сообществе недавнее заявление генерального директора Vodafone Group Аруна Сарина. Цитата: "Я действительно чувствую, что в этом году мобильная реклама наконец станет реальным бизнесом для сотовых компаний". По оценке специалистов фирмы ABI Research, на протяжении шести следующих лет рекламные доходы сотовых компаний вырастут более чем на порядок — с $1,8 млрд в 2007 году до $24 млрд в 2013-м. Получается, что телекоммуникационные операторы ожидают "оттепель", которая разморозит их доходы, застывшие на одном уровне в последние годы. Однако, с другой стороны, начав заниматься продажей рекламы и производством собственного медиаконтента, операторы заходят на незнакомую им прежде территорию, где действуют другие правила и другое регулирующее законодательство. Добавьте сюда многочисленные сложности с ПО для мобильных устройств (например, отсутствие общепринятых стандартов) — и получите поистине устрашающий коктейль проблем.

А вот другая опасность, подстерегающая сотовые компании. Чарльз Борн говорит: "Мобильность — это уже не технология или свойство какого-то устройства. Сегодня это в первую очередь сервис". И сервис этот могут предоставлять не только сотовые операторы, но и интернет-провайдеры, и поставщики интернет-сервисов и контента вроде Google или Yahoo. А в недалеком будущем к ним вполне могут присоединиться даже телевещательные компании, сейчас успешно осваивающие интернет. Битва на этом поле уже началась. В марте в США были подведены итоги тендера по продаже частот, которые в 2009-м высвободятся за счет прекращения аналогового телевещания. Наибольшая часть этого спектра досталась крупнейшим американским сотовым операторам Verizon и AT&T. Однако еще до проведения конкурса компания Google "продавила" в регулирующих органах особую поправку к условиям тендера. Она дает возможность доступа к передаче данных на упомянутых частотах не только мобильным устройствам под брэндом оператора- владельца, но и любому другому гаджету. То есть американские операторы, немалая часть доходов которых до сих пор приходилась на продажу устройств под собственной маркой, будут обязаны подключать к своей сети и владельцев других телефонов. В будущем новое правило может распространиться и на компьютеры. Да и, в конце концов, в наши дни грань между мобильником и ПК становится все более тонкой. А по поводу инициированных Google поправок вице-президент Amdocs заметил: "Для абонентов во многих других странах, которые привыкли свободно выбирать себе телефоны, это мало что значит. Но для американцев и большинства европейцев это может быть настоящей сотовой революцией!"

Передача данных и продажа контента приносят сотовым операторам все более заметную долю прибыли. Как полагает Чарльз Борн, уже к 2011 году неголосовые сервисы будут приносить операторам не меньше четверти доходов. Но прежде операторам все же придется перестроить структуру своего бизнеса. Дело в том, что сейчас сотовики практически самодостаточны — они зависят лишь от государственных структур, которые обеспечивают им доступ к телекоммуникационной инфраструктуре и законодательно регулируют их деятельность. Но чтобы зарабатывать на продаже цифрового контента, операторам связи неизбежно придется взаимодействовать с сотнями посредников — от интернет-провайдеров и банков до розничных сетей. Таким образом, операторы, по выражению Борна, наконец-то займутся полноценным "цифровым ритейлом", продавая продукты (контент и сервисы), создаваемые сторонними фирмами. А это уже совсем другая модель бизнеса. Конечно, нельзя исключать и такой вариант развития событий, при котором телекоммуникационные компании будут стремиться и дальше контролировать всю производственную цепочку. То есть станут сами создавать контент, запускать новые сервисы и т.п. Чарльз Борн по этому поводу говорит: "Может быть, кто-то так и поступит. Но предпочтения пользователей так быстро меняются, что проще будет покупать готовые продукты на рынке, чем создавать свои". Нельзя забывать и маркетинговый закон: на новенькое более всего падки так называемые "толстые" абоненты, то есть те, которые приносят оператору больше всего денег. Но если брать первый вариант — "аутсорсинговый" — то тенденция создания вокруг крупных сотовых компаний огромных коопераций из сотен фирм поможет развиваться производителям бизнес-систем. К примеру, в феврале нынешнего года Amdocs предложила операторам новую платформу для работы с рекламодателями, издателями и розничными сетями. Продвигая эту платформу, Amdocs оказывается уже не просто поставщиком ПО, но выступает в качестве бизнес-консультанта. Чарльз Борн объясняет: "Мы продаем собственное видение изменений на рынке. Ведь чем быстрее меняются технологии, тем сложнее телекоммуникационным компаниям прогнозировать собственное развитие, и еще одно профессиональное мнение тут не повредит".

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2008 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета