...
...

Facebook: новейшая история интернета

В 2007 году социальные сети во всем мире были самым желанным объектом инвестиций. Ставшие квинтэссенцией интернет-общения, они без проблем получали сотни миллионов, а то и миллиарды долларов вложений. А ведь такие суммы в свое время и не снились, скажем, производителям микропроцессоров — компаниям, обладающим реальными активами в виде высокотехнологических производств. Между тем, все активы любой социальной сети — это идея и пользовательская аудитория. То есть вещи достаточно эфемерные.

Время молодых миллионеров


На сегодняшний день общее число интернет-пользователей в мире уже заметно превысило миллиард человек. Столь же быстро растет и спрос на онлайновые услуги, и их предложение. По мнению ряда специалистов, совокупный объем глобального онлайнового рынка в 2007 году преодолел порог в $4 трлн! Понятно, что в таких сверхблагоприятных условиях весьма быстро растут доходы интернет-компаний и их владельцев. По статистике, больше половины живущих сейчас мультимиллионеров моложе сорока лет сделали свои капиталы с помощью интернет-технологий. Хороший пример такого рода — социальная сеть Facebook, ее владельцы и топ-менеджеры. Всего за несколько лет они сумели вписать в новейшую историю интернета очень яркую страницу.

Книга лиц

Проект Facebook был запущен в 2004 году по инициативе, под руководством и при активном участии второкурсника Гарвардского университета Марка Цукерберга. Вначале создатель предполагал сделать маленькую "домашнюю" социальную сеть, ограниченную пределами Гарварда. Марк хотел дать студентам этого крупнейшего вуза США знакомиться и контактировать друг с другом. Пользователям давалась возможность создавать личные профили со своими фотографиями и перечнями личных увлечений и привязанностей, а затем общаться с единомышленниками в самоорганизующихся онлайновых клубах по интересам. Однако "маленькой сети" не получилось. Facebook развивался так быстро, как может развиваться, пожалуй, только интернет-проект. Уже через два месяца после начала работы доступ к сети был открыт и для учащихся других вузов. В результате к концу 2005-го сообщество Facebook объединяло более 11 млн пользователей из более чем 2.000 университетов и 25.000 школ США, Европы, Австралии и Новой Зеландии. Инициатива Цукерберга была оперативно преобразована в коммерческую фирму, которая на 30% принадлежала самому Марку, ставшему генеральным директором. В первом квартале 2006 г. еженедельный доход Facebook.com от размещения рекламы достиг миллиона долларов. Марк Цукерберг стал мультимиллионером в возрасте 21 года.

Основатель

Юность создателя Facebook во многом похожа на юность других "IT-вундеркиндов" — таких, как Стив Джобс или Эрик Шмидт. Марк Эллиот Цукерберг родился в мае 1984 г. в местечке Доббс Ферри штата Нью-Йорк. По его собственным словам, о ПК он мечтал с самых нежных лет, однако получил его от родителей только на десятилетие — это был 486-й Quantex DX. Юный Цукерберг благополучно избежал подросткового увлечения компьютерными играми. Как он рассказывал позднее, с появлением собственного ПК он "вдруг почувствовал себя страшно взрослым". Следствием этого стало серьезное увлечение Марка компьютерными технологиями, и в первую очередь — программированием. Учился Марк всегда очень хорошо. Окончив респектабельную среднюю школу Ардсли, он прошел курс предвузовской подготовки в престижной академии-интернате Филипса в Нью-Хэмпшире и без труда поступил в элитарный Гарвард. Во всех перечисленных учебных заведениях основные усилия он тратил на изучение математики и информатики.

Еще учась на первом курсе Гарварда, Марк написал небольшую софтинку Synapse, которая тут же обратила на него внимание менеджеров Microsoft. Программа Synapse позволяла компьютеру самому составлять музыкальные плейлисты для своего владельца. Это делалось так: программа некоторое время анализировала закономерности, в соответствии с которыми пользователь слушал свои любимые композиции (сопоставлялись частота, последовательность, дни недели, время суток и т.д.), после чего автоматически генерировался "оптимальный плейлист". Впоследствии программа сама корректировала этот список, анализируя пополнение аудиоколлекции на ПК, изменения предпочтений и настроений пользователя и т.д. Как будто предчувствуя свое ближайшее будущее, Цукерберг отказался продать эту программу Microsoft и вообще сотрудничать с софтверной корпорацией, чем немало удивил своих друзей и однокурсников. Но в голове у Марка уже зрел прототип социальной сети. Все началось с того, что Марк разместил на своем сайте в университетской сети фотографии двух однокурсниц и запустил онлайновую дискуссию о том, какая из них привлекательнее. За первые же три часа поступило несколько сотен отзывов, а еще через час администраторы университетского сервера закрыли доступ к персональной странице Цукерберга, опасаясь, что тотальный интерес к ней может нарушить нормальную работу локальной сети.

Рождение Facebook

Интересный момент: в Гарварде у Цукерберга основным предметом была вовсе не информатика и вычислительная техника, а психология. Лекции по программированию он посещал факультативно, на параллельном курсе. Именно полученные на факультете психологии знания помогли Марку сделать социальную сеть оптимальным средством межличностной коммуникации. Обдумав во многом случайный опыт с двумя девичьими фотографиями, наш герой на следующих каникулах вместе с друзьями взялся превратить идею социальной сети в серьезный проект. И уже неделю спустя в Гарварде появилась система TheFacebook.com. В деле программирования и организации сетевой инфраструктуры Марку помогали его однокурсники Стив Хьюз и Дастин Московиц. Последний в скором времени стал соучредителем компании Facebook и ее вице-президентом, а за организационно-финансовую поддержку проекта (то есть за роль продюсера) взялся второкурсник экономического факультета Эдуардо Саверин. Он же стал и первым финансовым директором компании, но впоследствии его сменил Майк Шеридан. Эдуардо был человеком состоятельным (по студенческим меркам) и рискнул вложить в инициативу своих друзей личные средства. Деньги первого инвестора были потрачены на оплату пользования сетевым оборудованием, принадлежащим университету. 4 февраля 2004 г. созданный Марком и его командой портал начал работу. Три недели спустя на нем зарегистрировалась уже половина Гарварда. А к середине весны к числу пользователей присоединились студенты всех учебных заведений, входящих в привилегированную университетскую ассоциацию Ivy League. Сработал "эффект снежного кома": чем больше пользовательской информации накапливалось на портале, тем больший интерес он к себе вызывал и тем большее количество новых пользователей привлекал.

Венчурные инвестиции и рост сети

В сентябре того же судьбоносного 2004-го у компании Facebook появился первый серьезный инвестор из Силиконовой долины. Им оказался известный венчурный инвестор Питер Тиль — один из основателей известной системы интернет-платежей PayPal. У него уже был успешный опыт финансирования интернет-стартапов. Создателям Facebook Питер Тиль для начала выделил полмиллиона долларов. К концу первого года существования социальной сети количество ее постоянных посетителей превысило миллион. В мае 2005-го компания Facebook получила от корпорации Accel Partners $12,5 млн венчурного капитала. Проект вышел из "детского" возраста. Осенью 2005 года к сообществу Facebook присоединились студенты из Канады, Мексики, Пуэрто-Рико и Вирджинских островов, а затем — и из Великобритании. Далее последовали Австралия и Новая Зеландия, а через полгода открылись Индия, Израиль, Германия и Австрия. А в сентябре 2006-го портал открыл регистрацию для всех интернетчиков без исключения. Если прежде для регистрации в системе Facebook пользователю нужно было указать адрес e-mail, который указывал бы его принадлежность к колледжу или университету, то сейчас это требование было снято. Как результат аудитория Facebook начала стремительно расти за счет посетителей старше 30 лет. По данным статистики за IV квартал 2006 г., 85% студентов колледжей и университетов, входивших в систему Facebook, разместили на ее страницах свой профиль, а 60% посещали сайт ежедневно, проводя на нем полчаса и более. Среднесуточный прирост аудитории составлял 20.000 человек. К началу 2007- го сайт Facebook.com оказался на седьмом месте по посещаемости во всем интернете. За февраль-2007 было зафиксировано 5,5 млрд просмотров его страниц.

К концу 2006 года компания Марка Цукерберга уже была полноценным коммерческим предприятием, регулярно получающим большой доход от онлайновой рекламы. Рекламу даже приходилось порой ограничивать, чтобы не раздражать пользователей. А ранее — весной 2006-го — Facebook.com получил очередное вливание венчурного финансирования — $25 млн от уже упоминавшегося Питера Тиля, а также инвестиционных фондов Greylock Partners и Meritech Capital. Эти средства позволили Цукербергу купить для своего стартапа офисные площади на севере калифорнийской Кремниевой долины в местечке Пало-Альто, а также и увеличить штат сотрудников до 50 человек. По новому адресу компании тут же потекла настоящая река деловых предложений от потенциальных рекламодателей и новых инвесторов. Дело в том, что к 2006 году мировая IT-индустрия уже оправилась от последствий массового краха дот-комов в 2000-2001 годах. Тех, кто желал сотрудничать с Facebook, привлекал прежде всего доступ к базе данных портала. Это была настоящая мечта маркетолога: база содержала персонифицированную информацию о более чем 15 млн его пользователей — и это было новое поколение мировой интеллектуальной элиты, уже рассортированное по странам и учебным заведениям, профессиям и возрастам, хобби и пристрастиям. То есть отражала практически все основные характеристики представителей как раз той категории потребителей, на которую крайне сложно воздействовать обычными маркетинговыми приемами.

Купить нельзя продать

В 2006 и 2007 годах в адрес владельцев Facebook все чаще поступали предложения о полном выкупе либо поглощении молодой компании. Первые такие слухи просочились в СМИ в начале весны 2006-го: тогда сделка оценивалась в рекордную для таких случаев сумму $750 млн. Однако Марк Цукерберг категорически отказался от такого соглашения, заявив: "Эта сумма как минимум втрое меньше той, о которой мы можем серьезно разговаривать". Между тем, годом ранее медиаконцерн News Corp. медиамагната Руперта Мердока купил аналогичную социальную сеть MySpace.com за $580 млн, и к моменту подписания контракта о покупке MySpace по популярности и посещаемости намного опережал Facebook образца 2006-го, являясь безусловным лидером рынка. В сентябре 2006 г. компания Yahoo предложила за Facebook уже миллиард долларов. Но Цукерберг с командой отверг и этот вариант продажи своего детища. Далее среди вероятных претендентов на покупку Facebook называли медиакорпорацию Viacom — владельца ряда теле- и радиостанций и мультимедийных компаний. Следующим желающим купить Facebook стала корпорация Google, традиционно проводящая весьма агрессивную политику поглощения любых перспективных интернет-проектов. Владельцы Google предложили за стремительно растущую социальную сеть уже два миллиарда долларов.

Однако Марка Цукерберга это не впечатлило — к тому времени акционеры оценивали свою компанию уже в восемь миллиардов. Сегодня все больше бизнес-аналитиков предрекают социальной сети Facebook.com скорую потерю динамики роста, а следовательно — понижение рекламных доходов и отток инвестиций. Однако про Марка Цукерберга пока еще ходят самые настоящие легенды. Рассказывают, в частности, такую историю. Один раз, когда долгие, трудные и напряженные дебаты с представителями Yahoo начали выходить за границы пятницы и грозили затянуться на выходные дни, Марк извинился и сказал, что придется прерваться до понедельника. Дескать, на выходные к нему приезжает подруга, с которой он давно не виделся. В ответ на изумленные напоминания о том, что вопрос касается миллиарда долларов, молодой предприниматель спокойно ответил, что в данном случае это не имеет большого значения, и попросил не беспокоить его по мобильному телефону, поскольку он все равно будет выключен. Осенью 2007-го корпорация Microsoft купила 1,6% Facebook за $240 млн. Из этого следует, что капитализация социальной сети на тот момент оценивалась в $15 млрд.

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Корпусные камеры видеонаблюдения
IP камеры видеонаблюдения