Android: новая экспансия Google

Разговоры о возможном создании компанией Google собственного сотового телефона — "Гуглофона" — велись, насколько я помню, как минимум с самого начала 2007 года. Подтверждение этим слухам появилось летом, когда стало известно о переговорах топ-менеджеров Google с рядом тайваньских ОЕМ- производителей мобильных устройств. А масла в огонь в начале осени подлило заявление Эрика Шмидта о том, что Google будет претендовать на спектр частот 700 МГц на территории США и Канады (эта частота станет доступной для использования не ранее 2009 года, когда будет свернуто аналоговое телевещание). Шмидт тогда также сказал, что "корпорация Google удовлетворена решением Федеральной комиссии по связи США проводить аукцион по частотам, не накладывая ограничений на типы устройств, которые могут пользоваться данным спектром". Выяснилось, что руководители Google готовы потратить на частоты до $4,6 млрд, но полагают, что телекоммуникационные компании Verizon и AT&T находятся в привилегированном положении. Наблюдатели интерес Google к спектру частот 700 МГц объясняли тем, что планы создания Wi-Fi-сети над крупными американскими городами не получили развития по разным причинам, а национальная лицензия на право использования частот позволит Google провести массированную интервенцию на рынок беспроводных коммуникационных устройств. Короче, заговорили уже не про "Гуглофон", а про фирменный коммуникатор под управлением загадочной GoogleOS.

Нагоняя туман, руководители Google не раз предсказывали появление в ближайшем будущем мобильного телефона, который будет бесплатным для абонентов, согласившихся получать на него персонализированную мобильную рекламу. Все тот же Эрик Шмидт говорил, что мобильные телефоны заменят КПК, а абоненты будут проводить от 8 до 10 часов в день, разговаривая, обмениваясь сообщениями и просматривая веб-сайты на своих мобильных терминалах. Именно к этому времени реклама, а точнее, согласие на ее получение, может стать формой тарифного плана. В интервью информационному агентству Reuters Шмидт сказал: "Ваш мобильный телефон должен быть бесплатным. Как только эта мысль материализуется, мобильная реклама станет нормальным выходом из сложившейся ситуации". Кошмар современных мобильных операторов сбывался на их глазах. Если компания Google действительно хотела войти на мобильный рынок как оператор, то все кусочки мозаики складывались идеально. Последним таким кусочком стало заявление Google о планах в ближайшее время запустить поиск мобильного контента. Казалось, все ясно: собственный мобильный телефон Google, который будет работать в мобильной сети Google, будет наполнен приложениями Google (мобильная почта, ежедневник, поиск) и будет абсолютно бесплатным (за счет мобильной рекламы). Однако в реальности, как водится, все произошло немного иначе. В первых числах ноября компания Google выпустила собственное ПО на основе Linux для мобильных телефонов. Пакет программ для мобильников получил название Android. Представители компании заявили, что в пакет программ включено "все, что необходимо владельцу мобильника": операционная система, пользовательский интерфейс и основные приложения. Android является основной платформой для всех приложений мобильника и поддерживает сторонние разработки. Программное обеспечение распространяется под открытой лицензией Apache License 2.0, позволяющей изменять и копировать ПО без ограничений при указании оригинального разработчика. Оказалось, что разработка Android велась более двух лет и стартовала с момента покупки Google стартапа с аналогичным названием в 2005 году. Устройства на базе Android, по заверению Google, будут обладать уникальными возможностями; первые Android-мобильники появятся уже во второй половине 2008 года. Их разработкой займутся Samsung, Motorola, HTC и LG. Сервисы для такого рода устройств будут предоставлять Sprint Nextel и T-Mobile в США, а также China Mobile, Telecom Italia и Telefonica за пределами США.

Комментируя свое стремление сделать Android полностью открытой системой, представители Google заявили, что проприетарные компоненты — препятствие для развития инноваций. Компания намеревается с поддержкой других участников рынка сформировать "открытую экосистему в области мобильных технологий", основой которой и станет программная платформа Android. А уже 5 ноября Google объявила о создании объединения Open Handset Alliance, которое будет развивать мобильную платформу Android. В объединение вошли свыше 30 участников IТ-рынка: eBay, Intel, Nvidia, Motorola, Samsung, LG и др. Вскоре после рождения Open Handset Alliance соглашение о распространении ПО от Google и установке его на мобильные устройства подписали крупнейшие японские операторы сотовой связи KDDI и NTT DoCoMo. Однако среди партнеров интернет-гиганта не оказалось ряда сильнейших игроков рынка — таких, как Nokia, Apple, Microsoft, Symbian и Palm. Все они продвигают собственные ОС и платформы для мобильных устройств. 12 ноября появился Software development kit (SDK) для Android — средства разработки, утилиты и документация, необходимые для создания приложений. В середине ноября компания Google назначила награду в $10 млн для разработчиков, которые создадут наиболее успешные программные решения, способные улучшить новую мобильную платформу. В ходе конкурса 50 разработчиков получат по $25 тыс., десять — по сто тысяч, а еще десять создателей наиболее успешных решений заработают на Google по $250 тыс. В Google ожидают как эстетических нововведений (улучшения дизайна, имеется ввиду), так и повышения функциональности платформы. Многие эксперты считают, что новая платформа сможет успешно конкурировать с главными игроками рынка мобильных ОС. Согласно данным консалтинговой компании Canalys, по итогам 2006 года платформа Symbian занимает 67% рынка, Microsoft удерживает второе место с 14%, RIM — 7%, системы на базе Linux — 6%, Garnet OS (разработка ACCESS/PalmSource) — 5%. Кроме того, Android-устройства составят конкуренцию продуктам таких производителей, как Nokia и Apple, помимо операционной системы, включающим в себя дополнительные приложения и специализированные сервисы.

В свою очередь, Сандип Аггарваль — аналитик компании Oppenheimer & Co. — заявил газете Washington Post, что ежегодная выручка Google от мобильного рынка в течение двух-трех лет с момента начала продаж устройств на базе новой платформы может составить около $4,8 млрд. Для сравнения: по итогам 2006 года совокупная выручка интернет-гиганта составила $10,6 млрд. Интересной оказалась реакция на появление платформы Android лидеров мобильной индустрии. Представитель Nokia вначале заявил: "Мы не смотрим на платформу Google как на угрозу". В то же время аналитики считают финскую компанию самым заметным производителем среди отсутствующих в Open Handset Alliance. И уже спустя неделю позиция Nokia изменилась. Представители компании заявили, что приветствуют планы Google по созданию ПО с открытым кодом, добавив, что доступ к сторонним приложениям — это часть стратегии финского гиганта. Глава отдела мультимедиа компании Nokia Кари Тутти сказал: "Мы приветствуем любые новые инициативы, которые способствуют открытости, являющейся ключевой стратегией Nokia. К примеру, на платформе S60 возможен доступ к сторонним приложениям". Кроме того, Кари Тутти не исключил возможности создания компанией телефона под управлением Google Android. Представители компании UIQ, разрабатывающей интерфейс для смартфонов Sony Ericsson, также полагают, что новый игрок на рынке — явление положительное. Представители Apple заявляют, что Google все еще является для них ключевым партнером: "У нас отличные отношения с Google, и это ничего не меняет. Они, конечно же, важный партнер для iPhone". Скот Хорн — главный управляющий по маркетингу подразделения Microsoft Windows Mobile — высказался менее определенно: "Это действительно звучит так, будто они собирают много людей вместе, чтобы создать телефон, и это то же самое, что мы делаем уже несколько лет. Я не понимаю, какое влияние они собираются оказать". По прогнозам Microsoft, к июлю 2008 года будет продано более 20 млн устройств под управлением Windows Mobile. Очень категоричны были представители Symbian, заявившие: "Мы работаем на этом рынке уже девять лет и видели, наверное, с десяток новых платформ, которые приходили и говорили, что мы под угрозой. Мы серьезно к этому относимся, но у нас есть реальные телефоны, реальные платформы и накопленный годами опыт". К тому времени, как появятся первые устройства на базе Google Android, компания Palm планирует анонсировать свою собственную Linux-платформу. В официальном заявлении производитель говорит, что поддерживает открытые платформы для разработчиков, но подчеркивает различие между программной платформой и проектированием оборудования. Palm считает своим преимуществом умение тесно интегрировать эти два аспекта.

И последнее. Недавно выяснилось, что уже 7 ноября появилось первое приложение для новой мобильной платформы. Отличился стартап WhatsOpen.com, до сих пор все еще скромно молчащий о своих достижениях. Компания создала веб-приложение, которое демонстрирует пользователям находящиеся неподалеку от них магазины и другие заведения, дополняя информацией о часах работы — "what's open" — "что открыто", работающее на платформе Android. Утечка информации о готовящемся релизе приложения была организована по всем законам жанра: некий онлайновый новостной ресурс раздобыл инсайдера, сообщившего, что WhatsOpen.com готовят секретный проект, и предоставившего несколько мутноватых скриншотов. При этом автор сообщения вскользь упоминает о том, что Сергей Брин знает о проекте, но рекомендует до поры держать язык за зубами. Приложение выглядит как Google maps- mashup, на карте подсвечены магазины, открытые в настоящий момент. В описании к приложению сообщено, что пользователи смогут создавать обзоры этих магазинов ("стань инсайдером" — так предлагает один из сопровождающих текстов). Быстро взглянув на экран своего мобильника, пользователь сможет выбрать местоположение, определить адрес, телефон, рабочие часы и приправить эту информацию изрядной долей user-generated content включая изображения, рейтинги, обзоры. Нет больше проблем неизвестных направлений, нет проблем с опозданием к закрытию магазинов, обнадеживают WhatsOpen.com. По этой утечке можно судить о том, на что будут похожи приложения в мобильном мире Android:

1. Поиск — везде — зачем ограничивать себя виртуальной средой?
2. Основа — уже существующие и разрабатываемые (перспективные) сервисы Google.
3. Движущая сила — активное участие пользователей в создании информационного поля (использование модели Web 2.0).

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2007 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета