Предновогоднее затишье в IT-индустрии

С фактическим началом в Европе и США сезона рождественских/новогодних праздников поток бизнес-новостей из IT-индустрии моментально сократился до размеров совсем небольшого ручейка. Потому и наш бизнес-обзор на этот раз окажется заметно меньше обычного. Впрочем, несколько заслуживающих внимание новостей мне все же удалось отыскать.

Китайская компания Lenovo построит завод в Польше — в Легницкой специальной экономической зоне. Новое производство общей площадью 30.000 м2 будет запущено в третьем квартале следующего года и обеспечит работой 1000 человек. Предполагается, что завод в Польше будет выпускать два миллиона компьютеров в год. Это уже пятый по счету завод, анонсированный компанией в этом году. Кроме Польши, новые предприятия Lenovo появятся в Шанхае, в Северной Каролине (США), в мексиканском Монтеррее и в индийском городе Бадди. Однако, скажу я вам, тенденция. Немногим ранее о своем намерении построить в Польше завод по сбору ноутбуков заявила тайваньская компания Acer. Завод Acer, как и завод Lenovo, ориентирован на рынки стран СНГ. Показательно, что нигде в СНГ эти компании — как, впрочем, и их коллеги Dell и HP — строить производства не хотят (та же НР недавно закрыла сборочное предприятие в Украине). Повод задуматься.

Тайваньские производители карт памяти прогнозируют снижение стоимости 2-гигабайтных модулей до $10. Подобные цены станут доступны поставщикам уже до конца года. Сейчас ритейлеры приобретают карты памяти объемом 2 Гб по цене $12-14. Сообщается, что чип NAND-памяти емкостью 16 Гбит (2 Гб), произведенный по 50-нанометровому техпроцессу, в 2008 году будет стоить всего $3-$4. Таким образом, 4-гигабайтная карта памяти будет продаваться за $10 или немного дешевле. В данном случае, конечно, речь идет о ценах для поставщиков — то есть т.н. "крупный опт". Конечному пользователю придется платить больше в несколько раз. Снижение цен на микросхемы памяти положительно повлияет на стоимость МР3-плейеров, цифровых фотоаппаратов и прочих девайсов с внутренней флэш-памятью.

Компания Google опять всех удивила, сообщив о намерении инвестировать сотни миллионов долларов в разработку альтернативных возобновляемых источников электроэнергии, которые дешевле угольных электростанций. Компания намерена найти одновременно дешевый, эффективный и чистый источник мощностью в 1000 МВт, чтобы сохранить окружающую среду, а также деньги себе и другим. Google требуется серьезное количество энергии для питания компьютерных вычислительных центров и производственных активов. Излишки планируется продавать сторонним компаниям. Лари Пейдж — сооснователь Google — по этому поводу заявил: "Если мы достигнем наших целей, мы будем играть внушительную роль в бизнесе. Мы сможем зарабатывать много денег". В качестве потенциальных источников энергии рассматриваются технологии, использующие ресурсы солнца и ветра, а также геотермальные технологии. Google ожидает успешного завершения исследований в течение нескольких лет. Эти сделают…

Южноафриканский медиахолдинг Naspers Limited купил 2,6% акций российского интернет-портала Mail.ru за $26 млн, увеличив свою долю в нем до почти 33%. Таким образом, Naspers оценил весь Mail.ru в миллиард долларов. В январе 2007 г. холдинг купил 30% Мail.ru за $165 млн, оценив тогда компанию примерно в $550 млн. Акции были приобретены у компаний Digital Sky Technologies и Tiger Global Management, которые, впрочем, расстались лишь с частью своей доли в Port.ru, оставшись в числе акционеров компании. Mail.ru является одним из крупнейших российских интернет-порталов. Если верить информации самого портала, его ежедневно посещают 3 млн пользователей. Холдинг Naspers Limited владеет рядом электронных и печатных СМИ. Крупнейшие активы компании сконцентрированы в ЮАР. А вы думали, Mail.ru — русский? Нет, южноафриканский…

Влиятельный журнал Fortune составил и опубликовал свою версию топ-25 самых влиятельных бизнесменов мира. Всего в перечень издания вошло 27 человек (руководству Google досталась одна строка на троих), и ровно одну пятую часть списка составили деятели IТ-индустрии. Первую строку списка занял Стив Джобс — основатель и руководитель Apple; на четвертой поместилось руководство Google в составе Эрика Шмидта, Лари Пейджа и Сергея Брина. Биллу Гейтсу — основателю и (пока что) руководителю Microsoft — досталось в рейтинге мировой влиятельности только седьмое место; Джону Чамберсу — руководителю Cisco — 11-е; Марк Херд — нынешний руководитель Hewlett-Packard — оказался на 16-й позиции. А где Майкл Делл? Непорядок…

Ну и напоследок о мобильном. Объем розничных продаж сотовых телефонов в мире в III квартале 2007 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 289 млн штук. Об этом говорится в отчете аналитической компании Gartner. Как отмечают аналитики, общий рост продаж сотовых телефонов обусловлен главным образом ростом рынков в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Что касается данных по конкретным производителям, то в III квартале 2007 г. Nokia не только продемонстрировала самое заметное увеличение рыночной доли (по отношению к III кварталу прошлого года), но и увеличила операционную маржу благодаря сокращению издержек и реализации своей новой стратегии дистрибьюции. Это было достигнуто несмотря на снижение средней отпускной цены телефона (ASP) — с 90 евро до 82 евро. Низкая средняя отпускная цена связана с высокой пропорцией бюджетных моделей сотовых телефонов в общем объеме продаж компании в III квартале. Ничего не поделаешь: идет борьба за рынки развивающихся стран. Сегодня, как ни удивительно, именно Nokia стала основным поставщиком бюджетных сотовых телефонов, в то время как Motorola перестала на них ориентироваться. Всего в III квартале Nokia реализовала 110 млн телефонов, заняв 38,1% рынка. Продажи Samsung составили почти 42 млн штук (14,5% рынка). Объем розничных продаж Motorola не позволил компании остаться на втором месте. В III квартале ее продажи составили 37,8 млн штук (13,1% рынка). Продажи Sony Ericsson составили 25,4 млн штук (8,8%), LG — 20,5 млн штук (7,1%).

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета