...
...

Компьютеризация России: медленнее, но на новом уровне

С помпой принятая в прошлом году общероссийская программа "Компьютер в каждый дом" сегодня находится под угрозой срыва. Вместо запланированных 20-50 тыс. проданных ПК к лету 2007 года подрядчикам удалось реализовать не более полутора тысяч компьютеров. В связи с этим Мининформсвязи РФ отодвинуло начало реализации программы в масштабе всей страны на неопределенный срок. Но есть и положительные стороны — так, ОС Windows планируется заменить на Linux, а также практически полностью отказаться от проприетарного ПО в пользу программ с открытым кодом.

Напомню, что программу "Компьютер в каждый дом" инициировали российские компании — производители/системные интеграторы и поставщики ПО и оборудования. Реализация программы была возложена правительством на Мининформсвязи. В рамках программы планировалось продавать ПК в более чем 40 тыс. отделениях "Почты России" по всей стране. Проект был рассчитан главным образом на небогатые слои населения (в основном в провинции), у которых еще нет дома ПК. Цены на компьютеры изначально устанавливались фиксированные, независимо от места жительства покупателя. Все ПК должны были поставляться с предустановленным ПО от Microsoft и процессорами Intel. Стоимость ПО Microsoft для каждого ПК составляет примерно 1,2 тыс. рублей. При этом ПК поставляются в четырех конфигурациях: "доступный" по цене 14,8 тыс. рублей, "оптимальный" за 25 тыс. руб., "эксклюзивный" за 30 тыс. руб. и ноутбук за 21,4 тыс. руб. С февраля 2007-го программа работает в пилотном режиме в Челябинской и Томской областях, с марта — в Архангельской области и Краснодарском крае. Тендер на поставку компьютеров в пилотных регионах выиграли фирмы Kraftway и "Компьюлинк". Помимо прочего, считалось, что программа "Компьютер в каждый дом" будет содействовать скорейшей интернетизации России. В первую очередь эти надежды связывались с более активным проникновением Сети в российскую глубинку — в больших городах население уже обеспечено доступом в интернет на вполне достойном уровне. В плане популяризации интернет-доступа программу "Компьютер в каждый дом" даже планировалось увязать с мероприятиями по всеобщей интернетизации российских школ. Провайдеры в регионах уже потирали руки в ожидании большого количества новых подключений…

Однако реальность оказалась далека от цифр прогнозов. В момент запуска программы планировалось реализовать от 20 тыс. до 50 тыс. компьютеров до лета 2007 года. В общей сложности по всем регионам России назывались объемы продаж до 1 млн ПК в год. Однако в начале ноября в Мининформсвязи России подтвердили: участники программы не вышли на запланированный объем продаж. Ответственный чиновник так прокомментировал ситуацию: "Мы запустим второй этап программы, скорее всего, в декабре этого года. Изменения коснутся сразу нескольких сторон. Во-первых, мы планируем обеспечить хорошую рекламную поддержку, во-вторых, министерство ведет переговоры с крупнейшими банками о кредитовании населения при покупке ПК в рамках программы, в-третьих, мы планируем отказаться от ПО Microsoft в пользу дистрибутива Linux российского производства. Эта мера удешевит компьютеры". Реакция представителей российского IT-бизнеса на неудачу программы оказалась сдержанно-противоречивой. Глава российского системного интегратора Kraftway Алексей Кравцов рассказал журналистам, что за время работы программы "Компьютер в каждый дом" было продано "всего несколько сотен компьютеров в Краснодарском крае и Томской области". Группа компаний "Компьюлинк", осуществляющая поставки в Челябинскую и Архангельскую области, вообще отказалась комментировать продажи ПК. Но эксперты полагают, что показатели "Компьюлинка" и Kraftway должны быть примерно на одном уровне и в совокупности составить не более 1,5 тыс. ПК.

Алексей Кравцов также рассказал: "В ходе реализации программы мы выяснили, что в некоторых отдаленных поселках люди вообще имеют смутное представление о компьютерах и никогда не слышали о Microsoft. Хотя в некоторых населенных пунктах спрос был неплохой: около пяти компьютеров на тысячу человек. В целом для Kraftway это бизнес-направление почти незаметно и вряд ли станет большим. Для нас это скорее социальный проект: дать людям в отдаленных регионах возможность приобрести ПК по низкой цене" (читай: "не получилось — так не очень-то и хотелось"). В свою очередь, менеджер по стратегии платформ Microsoft Владислав Шершульский полагает, что "компьютеры на базе Linux вряд ли будут иметь заметный спрос из-за сложности освоения этой операционной системы". А вице-президент российского производителя ПК Rover Computers Андрей Халтурин полагает, что сборщики компьютеров не смогут много заработать на программе, поскольку она рассчитана на малообеспеченных граждан: "Более обеспеченные слои населения не станут покупать ПК по программе — они приобретут более мощные компьютеры. Чтобы продавать больше, нужно придумывать новые схемы — например, беспроцентные кредиты". Зато в накладе точно не останутся российские разработчики софта. Во-первых, открывается значительный спрос на российские дистрибутивы Linux. Во-вторых, отказ от ПО Microsoft автоматически резко повысит спрос на аналогичные программы, разработанные или адаптированные российскими софтверными компаниями. Хороший пример — судьба офисного пакета OpenOffice Pro v.2.3. Этот продукт фирмы "Инфра-Ресурс" уже официально рекомендован к использованию во всех российских школах и других бюджетных учреждениях, а также в органах государственной власти. Задача — на протяжении нескольких лет полностью отказаться от использования в делопроизводстве пакета Microsoft Office. Аналогичные меры принимаются и по другим видам ПО.

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Обзор банков Кипра