...
...

Уильяму Гибсону — 60

17 марта 2008 г. значительная часть компьютеризированного человечества будет отмечать шестидесятилетний юбилей одного из самых известных писателей-фантастов нашего времени — Уильяма Гибсона — "крестного отца" литературного жанра киберпанк. В мрачновато-футуристических книгах Гибсона удивительным образом оказалось предсказано многое из того, что окружает нас сегодня, и того, что, судя по всему, станет частью нашей реальности завтра.

Who is mister cyberpunk?


Сначала, наверное, стоит определиться с определениями (да простят мне читатели тавтологию). Уильям Гибсон считается безусловным классиком киберпанка, но основатель этого жанра — не он. Сам термин — совершенно в иной ситуации — в начале 80-х "изобрел" малоизвестный тогда писатель Брюс Бетке. Словечко подхватил редактор фантастической литературы Гарднер Дозуа, он же сформулировал (в общих чертах) основные особенности нового направления. Затем термин перекочевал к писателю Брюсу Стерлингу, который уже произвел более детальную разработку его принципов и постулатов. В итоге именно Брюс Стерлинг считается главным идеологом и пропагандистом уже не только литературного направления, но целой субкультуры, обобщаемой словом "киберпанк". А что Уильям Гибсон? А Гибсон стал автором канонических текстов этого направления. Киберпанк вышел за рамки литературных клубов и стал известен миру после публикации повестей "Джонни-Мнемоник" и "Сожжение Хром", романов "Нейромант", "Граф Ноль" и "Мона Лиза овердрайв". Именно из его произведений читатели узнали о существовании хакеров. Поначалу самого слова не существовало, и Гибсон в ранних произведениях называет хакеров "компьютерные ковбои". И именно Гибсон ввел в обход столь популярное в последние полтора десятка лет понятие "киберпространство".

Говоря просто, киберпанк — это научная фантастика эпохи компьютерной революции. Фантастическая литература, в которой нет инопланетян, звездных кораблей и путешествий в центр Земли. Нет эльфов, орков, гномов, оборотней и прочих троллей. Киберпанк как жанр появился одновременно с появлением персональных компьютеров. В тот момент лишь очень немногие осознавали, что в мире появилась не просто новая забавная игрушка, а инструмент, существенно расширяющий возможности человека. Можно даже сказать, элементарная частица грядущей информационной вселенной. Писатели- киберпанки и оказались теми немногими, кто это все увидел. Сам термин "киберпанк" оказался очень емким и удачным. Первый корень в слове — "кибер" — прямо указывает на мир, в котором жизнь человека непредставима без компьютерных технологий. Второй корень — "панк" — попросту позаимствован из музыки: тогда, в начале 80-х, был крайне популярен панк-рок — скандальная и эпатирующая музыка маргиналов. Соответственно, мир в произведениях писателей-киберпанков изображен с точки зрения представителей социального дна, изгоев и преступников. Причем изображен агрессивно и напористо, с отрицанием норм поведения, насаждаемых буржуазным обществом, истеблишментом и масс-культурой. Во многом поэтому для киберпанка характерно жесткое триллероподобное построение сюжета, многое перенявшее от "черных детективов" прежних лет, рубленый стиль изложения, язык героев, сконструированный из компьютерного, уличного и молодежного сленга, активное использование слов из других языков — в основном, японского и русского.

Юность киберпророка

Уильям Форд Гибсон родился 17 марта 1948 года в провинциальном американском городке Конвэй (штат Южная Каролина). В молодости ничто не предвещало Уильяму громкой писательской карьеры. В колледже он учился неважно, в духе времени нередко бродяжничал и хипповал. В университете получил филологическое образование, став специалистом в области англоязычной литературы. Именно в студенческие годы у него впервые появилось желание стать писателем. Вот только до начала реальной литературной деятельности было еще далеко… В середине 1960-х началась война во Вьетнаме. В Штатах тогда еще существовал всеобщий воинский призыв, а молодой Уильям Гибсон вовсе не горел желанием отправляться воевать. Как и многие другие молодые американцы того времени, он в 1968 году переехал жить в Канаду — вначале в Торонто, а затем — в 1972-м — в Ванкувер, где живет до сих пор. В Ванкувере он начал преподавать в местном университете, женился и после рождения первого ребенка начал, наконец, писать. Первым опубликованным литературным произведением Уильяма Гибсона стал рассказ "Осколки голограммной розы" ("Fragments of a Hologram Rose"), вышедший в 1977 году в журнале Unearth. Это была небольшая история про принципиально новый вид развлечения — симстим. Говоря современным языком, история про технологию погружения в специально сконструированную виртуальную реальность. За несколько следующих лет Гибсон опубликовал еще несколько рассказов включая цикл "Континуум Гернсбека" ("The Gernsback Continuum", 1981). Этот цикл некоторое время спустя вышел отдельным сборником. Где- то году в 1980-м на молодого писателя-фантаста обратила внимание литературный редактор популярного журнала "Омни" Эллен Дэтлоу. Вскоре именно в этом журнале были опубликованы первые по-настоящему киберпанковские произведения Гибсона: "Джонни-Мнемоник" (1981-й) и "Сожжение Хром" (1982-й). После этого Уильяма Гибсона заприметил другой известный литературный редактор — Терри Карр, который как раз и специализировался на научной фантастике. Карр предложил Гибсону контракт на дебютный роман, предполагая включить его в свою книжную серию "Ace Specials". Началось.

Разглядывая будущее

Роман "Нейромант", выйдя из печати в 1984 году, тут же стал бестселлером и центром внимания критики. В 1985-м крайне нестандартное для того времени произведение было удостоено всех основных премий в области англоязычной фантастики: "Небьюла" (премия писателей), "Хьюго" (премия читателей) и Приза Филипа Дика (премия за лучшее издание года в мягкой обложке). Но "Нейромант" не только собрал букет престижных литературных премий — именно он, по сути, сделал общепризнанным новое диковинное направление в научной фантастике, получившее название "киберпанк". За "Нейромантом" последовали еще два романа Гибсона из той же серии: "Граф Ноль" (1986) и "Мона Лиза овердрайв" (1988). С литературной точки зрения они ничем не уступают "Нейроманту", однако ошеломляющего успеха первой книги повторить не сумели. Возможно, это связано с тем, что ко времени их выхода у Гибсона уже появилось множество подражателей, позиционирующих свое творчество как киберпанк. Впрочем, армия преданных поклонников у Гибсона осталась. В 90-х Гибсон работал спокойно и размеренно. В 1991-м в соавторстве с Брюсом Стерлингом был написан роман в жанре альтернативной фантастики — "Машина различий" (The Difference Engine, вариант перевода — "Дифференциальный вычислитель"). Сами авторы называют этот жанр стимпанком (steampunk — "паровой панк"). "Машина различий" — это масштабное полотно, описывающее викторианскую Англию XIX века (среди персонажей — Дизраэли, Байрон и другие исторические личности). Гибсон и Стерлинг лишь воссоздали гипотетическую ситуацию, при которой благодаря механическому компьютеру, изобретенному Чарльзом Бэббиджем, компьютерная революция в мире началась на столетие раньше. Компьютерный прогресс 90- х подтолкнул Гибсона к новому киберпанковскому циклу. Первым произведением стал роман "Виртуальный свет" (1993), сильно отличавшийся от ранних книг писателя. Его события разворачиваются в начале следующего века в Сан-Франциско, который полуразрушен мощным землетрясением и разделен на несколько зон. Главный герой — сотрудник частной охранной фирмы — разыскивает украденные солнцезащитные очки, а на самом деле — прототип особого устройства для проникновения в виртуальную реальность. Вышедший в сентябре 1996-го роман "Идору" был посвящен шоу-бизнесу будущего и проблеме сосуществования виртуальных личностей с реальными людьми. А своеобразным продолжением "Виртуального света" и "Идору" стал заключительный роман трилогии — "Все вечеринки завтрашнего дня". В своих романах Уильям Гибсон сумел предсказать многое. Среди его гениальных предвидений — тотальное проникновение интернета в человеческую жизнь, социальные сети, суперкомпьютеры и искусственный интеллект, ультрапортативные ПК (продвинутые аналоги нынешних UMPC), всемогущество IT-корпораций, механические заменители человеческих органов, самые причудливые молодежные субкультуры и т.д., и т.п.

Кино

Заметный след Уильям Гибсон оставил и в кинематографе. Все началось осенью 1987 года, когда ему позвонил продюсер Дэвид Гилер — один из создателей киносериала "Чужой". После огромного успеха первых двух фильмов (их сняли Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон) продюсеры хотели сделать третий фильм не хуже предыдущих, но собственных свежих идей у них уже не было. Гибсон согласился "что-то придумать" и за два месяца написал сценарий. Но идеи фантаста продюсеров не устроили, и несколько лет спустя фильм "Чужой-3" был снят по другому сценарию. Впрочем, Гибсона это особенно не расстроило — он уже работал над экранизацией повести "Джонни-Мнемоник".

Фильм "Джонни-Мнемоник" режиссера-дебютанта Роберта Лонго вышел на экраны в 1995 году. Сценарий к фильму написал сам Гибсон, он также принимал активное участие в съемках. Первоначально бюджет фильма планировался в пределах скромных полутора-двух миллионов долларов. Но в главной роли неожиданно захотел сняться популярный молодой актер Киану Ривз, после чего бюджет разом вырос до $30 млн. Из известных актеров были также задействованы Дольф Лундгрен, Барбара Зукова, рок-музыканты Айс-Ти и Генри Роллинз. Должен заметить, при работе над сценарием Гибсон серьезно переписал сюжет: событиям был придан больший размах и характерная для Голливуда легковесность. Например, женщины-ниндзя Молли в фильме нет — вместо нее присутствует вполне обыкновенная (для будущего, разумеется) женщина-телохранитель Джейн. Считается, что Гибсон, надеясь когда-нибудь снять фильм по "Нейроманту", не захотел терять авторские права на любимую героиню. По признанию критиков, фильм получился очень красивым и необычным, однако он провалился в прокате. Зато в среде киногурманов приобрел репутацию культового, оказавшись в одном ряду с "Бегущим по лезвию бритвы" Ридли Скотта, который в свое время также не сделал большой кассы.

В 1998 году на киноэкран был перенесен еще один ранний рассказ Гибсона — "Отель Новая Роза" (New Rose Hotel). На этот раз над сценарием работала целая группа авторов, в результате чего оригинальный сюжет был порядочно изменен. В фильме показаны невеселые похождения в не слишком далеком будущем пары промышленных шпионов, которых обводит вокруг пальца ими же нанятая проститутка. Картина не произвела особого фурора, но была замечена и по достоинству оценена поклонниками жанра. Ну и, наконец, Уильям Гибсон стал автором сценариев целого ряда серий "Секретных материалов". Разумеется, это те серии, в которых нет инопланетян, летающих тарелок и генетических экспериментов. Зато присутствует киберпространство, в котором бродят неведомые сущности и плетутся таинственные заговоры.

Библиография

"Базовые", если можно так сказать, романы Уильяма Гибсона собраны в две трилогии:
"Трилогия киберпространства" (Sprawl trilogy):
1. "Нейромант" ("Neuromancer", 1984).
2. "Граф Ноль" ("Count Zero", 1986, более правильный перевод названия — "Нулевой отсчет" или "Обнуление счетчика").
3. "Мона Лиза Овердрайв" ("Mona Liza Overdrive", 1988).

"Трилогия моста" ("Bridge Trilogy"):
1. "Виртуальный свет" ("Virtual Light", 1993).
2. "Идору" ("Idoru", 1996).
3. "Все вечеринки завтрашнего дня" ("All Tomorrow's Parties", 1999).

Не входят в какие-либо циклы роман "Машина различий" ("The Difference Engine", 1990, в соавторстве с Брюсом Стерлингом), а также новейшие романы "Распознавание образов" ("Pattern Recognition", 2003) и "Страна призраков" ("Spook Country", 2008).
Кроме романов, Гибсон написал также множество рассказов и повестей. Среди наиболее известных — "Осколки голограммной розы", "Поединок", "Захолустье", "Сожжение Хром", "Зимний рынок", "Джонни-Мнемоник", "Континуум Гернсбека", "Принадлежность", "Красная звезда, орбита зимы", "Отель "Новая роза".

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Корпусные камеры видеонаблюдения