IT-индустрия: дрожь в коленках

Общая нервозность в мировой экономике наконец передалась и IT-индустрии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на индексы NASDAQ. Одни идут вверх, другие — вниз, но ведь все они взаимосвязаны… Вот только что-то на этот раз на редкость много новостей связано с Microsoft.

Всю минувшую неделю в центре внимания оставался конфликт, в который стремительно перерастает попытка Microsoft купить компанию Yahoo. Произошло сразу несколько заметных событий. Во-первых, корпорация Microsoft заявила, что не будет в случае покупки переносить главный офис Yahoo! из Саннивейл, Калифорния. Софтверный гигант также пообещал расширить присутствие Yahoo! в Силиконовой долине. Президент направления платформ и услуг корпорации Microsoft Кевин Джонсон сообщил, что в городе Маунтин-Вью, находящемся по соседству с Саннивейлом, в представительстве Microsoft работает 1800 сотрудников. Джонсон уклонился от ответа на вопрос про возможные увольнения в Yahoo!. Он сказал, что в случае слияния появление дублирующих должностей неизбежно, и подчеркнул, что Microsoft активно расширяется. С 2005 года штат корпорации увеличился на 20 тысяч человек. Напомню, что ранее руководство Yahoo! приняло решение, согласно которому всем штатным сотрудникам, уволенным в течение двух лет с момента продажи, будет выплачиваться зарплата. Продлятся выплаты от четырех месяцев для рядовых сотрудников до двух лет в случае самых высокооплачиваемых топ-менеджеров. Также сотрудникам Microsoft были разосланы электронные письма, в которых рассказывалось, как корпорация намеревается завладеть компанией Yahoo!. Автор послания, все тот же Кевин Джонсон, также посвятил персонал в перспективы слияния культур и ресурсов Microsoft и Yahoo! и пообещал сотрудникам объединенной компании всяческие "награды и компенсации". Попутно эксперты выяснили, что почти 90% основных акционеров Yahoo! также владеют ценными бумагами Microsoft. Причем многие из них инвестировали в софтверного гиганта гораздо большие суммы, чем в Yahoo!, и именно поэтому акционеры не хотят, чтобы Microsoft переплатила за приобретение интернет-компании. В то же время, один из главных акционеров Yahoo! Билл Миллер считает, что Microsoft следует быть несколько щедрее, если она хочет поглотить Yahoo!. Справедливой ценой, по мнению Миллера, станет предложение из расчета в $40 за акцию. В письме подчиненным Кевин Джонсон отметил, что корпорация рассчитывает на конструктивный диалог с советом директоров, менеджментом, акционерами и сотрудниками Yahoo!.

Если соглашение между компаниями будет достигнуто, Microsoft сможет начать интеграционный процесс параллельно с необходимыми регуляторными процедурами. По словам Джонсона, если Yahoo! капитулирует под напором Microsoft и согласится на ее предложение, то сделка будет завершена во втором полугодии нынешнего года. Недавно исполнительный директор Yahoo! Джерри Янг тоже рассылал персоналу письма, в которых просил сотрудников и акционеров верить в Yahoo! и не принимать поспешных решений. Одновременно пенсионные фонды Детройта подали гражданский иск против Yahoo!. Истцы обвинили компанию в том, что она нарушила свои обязательства перед акционерами, отказавшись от предложения Microsoft. Иски подали и некоторые держатели акций Yahoo! в Калифорнии — они недовольны тем, что компания отвергла предложение Microsoft в начале прошлого года, когда котировки акций были выше сегодняшних. Microsoft разработала новый способ оценки эффективности интернет-рекламы. Бета-тестирование Engagement Mapping началось 1 марта. Появлению этого сервиса способствовало приобретение Microsoft в прошлом году рекламной интернет-компании aQuantive за $6 млрд. Вице-президент отдела рекламных решений Microsoft Брайан МакЭндрюс, бывший руководитель aQuantive, называет оценку эффективности онлайновой рекламы лишь по клику на баннер устаревшей. Существующие системы оценки эффективности рекламы игнорируют действия, совершенные пользователем перед тем, как он решился кликнуть на баннер. Engagement Mapping учитывает все действия, совершенные пользователем в интернете до того, как он приобрел рекламируемый продукт. МакЭндрюс подчеркивает, что Engagement Mapping позволяет оценить то, насколько повлиял на конечное решение просмотр той или иной рекламной информации в интернете. Первыми Engagement Mapping опробуют такие партнеры Microsoft, как Citi Cards и Initiative Media. Результаты тестирования появятся до конца II квартала этого года. И еще про рекламу в онлайне. Объем мирового рынка интерактивной, в том числе интернет-рекламы в 2007 году составил $45 млрд, а в 2012 году составит $147 млрд. Так утверждается в исследовании аналитиков компании The Kelsey Group. При этом традиционная реклама по-прежнему будет сильно превосходить по бюджетам интерактивную, однако последняя станет основным фактором роста. В 2007 году совокупный объем рекламного рынка превысил $600 млрд. Ожидается, что в 2012 году он вырастет до $707 млрд. Объем рынка интернет-рекламы США в 2007 году составил $21,1 млрд, говорится в вышедших одновременно с отчетом The Kelsey Group предварительных оценках The Interactive Advertising Bureau. Таким образом, на этот рынок, за год выросший на 25%, приходится почти половина всего рынка интерактивной рекламы в мире. Вы будете смеяться, но 27 февраля Еврокомиссия опять оштрафовала Microsoft! На этот раз — на рекордную сумму в 899 млн евро — за то, что она не выполнила распоряжение антимонопольщиков еще 2004 года. Четыре года назад европейская комиссия по конкуренции признала американскую корпорацию злоупотребляющей своим доминирующим положением на рынке и оштрафовала ее на 497 млн евро. С учетом других начислений общая сумма штрафа теперь составляет 1,68 млрд евро. Microsoft пыталась удовлетворить претензии европейских антимонопольщиков. Недавно она пообещала раскрыть свои программные интерфейсы и предоставить конкурентам документацию по работе своих продуктов и операционных систем. По словам еврокомиссара по конкуренции Нэли Крус, Microsoft стала первой компанией за 50 лет существования соответствующего законодательства, которую комиссии пришлось оштрафовать за невыполнение решения антимонопольщиков.

У Google проблемы. Доходы компании от рекламы резко сократились. Это вызвано кризисом, который сейчас переживает американская экономика. Интернет-пользователи стали реже кликать на рекламные объявления, что привело к значительному снижению прибыли Google. Доходы компании сократились на треть, а стоимость акций упала до уровня годичной давности. Владельцы акций Google надеялись, что компания, демонстрировавшая стремительный рост, способна пережить спад в американской экономике. Однако дела у интернет-гиганта, похоже, совсем плохи. Теперь американские финансисты всерьез полагают, что экономический спад в США может привести к краху Google. По мнению Клэйтона Морана, аналитика Stanford Group, сейчас не стоит покупать акции компании, поскольку следующие несколько месяцев станут для нее крайне тяжелыми.

Другое дело IBM — она объявила о том, что выкупит у инвесторов акции на общую сумму в $15 млрд. Учитывая, что капитализация IBM на бирже составляет около $157 млрд, сумма, которую компания собирается потратить, составляет почти 10% ее стоимости. Инвесторы немедленно отреагировали на новости от IBM, начав скупать акции компании. В результате они подорожали на $4,3 — до $114,38 за штуку. В 2007 году IBM потратила на выкуп ценных бумаг $18,8 млрд, и это свидетельствует о том, что у компании по-прежнему много наличных средств. Доход IBM в 2007 году составил почти $99 млрд, а чистая выручка — $10,8 млрд.

Продавцы, выставляющие товары и услуги на продажу на eBay, объявили бойкот крупнейшему онлайновому аукциону. Причиной послужили новые правила работы eBay. С 20 февраля на eBay действует новая система сбора информации о клиентах аукциона. С мая нынешнего года продавцы не смогут давать негативные характеристики потребителям, тогда как покупатели, напротив, получат возможность выставлять продавцам плюсы и минусы по расширенному набору критериев. Другие изменения касаются платы, взимаемой за размещение объявлений о продаже товаров. Стоимость публикации объявлений снижена на 25-50%, но размер комиссионных, напротив, возрос. Это обстоятельство наряду с невозможностью размещения критики в адрес покупателей как раз и вызвало недовольство со стороны продавцов eBay. Статистика, собранная сторонними фирмами, показывает, что ассортимент товаров, выставленных на eBay, за неделю сократился на 13%. Нынешний бойкот стал одним из самых крупных за всю историю eBay. Впрочем, несмотря на протест со стороны продавцов, руководство онлайнового аукциона пока не планирует ни отменять новые правила, ни переносить сроки их вступления в силу. Кстати, 31 марта нынешний исполнительный директор eBay Мег Уитмен уйдет с занимаемой должности. После этого полномочия Уитмен перейдут президенту бизнес- подразделения eBay Джону Донахью, работающему в компании с 2005 года.

В американское отделение корпорации Sony приглашены три новых руководителя: Ян Джексон, Роберт Дайер и Салли Бьюкенон. Эти назначения призваны помочь развитию отделов продаж, корпоративного маркетинга, управления персоналом и взаимоотношений с издателями. Ян Джексон назначен главой департамента продаж. Он будет следить за стратегическими продажами и продвижением всех платформ PlayStation в Северной Америке. Роберт Дайер будет отвечать за стратегическое развитие и взаимоотношения с разработчиками и издателями, а также совместные с ними маркетинговые программы. В ведение Салли Бьюкенон отдано стратегическое управление персоналом: проекты, включающие планирование карьеры, развитие лидерских качеств, поиск и удержание талантливых сотрудников. Эти перестановки — уже второе серьезное изменение в высшем менеджменте Sony. В середине февраля компанию покинул Фил Гаррисон, возглавлявший подразделение по разработке игр с 2005 года. Его обязанности временно исполняет Казуо Хираи.

Впервые уровень продаж LCD-телевизоров оказался выше уровня продаж ЭЛТ-телевизоров. По информации агентства Displaysearch, доля мирового рынка LCD-телевизоров составила 47%. Таким образом, в IV квартале прошлого года было продано 60,8 млн LCD TV. Доля ЭЛТ-телевизоров составила 46%, тогда как на плазменные панели и телевизоры с задней проекцией пришлось 7%. За прошлый год продажи LCD-телевизоров составили 79,3 млн, или 40% мирового рынка, который составил 200 млн телевизоров. Что касается доходов, LCD заняли на рынке доминирующую позицию с уровнем доходов $100 млрд. Доходы от продаж в 2007 году составили более $68 млрд. LCD-телевизорам удалось завоевать долю на рынках регионов: в Японии доля рынка LCD TV составила 86%, в Западной Европе — 84%, в США — 78%. Сегодня LCD является единственной альтернативной технологией, привлекательной для большинства пользователей благодаря своим характеристикам. В определенной мере с этим связано то, что компания Pioneer прекратит производство 42- дюймовых плазменных панелей к марту 2009 г. Поставщиками плазменных панелей для телевизоров с диагональю 42 дюйма и менее станут Matsushita и Hitachi. Завод в японской префектуре Кагосима, где производятся такие панели, компания Pioneer купила у NEC и теперь намерена продать его обратно. На остальных своих фабриках Pioneer будет производить плазменные панели с диагональю от 50 дюймов. Сейчас бизнес по производству телевизоров с плоским экраном является для Pioneer убыточным. Ранее из-за отсутствия прибыли о прекращении производства плазменных телевизоров объявила компания Fujitsu.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета