Прототип суперкулера из Тайваня: FLOSTON V6

Честно признаться, начиная знакомиться с кулерами для центральных процессоров от новой (для нас) тайваньской компании FLOSTON, такой напористости от молодого производителя мы уж точно не ждали. Всего за полгода мы успели познакомиться с шестью серийными образцами охладителей FLOSTON, среди которых были как бюджетные модели, так и крепкие середнячки, а последнюю новинку, гордо именуемую Cyclone ("Циклон"), можно смело отнести к классу так называемых суперкулеров.

Причем все они продемонстрировали весьма приличные результаты в своих классах, являясь достаточно сбалансированными решениями по соотношению цена/производительность. Казалось бы, после выхода Cyclone у производителя сформировался законченный модельный ряд, маркетологам компании можно было бы немного успокоиться, а разработчикам приняться создавать что-то новое. Но спустя всего пару месяцев после выхода Cyclone компания предоставляет на тестирование новую модель суперкулера под рабочим названием V6.

Внешний вид и дизайн

Поскольку предоставленный на тестирование кулер FLOSTON V6 еще только прототип, то ни о какой упаковке и комплектации пока что говорить не приходится. То же самое можно сказать и о технических характеристиках. Зато рабочее название изделия, по мнению автора, вполне имеет право на жизнь. Действительно, V6 — это коротко, информативно и оригинально. Коротко — значит, легкозапоминаемо и удобоупотребляемо (уж простите за мой русский:)). Информативно, потому как английская буква V наиболее точно описывает расположение ребер радиаторов, а цифра 6 обозначает количество тепловых трубок.

Почему оригинально, наверное, и так понятно. Маркировка V6 довольно прозрачно перекликается с маркировкой автомобильных двигателей. V-образная конструкция используется в самых мощных двигателях, так как, в отличие от классической рядной, позволяет разместить вдвое больше цилиндров при незначительном увеличении габаритов блока. V-образная "шестерка" в вашем компьютере… Звучит?!

При первом взгляде на V6 габариты кулера внушают чувство беспокойства за совместимость и провоцируют на философские рассуждения о начале конца эпохи воздушных систем охлаждения, активно прогнозировавшегося на ближайшее будущее в эпоху процессоров Pentium 4 до появления тепловых трубок. Радиатор действительно очень большой.

В цифровом выражении "очень большой" — это 20 см в длину, 13 см в ширину и 14 см в высоту. До появления FLOSTON V6 большим казался радиатор известного японского суперкулера Scythe Ninja. Однако рядом с V6 "ниндзя" со своими габаритами 11х11х15 см хоть и не малыш, но уже и не гигант. Конструкция радиатора V6 является оригинальной разработкой компании FLOSTON. По крайней мере, доселе автору нигде такая не встречалась. В качестве основания используется толстая медная пластина. Впрочем, здесь вместо слова "пластина" так и хочется написать: "плита". Ну, или "плитка". Для пластины основание слишком толстое — целых 11 мм. Кроме толщины, оно впечатляет длиной и шириной — 70 и 60 мм соответственно. Подошва обработана достаточно хорошо. Конечно, следы шлифовального круга присутствуют, зато плоскость просто идеальная.

А вот способ соединения основания с шестью тепловыми трубками огорчает. Трубки уложены в полукруглые канавки, профрезированные на верхней поверхности плитки, и прижаты стальной монтажной пластиной, закрепленной четырьмя винтами. Что и говорить: способ далеко не самый эффективный. При такой толщине основания трубки можно было бы запросто запрессовать в его толщу или в крайнем случае сделать сборным, состоящим из двух половинок. В этом случае площадь контакта, а, следовательно, и эффективность теплопередачи, были бы куда больше. Впрочем, не стоит забывать, что мы рассматриваем лишь прототип, а потому все еще может измениться. Покинув основание, трубки, изогнувшись на угол 90 градусов, устремляются вверх, разделившись на две группы, расходятся в стороны в виде буквы V и снова изгибаются на тот же угол. На каждую группу из трех трубок напрессованы два ряда прямоугольных алюминиевых пластин по 38 штук в каждом. Их общая площадь теплорассеивания составляет 2х5600 см2. В каждой группе ребер, помимо 3 отверстий, в которые уже впрессованы трубки, есть свободное четвертое, так что вполне вероятно, что в будущем FLOSTON порадует нас и более мощной V-образной "восьмеркой".

Для монтажа радиатора на платформу LGA775 используются четыре болта с шестигранными шляпками под гаечный ключ на 7 и монтажная пластина, устанавливаемая с обратной стороны материнской платы. Болты с помощью стопорных шайб предварительно закреплены на пластине, являющейся частью конструкции радиатора, а под шляпки установлены витые пружины, задающие усилие прижима кулера к теплораспределительной крышке процессора. Монтаж FLOSTON V6 на материнскую плату — занятие не из простых, хотя на первый взгляд сложностей не предвидится. Все, что требуется от сборщика, — это подложить монтажную пластину с обратной стороны текстолита, совместить отверстия, установить радиатор на процессор, вкрутить болты в пластину вручную и зажать их гаечным ключом. Было бы лучше, если б головки болтов были побольше, а на их поверхность было нанесено сетчатое рифление. Тогда кулер можно было бы устанавливать голыми руками, без применения какого-либо инструмента. Однако в реальности держать радиатор, сжимать пружины, толкая болты вниз и при этом крутить их шляпки оказалось настолько тяжело, что установить кулер удалось лишь вдвоем. Очевидно, что система крепления V6 нуждается в серьезной доработке или комплектации каким-либо специнструментом для установки. Не лишен кулер и серьезных ограничений по совместимости. Радиатор настолько громоздкий, что встанет далеко не на любую плату. В частности, на используемую для тестирования FOXCONN N68S7AA-8EKRS2H его удалось установить лишь таким образом, чтобы тепловые трубки смотрели вверх (при привычной ориентации платы в корпусе).

При такой ориентации в стандартном корпусе Midi Tower трубки непременно упрутся в блок питания. В данном случае проблем не будет только у обладателей Big Tower. Установке в остальных трех направлениях мешал либо радиатор чипсета, либо защелки слотов памяти, либо радиатор на MOSFET. Разобравшись с особенностями конструкции и установки FLOSTON V6 на материнские платы, переходим к самой интересной и ответственной части материала — тестированию.

Тестирование

Для тестирования кулера использовался следующий набор оборудования:
. процессор: Intel Core 2 Duo E6400, 2133 МГц (10x266 МГц), 2 Мб L2;
. материнская плата: FOXCONN N68S7AA-8EKRS2H (nForce 680i SLI);
. оперативная память: 2х1024 Мб, Apacer DDR2-800, 4-4-4-15 400 МГц;
. видеокарта: FOXCONN GeForce 7900 GS (544/522/522/1624 МГц, 20/7 pipelines);
. жесткий диск: Seagate ST3160811AS, 160 Гб, 3 Гб/с SATA, 8 Мб Cache, 7200 об/мин;
. блок питания: FLOSTON 560 Вт (LXPW560W).

Процессор Intel Core 2 Duo E6400 был разогнан до частоты 3400 МГц (8x425 МГц) с повышением напряжения на 0,15 В. Тестирование проводилось на стенде открытого типа, что исключает влияние качества реализации вентиляции в корпусе на результаты. Температура воздуха в комнате составляла 25°С. Как термоинтерфейс применялась качественная теплопроводная паста КПТ-8 производства ЗАО "Химтек". Перед началом проверки в каждом из режимов компьютер работал 30 минут вхолостую, пока температура процессора не стабилизировалась на какой-либо отметке, затем производился разогрев процессора. Тестирование повторялось дважды. После первого прохода тестов радиатор демонтировался, термопаста заменялась свежей, и разогрев повторялся. Для максимального разогрева процессора использовался 30-минутный цикл нагрузки программой OCCT v1.1.0. В течение названных 30 минут данное приложение нагружает оба ядра процессора тремя циклами, а первую и последние 5 минут происходит простой системы — для стабилизации температуры. Наблюдение за срабатыванием режима пропуска тактов (Throttling) у Intel Core 2 Duo осуществлялось с помощью программы RightMark CPU Clock Utility v.2.2. На тестирование был предоставлен лишь радиатор. О том, каким (или какими) вентилятором FLOSTON планирует комплектовать V6, пока неизвестно. Для обдува ребер радиатора было решено использовать 120 мм вентилятор с частотой вращения крыльчатки 1500 об/мин.

Он же использовался и с радиаторами конкурента — Scythe Ninja и Infinity. Итак, взглянем на диаграмму.

Честно сказать, результаты впечатляют. FLOSTON V6 уверенно вырвался в лидеры, обойдя обоих соперников на 3° и 2°C соответственно. Учитывая, что для обдува всех трех радиаторов использовался один и тот же вентилятор, V6 здесь является бесспорным лидером.

Выводы

Подводя итог сегодняшнему тестированию, можно сказать, что у прототипа FLOSTON V6 есть все шансы на то, чтобы стать новой звездой среди суперкулеров для оверклокинга. Находясь еще лишь в стадии разработки, кулер демонстрирует впечатляющую эффективность охлаждения, уверенно превосходя сегодняшних лидеров. Ну, а пока нам остается лишь с нетерпением ждать появления V6 в продаже.

Александр Гуриненко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета