Звук: вопрос — ответ

Что-то вокруг комплектации домашней студии по современным стандартам образовалось очень большое количество вопросов. Причем многие читатели, как видно, походили по интернету и спрашивать начали примерно так (цитирую):

Есть n-е коичество у.е., что выбрать лучше это или это?


Под первым "это" чаще всего называют мониторы Behringer Ms40/Ms20, кои я на свою голову посоветовал нескольким читателям в рамках прошлых ответов и... пошло, и поехало. Где купить, послушать для сравнения... В принципе, эти вопросы решайте сами, поскольку у моих знакомых продавцов этих устройств уже практически и нет благодаря читателям. Под вторым "это" обычно говорят о мониторах M-Audio и так далее. Ну что же, ваш покорный слуга всем просто советует слушать и сравнивать качество.

Что хочется отметить с профессиональной точки зрения? Посмотрите внимательно на сами мониторы Ms40/Ms20 (Ms16 в учет не берем — там другая конструкция). На этих колонках имеется по два фазоинвертора спереди. У некоторых конкурирующих с ними по цене моделей таковых нет вообще. Нужно отметить, что Behringer поступила очень правильно. Во-первых, как все знают, диффузоры динамических колонок излучают звук и в прямую, и в обратную стороны. Если нет фазоинвертора, обратная сторона просто глушится, если есть, то мы получаем больший запас по мощности (то есть, если пишут, к примеру, что мощность таких колонок равняется 20+20 Вт RMS, то это относится к усилителям). Акустическая мощность — это несколько другая характеристика, причем проще измерять ту же интенсивность и звуковое давление. То есть с фазоинверторами эти параметры получаются выше, а в прессе могут писать фразу "имеется большой запас по мощности". Расположение фазоинверторов на задних панелях либо боковых стенках колонок — вопрос очень спорный, здесь очень много зависит от того, как видел саму конструкцию производитель. Второй момент. Как мы также все знаем, высокие частоты обладают очень малыми длинами волн и быстро глушатся. Но в системах мониторинга ближнего поля невысокого ценового диапазона вуферы (НЧ/СЧ-динамики) обладают небольшими диаметрами диффузоров, следовательно, очень трудно "прокачиваются низы", наблюдается некоторый срез в низкочастотной области. Так вот, с использованием фазоинверторов мы получаем дополнительные волны на низких, то есть как бы усиливаем этот частотный диапазон. И, конечно, тут уже очень многое зависит от конструкций и опыта разработчиков — создать модели таким образом, чтобы они давали равномерные АЧХ. Третий момент. Основная задача мониторов ближнего поля — обеспечить качественную "стереокартинку", которую по ощущениям можно приблизить к тому, что вы слышите в наушниках. А если мы говорим о наличии фазоинверторов, они ведь работают и как рупоры, то есть звуковые волны из них выходят достаточно узконаправленным потоком. Таким образом, как бонус мы имеем и более четкое стереоразделение. Это относится не ко всем случаям, но поэтому я и говорю, что Ms40/Ms20 удачны, поскольку там все очевидно прослушивается. Правда, производители могли бы сделать колонки с зеркальным расположением элементов, тогда бы мы получили некое подобие идеала, а тут его нет, и кажется, что Behringer к этому не стремились, вернее, не предполагали.

Кристофер, прочитал статью по колонкам для ПК, в которых высокочастотные динамики (твитеры) находятся под обычными низкочастотными. Сказано, что это лучше. Так или нет?

Честно сказать, я только слегка представляю, какие именно расчеты брались за основу таких интересных выводов. Но, как мы знаем из физики, все звуковые волны взаимодействуют между собой в акустическом пространстве, и очень многое зависит от месторасположения их источников, окружающих предметов, препятствий, акустических особенностей помещения и так далее. Также, скорее всего, история умалчивает и причину появления классической расстановки громкоговорителей в колонках. Хотя ее (эту расстановку) всегда очень точно рассчитывают.

Ну что же, раз конкретных исходных данных нет, то вопрос будем решать эмпирическим, то бишь опытным путем. Берем одну обычную мониторинговую колонку, в которой вуфер расположен по одной оси под ВЧ-громкоговорителем (без фазоинвертора) и… переворачиваем ее. Сравниваем звучание в рамках исходного и перевернутого положений на одной и той же громкости с одним и тем же музыкальным материалом, при одном и том же месторасположении слушателя. :))) Разница-то есть! Получается перераспределение звуковых полей, соответствующих каждой из трех частотных полос. Особенно это очевидно, если колонки стоят на чем-либо — например, на компьютерном столе: низкие и средние частоты больше работают на излучение, нежели поглощение тем же столом и отражение от его поверхности. При этом и высоких частот в точке прослушивания объективно получается несколько больше за счет того же отражения от поверхности. То есть просто меняется общая частотная картина в области прослушивания. Но это наиболее ощутимо для настольных систем. Ах, да, только теперь понял, о чем вы говорите: речь идет, скорее всего, о недавно широко рекламируемой модели Velton Maestro TV200B. Слушал такую. Особенных комментариев нет, но стоит дорого для своего звучания — больше 700 у.е. Только там еще и наклонена лицевая панель с громкоговорителями, причем сделана она обтекаемой формы. Нужно отметить, что эта идея достаточно удачна с точки зрения минимизации влияния все той же поверхности стола и вообще влияния отраженных сигналов.

Поэтому, если вы читаете, что некое ноу-хау от производителя предназначено для улучшения чего-либо, то обратите внимание на саму модель и в каком именно контексте это "улучшение" приводится. В рамках TV200B оно уместно. И, говоря, что эта модель дороговата по отношению к звуковым характеристикам, я имел в виду ее студийное применение. Поскольку в рамках домашних мультимедийных систем она очень неплоха — это относится и к дизайну, и к дистанционному управлению и так далее. Ниша просто другая. Следующие по популярности вопросы мы объединим в два наиболее характерных…

Собственно, хочется записывать голосовые сообщения, возможно, в будущем делать подкастинг. У меня звуковая встроенная Realtek AC97 на материнке 478 ECS 865PE-A 2.0. Когда начинаю записывать звук, слышен очень сильный шум (гул), который на звукозаписи совсем не нужен. Когда кладу руку на системник или прикасаюсь к корпусу, гул становится тише. В чем проблема? В заземлении, что ли?
***
Меня не устраивает звук встроенной карты, а именно: постоянный фон в зависимости от нагрузки процессора даже на средней громкости. Думаю, что если купить внешнюю USB карточку, шум исчезнет. Или лучше купить внутреннюю?


Ну что же, AC'97 можно благодарить за то, что этот кодек практически убил рынок дешевых звуковых плат, а во-вторых, что если что-то и выпускается в низком ценовом диапазоне, то оно дорого — иначе невыгодно производителям. AC'97 может быть более-менее применим в воспроизведении звука, а когда стоит вопрос качества записи… тут пользователи начинают искать. По первому вопросу. Заземление нужно в любом случае, и не только для того, чтобы работать с аудио. Если вы касаетесь системного блока, и гул становится меньшим, есть еще и проблемы с экранированием. Вообще разбираться со всеми этими "китайскими" делами, особенно в дешевых решениях — неблагодарная трата времени. Как вариант ставьте себе современные и специально экранированные звуковые PCI-платы либо ищите дешевые USB-варианты. И в данном случае я даже не подразумеваю что-то типа Maya EX5, а просто АЦП/ЦАП-модули 16/48/стерео, подключаемые через USB. Они сейчас очень дешевые, чуть ли не 10-15 у.е. И проблемы будут решены.

Как в Windows можно сделать так, чтобы в момент подключения наушников отключался звук на колонках? Типа впереди включил микрофон и науш., а сзади отключилось. Звуковуха обычная — AC'97.

Да, несмотря на то, что данная функция должна быть очевидной, часто встречается, когда отключение сигнала с разъема на задней панели при подключении наушников к разъему на передней — просто не предусмотрено! Но эта функция есть в большинстве компьютерных колонок, в которых присутствует отдельный выход на наушники. Также это можно найти во многих аудиоинтерфейсах, в коих есть отдельный выход для наушников (не во всех случаях).

Скажите, а есть ли какие-нибудь веселые программы? Новый Год же скоро!!!

Самую веселую программу я встретил в прошлом году — это был VSTi, кстати, до сих пор очень мне необходимый, в демо-версии которого отключено воспроизведение пяти нот. А полная версия так и не вышла. А если говорить более серьезно о веселом, то самая забавная на сегодня музыкальная программа — это, пожалуй, VSTi DelayLama — поющий анимированный лама. Я ее описывал в материале по обучению компьютерным технологиям в музыке для детей.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета