Вопрос денег

Одной из самых обсуждаемых тем прошлой недели было пресловутое "отречение" компании Toshiba от своего детища — оптического носителя нового поколения HD DVD. Буквально через несколько дней об отказе от использования HD DVD в своих игровых приставках заявила и корпорация Microsoft. Все это заставило многих говорить о том, что формат HD DVD окончательно проиграл соревнование конкуренту — формату Blu-Ray. Но, думается, это не совсем так. Точнее, совсем не так: многие крупные компании-производители сохраняют верность опальному формату. К примеру, компания LG уже заявила о намерении продолжить поддержку, разработку и продажу устройств, работающих с HD DVD. Даниел Азиз — управляющий по маркетингу LG Electronics — сказал журналистам: "LG верит, что в настоящий момент необходимо предложить проигрыватель, который поддержит оба формата и тем обеспечит простоту и удобство для существующих пользователей HD DVD. После недавнего заявления Toshiba Blu-Ray станет форматом, который проложит путь к фильмам высокого разрешения, но это не означает немедленного исключения HD DVD, поскольку есть определенное количество потребителей, которые выбрали HD DVD и начали собирать коллекции дисков".

Однако страсти вокруг оптических форматов нового поколения разгорелись совсем по другим причинам, и эти причины весьма далеки от таких "мелочей", как, к примеру, качество изображения. Тем более, что качество оба формата обеспечивают абсолютно одинаковое. Вот только победитель в "войне форматов" получает приз в виде роялти — лицензионных выплат. Роялти, по международным соглашениям, бывают самыми разнообразными. Так, консорциум Blu-Ray может получать их от производителей компьютеров и потребительской электроники, в которых будут использоваться оптические дисководы Blu-Ray. Такие же отчисления будут платить студии и производители дисков. Также каждый оптический привод или диск Blu-Ray, сходящий с конвейера, будет облагаться своеобразным налогом — лицензионным вознаграждением — в пользу Ассоциации Blu-Ray-диск. Точные цифры отчислений пока неизвестны. Но получить представление об их размерах можно, если вспомнить аналогичную историю с DVD-дисками. Еще не так давно, когда DVD был монополистом среди оптических дисков большой емкости, на законных основаниях выпускать проигрыватели DVD производитель мог только уплачивая порядка $4 за каждый плейер или привод для ПК. А несколько лет назад, когда производителей было всего несколько, а спрос был огромен, эти выплаты доходили до $15-$20. По лицензионному соглашению, эти отчисления производятся каждый раз, когда DVD-привод входит в заводскую комплектацию компьютера. А ведь сеегодня практически невозможно найти современный десктоп или ноутбук без DVD-привода. По статистике, в мире в год выпускается порядка 250 млн компьютеров. Плюс DVD-приводы, продаваемые отдельно, в качестве комплектующих.

Можно представить себе объемы роялти. Но не только производители техники платят лицензионные отчисления. Второй денежный поток идет от компаний, производящих DVD-диски (легально, разумеется). Только лишь в этом январе лицензионная группа DVD6C наконец снизила выплаты по дискам, доведя их до четырех центов за штуку. А прежде эта сумма равнялась 7,5 центам. Но это не все. Также производители должны платить "за техническое соответствие стандартам". Что это за платежи, без... э-э-э… специального образования и не разберешься. Но платить приходится. Кстати. Хотя Ассоциация Blu-Ray-дисков и не обязывает производителей проигрывателей, она настоятельно рекомендует им делать Blu-Ray-устройства с возможностью проигрывать диски формата DVD для обеспечения обратной совместимости. И еще кое-что интересное о лицензионных выплатах. Именно несовершенство механизмов начисления и выплаты роялти привело к ситуации, которую в Китае на высшем уровне назвали "ошибкой DVD". Дело в том, что несколько лет назад по причине высокой конкуренции большинство китайских производителей DVD-плейеров начали терпеть убытки или в лучшем случае "вышли в ноль", оставшись без прибыли. Зато владельцы патентов заработали немало. DVD Forum отменил лицензионные выплаты за плейеры, сделанные и проданные в Китае, но значительная часть продукции уходила за пределы страны. Причем весьма часто это были "серые" схемы поставок, исключавшие международный контроль. Проблемы с выплатами роялти и стали главной причиной того, что Китай занялся разработкой собственного стандарта оптических носителей. То есть, имея огромную DVD-индустрию, китайцы не хотят терять деньги на роялти. Еще раньше аналогичная ситуация сложилась с дисками CD. Разработчики стандарта богатели: компания Philips получала примерно 1,8 цента за каждый диск, а Sony — примерно 1,2 цента. Однако, когда срок действия международного патента закончился, что произошло в 2001 году, Philips призналась, что ее доходы по лицензионным выплатам упали на $42 млн.

Судя по всему, разработчики технологии Blu-Ray (а там, кстати, тоже на главных ролях Sony) будут действовать более осторожно, чем DVD Forum, в плане выдачи лицензий на производство проигрывателей и дисков. Существует мнение, что киностудии отдали предпочтение формату Blu-Ray в том числе и потому, что производство пиратских дисков Blu-Ray наладить сложнее, чем производство пиратских HD DVD. Кроме того, в формате Blu-Ray применен экспериментальный элемент защиты под названием BD+, который позволяет динамически изменять схему шифрования. Стоит шифрованию быть сломанным, производители могут обновить схему шифрования, и все последующие копии будут защищены уже новой схемой. То есть история с программой DeCSS, уничтожившей хваленую защиту DVD, вроде бы повториться не должна. Вроде бы… Кстати, за BD+ владельцы лицензии тоже могут брать отдельные роялти.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета