SVENский Hi-Fi

Начнем знакомство с этими колонками заочно. Серия колонок МА выделяется самим производителем — компанией SVEN — в ряду ее мультимедийных изделий и состоит из четырех стереопар (колонок 2.0): MA 230, MA-331, MA-332 и МА-333. MA 230, MA-331, MA-332 выпускаются уже во второй ревизии, отличительной чертой которой является шелковый высокочастотный динамик (он же твитер, он же высокочастотник, он же "пищалка", он же ВЧ). В остальном колонки первой и второй ревизии повторяют друг друга. Устройства серии МА в целом являются самыми качественными мультимедийными стереопарами фирмы Sven. При ее разработке компания отдала предпочтение качественному высокочастотному и среднечастотному диапазонам в ущерб низким частотам. Это обусловлено, по-видимому, тем, что в ценовом диапазоне до $100 практически невозможно сделать стереоколонки, одинаково успешно отыгрывающие весь слышимый диапазон. Такой же подход мы можем встретить и в продукции компании JetBalance, а именно в моделях JB-331, JB- 342 и JB-362. Итак, уже на основании только официальной информации и собственной логики мы можем и будем ожидать от тестируемой пары качественного исполнения слышимого диапазона частот, кроме нижнего, и отличного внешнего вида.

Что в коробке
. сами колонки;
. гарантийный талон;
. руководство пользователя;
. кабель 2RCA -> 2RCA;
. кабель 2RCA -> miniJack;
. сетевой шнур.

Далее каждый элемент будет рассмотрен подробно. Коробка. Нет: КОРОБКА! Габариты колонок — 46 см (высота) х 22 см (глубина) х 15 см (ширина). Измерено на месте. Исходя из этих данных, вы можете представить размеры коробки, которая вмещает в себя два таких "столбика". Масса пары не так уж велика — всего 10,7 кг нетто. Но неэргономичная коробка делает свое черное дело: нести ее очень неудобно. Особенно потому, что ручек не предусмотрено (мода, которой следуют практически все производители колонок: к маленькой коробке ручка не надо — так донесут, а к большой не надо тем более — коробка тяжелая, еще ручка оторвется, по гарантии еще менять придется). Поэтому заранее задумайтесь, как будете доставлять колонки к себе на стол. С упаковкой разобрались. Что мы видим внутри? Во-первых, сами колонки. Выглядят внушительно. Также мы видим гарантийный талон (требуйте заполнения! Сервис-центры на редкость негативно относятся к чистым гарантийным талонам), руководство по эксплуатации, кабель 2RCA -> 2RCA (видимо, для подключения DVD и прочей техники, которая имеет выход на два "тюльпана"), 2RCA -> miniJack (тот кабель, который необходим для подключения колонок к компьютеру или плейеру), аудиокабель для подключения пассивной колонки и сетевой шнур. Извлекаем колонки из коробки. Осматриваем. Выглядят просто безупречно. Ламинирующая пленка, которой обклеены колонки, нигде не морщится и не отклеивается. Передняя панель, как и было обещано, аккуратно закруглена. Стыки плит MDF (ДСП) практически отсутствуют. Динамики врезаны также качественно: никаких щелей не обнаружено. Внешний вид колонок действительно дорогой и многообещающий. Гриль сделан из акустически прозрачной ткани и натянут на деревянную рамку. Штырьки для гриля "растут" прямо из колонки — достаточно удачный ход, так как штырьки, когда они расположены на рамке, не обладают высокой надежностью (потому что тогда точкой опоры для них служит всего лишь тонкая и гнущаяся рамка, а не массивная плита лицевой панели колонки). Это мелочь, но из мелочей складывается Впечатление. Смотрим дальше. Приятной мелочью можно назвать решеточку, которая находится в глубине фазоинвертора. Она предохраняет внутренности колонки от захламления. Почему-то приятно, что колонки представляют собой зеркальное отражение друг друга, а не симметричны. Но это скорее дело вкуса.

Sven МА-332 имеют акустическое оформление с фазоинвертором, который выведен на переднюю панель. Зато расположение его дает большую гибкость в выборе места дислокации колонок, чем решение с фазоинвертором на задней панели: колонки можно ставить близко к стене. Правда, это не значит, что это нишевая акустика (то есть ее не надо засовывать в ниши в стене). Пространство нужно любой акустической системе, кроме встраиваемой, даже с оформлением типа "закрытый ящик". Есть у такого расположения и минус: при прохождении по фазоинвертору воздух начинает шуметь. При расположении фазоинвертора на задней панели этот шум не слышен или слышен очень слабо. Здесь же завихрения прослушиваются намного лучше. Эти шумы еще заметнее при большой громкости, так как динамики двигаются активнее и прокачивают больший объем воздуха через трубу. Как следствие — шум от завихряющегося потока воздуха становится сильнее. Стоит отметить ножки. Они прилагаются в количестве 8 штук и поставляются на небольшой вощеной бумажке. Нужно отклеить их оттуда и наклеить на дно колонок, если это нужно. Ножка резиновая. Часть, которая будет стоять на столе, закруглена, так что стола будет касаться лишь небольшая площадь. Все вышесказанное позволяет надеяться на неплохую виброразвязку со столом. Все саморезы, использованные в колонках, сделаны под ключ-шестигранник, так что любителям покопаться внутри стоит озаботиться поиском соответствующего инструмента. Сделано это, скорее всего, для того, чтобы придать паре большую схожесть с Hi-Fi-техникой. Особо следует упомянуть о зажимах под акустический кабель, соединяющий пассивную и активную колонки. Они заявлены производителем как "Hi-Fi-разъемы". Однако это не совсем так. Как можно заметить, винтовые разъемы MA-332 значительно меньше разъемов типичной "породистой" Hi-Fi-колонки. Это было сказано потому, что была произведена попытка соединить активную и пассивную колонки более качественным акустическим кабелем QED Original в процессе субъективного тестирования. Этот кабель имеет сечение 2,5 мм2, которое сейчас является практически стандартным в Hi-Fi-технике, но он попросту не влез в разъемы тестируемой пары. Справедливости ради нужно отметить, что разъемы MA-332 могут принять "бананы", так что при желании можно соединить колонки любым понравившимся кабелем. Разъемы также имеют на себе колечки цветной маркировки, так что ошибиться достаточно сложно. Пару слов о кабеле: он представляет собой достаточно качественный для данной категории продуктов проводник из меди, имеет прозрачную оплетку. Одна жила кабеля более темная. Это позволяет ничего не напутать при подключении. Сечение проводника составляет порядка 1 мм. Тестирование колонки проводилось с использованием именно штатного кабеля. На активной колонке расположена панель управления. Находится она сзади, и добираться до нее не слишком удобно. Но с этим приходится мириться владельцам многих колонок, поэтому относить это к недостаткам, наверное, не стоит, тем более, что регулировка звука со звуковой карты никакой трудности не составляет. На панели расположены: включатель питания, плавкий предохранитель на 1,5 А, три регулятора (громкость, бас, верхние частоты), линейный вход (2 RCA, они же "тюльпаны") и выход на сабвуфер — незамаскированный намек на то, что неплохо было бы попристальней изучить предложение на рынке активных сабвуферов, в идеале — того же производителя, что и колонки. Итак, результат внешнего осмотра приятно удивляет. Внешность колонок безупречна. Сборка и оклейка пленкой — образец для подражания. Производитель проявил большое внимание к мелочам. А эти мелочи делают пользование продуктом проще и приятнее. Также, к чести компании SVEN, их обещания начинают исполняться практически дословно. Посмотрим, что будет дальше.

В сеть!

В таблице приведены технические характеристики, взятые с сайта производителя.


ПараметрЗначение
Выходная мощность, Вт (RMS)2х 20
Диаметр динамиковВЧ — 25 мм, НЧ — 100 мм х2
Сопротивление, Ом8
Магнитное экранированиеесть
Напряжение питания220 В, 50 Гц
Регулировка высоких частот, дБ±10
Регулировка низких частот, дБ±10
Перекрестные помехи, дБ>45
Отношение сигнал/шум, дБ>75


Так как все, что можно было извлечь из простого, но пристального осмотра, высказано, пора подключить пару и посмотреть, что она собой представляет. Но слушать музыку мы еще не будем. Пока рано, наберитесь терпения. Итак, подключение проблем не вызвало. В комплекте есть нужный кабель, запутаться в RCA-разъемах непростое дело, так что вскоре колонки стали на стол. И сразу же начали возвышаться над 19'' LCD-монитором — не маленькие, совсем не маленькие. Регулировка баса и высоких частот происходит плавно. Перед выключением и последующей разборкой пары потыкаем пальцем НЧ-СЧ-динамики. Подвес жесткий. Что это даст нам в звуке, посмотрим немного позднее. Динамики сделаны из бумаги, подвес — из полимера. Высокочастотный динамик купольный тканевой, которого так не хватало поклонникам марки, отдавшим предпочтение стереопаре MA-332 до того, как "пищалка" стала такого качества. Теперь слушатель вправе ожидать приятного, чистого высокочастотного диапазона, лишенного посвистываний, "цыканий" и прочего акустического хлама. Выключаем колонки. Отмечаем уже ожидаемый щелчок. Ожидать схемотехнических решений, присущих дорогой акустике, от пары дешевле ста долларов, чересчур оптимистично. Такое качество электроники часто встречается в данной категории акустических систем. Лучше пусть щелкают на включении, но хорошо играют. Ведь производитель мог убрать эту мелочь, но тогда бы он сэкономил, например, на динамиках или корпусе, чтобы вписаться в выделенную сумму. Так что закроем на это глаза. И уши. Еще можно отметить, что к сетевым наводкам усилительный тракт остался удивительно равнодушен. Даже включающийся холодильник не вызвал никаких шумов или щелчков. А это уже небольшое, но достоинство.

Итак, промежуточные выводы: производитель не удивил схемотехникой. Несмотря на надежду на чудо, его не произошло — это было ожидаемо. Достаточно приятно выглядят НЧ-СЧ-динамики. Также очень приятно наличие именно тканевого купольного твитера.

Углубляемся

Настало время заглянуть внутрь и выяснить, что же там скрывается под безупречно оклеенным корпусом. Достаем заранее приготовленный шестигранный ключ и снимаем панель управления на активной колонке. Извлекаем ее. Внутри видно, что колонка оклеена звукопоглотителем, и даже установлены распорки, чтобы увеличить жесткость корпуса. На обратной стороне панели, намертво к ней прикрученная, обнаруживается одна плата, на которой смонтирован преобразователь переменного тока в постоянный и усилитель. На фотографии видны пустые места для элементов, которые не были припаяны. Следы экономии, так сказать. Усилитель собран на двух микросхемах TDA 2050 (производитель SGS-Thomson Microelectronics). Микросхемы прикреплены к радиатору, размеры которого внушают уважение. Улучшает теплообмен между радиатором и усилительными микросхемами термопаста, на которую не поскупился производитель. Важнейшими характеристиками для нас как слушателей системы являются мощность и искажения. Мощность одного канала усилителя составляет 25 Вт при THD в 0,5% (сведения взяты из технической документации).

Измерения проводились при нагрузке 8 Ом, частоте 1 КГц и напряжении питания 22 В. При заявленных 20 ваттах искажения доходят всего лишь до 0,03% (частота, на которой проводились измерения, при этом составила 1 КГц). Правда, это при условии, что обвязка этой микросхемы будет выполнена на должном уровне и ничего не напортит. Рассмотрим электронику внутри колонки. Здесь мы видим обвязку усилительных микросхем и преобразователь переменного тока в постоянный. Фильтр высоких частот расположен прямо на ВЧ-головке и представляет собой фильтр первого порядка. Сам по себе первый порядок фильтра, позволяющий достичь крутизны спада АЧХ динамика всего 6 дБ на октаву — это неплохо, но только в том случае, если конденсатор использован качественный, и динамики позволяют обойтись столь пологим затуханием. Если же у конденсатора большой разброс параметров (например, 5% — производители Hi-Fi ставят конденсаторы меньше 1%), то это означает различную емкость конденсаторов (в пределах допуска) и приведет к различным частотам раздела в правом и левом канале. В нашем случае можно увидеть электролитический конденсатор. Электролитические емкости отличаются малыми размерами при большой емкости. Из основных минусов значится то, что они полярные и имеют довольно широкий разброс параметров. Посмотрим, что именно стоит в нашем случае. Емкость — 4,7 мкФ, напряжение выдерживает в 50 В. Из формулы расчета фильтра первого порядка: 

где fd — частота среза (разделения),
RH — сопротивление нагрузки (в нашем случае 6 Ом)
Получим частоту fd = 5646 Гц.

Перейдем к тому, что питает всю схему — к трансформатору. Мы видим довольно массивную конструкцию, сделанную из Ш-образных пластин
трансформаторной стали со следующими параметрами:
. питается от сети 220 В, 50 Гц;
. выходное напряжение 15 В (2 обмотки по 15 В);
. сила выходного тока вторичной обмотки 3 А;
. мощность на выходе 55 Вт.

Производитель колонок заявляет, что это "трансформатор повышенной мощности c улучшенным температурным режимом". Судя по тому, что при тестировании колонок он значительно не нагревался, и его выходная мощность все-таки больше мощности пары каналов, это действительно так. Итак, мы рассмотрели всю электрическую начинку колонок. Она характерна для такого ценового диапазона и особых нареканий не вызывает. И в то же время схемы несовершенны, а значит, смогут доставить удовольствие и радиолюбителям.

Звуковые измерения

Здесь мы проанализируем АЧХ колонок. При первом взгляде на нее становится видно, что приличного баса нам не видать. Последний бугорок, который достигает -3 дБ, у нас приблизительно на 60-65 Гц. Посчитаем, на сколько герц настроен фазоинвертор. Расчет проведен по формуле (формула дает приблизительный результат):

где: L — кажущаяся длина фазоинвертора (включает толщину передней стенки и обычно превышает истинную длину круглой трубы где-то в полтора раза);
S — площадь выходного отверстия;
V — свободный объем ящика (за вычетом объема самого фазоинвертора);
fb — частота, на которую настроен фазоинвертер.
Все расчеты ведутся в системе СИ.

В результате получается частота настройки 62 Гц. Поэтому этот пик и является следствием воздействия фазоинвертора на АЧХ колонки. Помня про то, что вспененный подвес динамика жесткий, стоит рассчитывать на то, что этих 60 Гц на уровне звука, соответствующем негромкому фоновому прослушиванию, мы не услышим. Субъективное прослушивание показало, что отдача фазоинвертора на малой громкости очень мала, поэтому его вклад становится заметен на достаточно высокой громкости. Промежуточный вывод: такая АЧХ на низах позволяет с уверенностью утверждать, что без сабвуфера мы не сможем получить масштабный звук, насыщенный плотным басом. Продвинемся дальше по спектру: СЧ-диапазон. Наиболее интересен диапазон примерно от 300 до 3000 Гц. Здесь находятся голоса вокалистов, основная часть спектра звучания инструментов. Это голосовой диапазон, который мы слышим лучше всего. Этот отрезок частот несет и эмоциональную нагрузку.

Рассматриваемая пара на СЧ имеет достаточно гладкую АЧХ, что и проявилось в сбалансированном и плотном звучании этого интересного диапазона. По графику видно, что СЧ доминирует над НЧ. Это грозит нам следующим: отмеченной выше потерей масштабности звучания, потерей ритмичности, драйва. Это исправить сможет только введение сабвуфера. Переходим к заключительному отрезку: высоким частотам. Видно, что ВЧ-диапазон имеет размах неравномерности порядка -5 — +7 дБ. Достаточно неплохой результат для мультимедиапары, особенно если учесть, что к этому диапазону меньшие требования, чем к средним частотам (согласно психоакустическим свойствам слуха). Достаточно неизломанная линия высоких частот на АЧХ позволит насладиться чистыми и звонкими звуками, получить более "воздушное" звучание. Видно, что в начале ВЧ-диапазона средние частоты преобладают над высокими (небольшая впадина на 3 КГц). Это допустимо. Такое положение дел способно обеспечить мягкое звучание, но только при условии использования качественной ВЧ-головки, каковая тут и применяется. Остаток АЧХ показывает, что к концу диапазона акустических частот ВЧ-головка дает больший отклик, чем в начале диапазона. Это и даст нам "воздушность" в звуке. Несмотря на довольно большой размах АЧХ в этом месте (9-20 КГц), звучание это не портит, так как подъем очень пологий и заметен на слух тем, что добавляет яркости, а не портит музыку. Это, конечно, на вкус. Но не стоит забывать, что колонки слушались при нейтральных положениях регуляторов (на 12 часов). Лишние ВЧ вполне можно убрать ручкой treble (а вот баса толком не добавишь ручкой bass). Влияние регулировок на АЧХ наглядно показаны на следующем графике.

Итак, вся АЧХ лежит в основном в пределах +/-6 дБ (немного горб на ВЧ переступил эту границу), что является неплохим показателем. Есть только два пика: около 120 Гц и всплеск на ВЧ. Анализ АЧХ еще раз подтвердил опасения насчет нехватки баса, но дал надежду на приятный СЧ и ВЧ. Субъективное прослушивание подтвердило все эти выводы.

Субъективное прослушивание

Прослушивание производилось на различном музыкальном материале при различных уровнях громкости. Сразу стоит сказать, что перенапрячь колонки сложно. Мало того: жесткий подвес просто требует громкости! Звучание достаточно линейное и комфортное. Баса не хватает. Хочется еще. При положении регулятора баса на максимум начинается подбубнивание. Видимо, старается узкий фазоинвертор, растет пик на 62 Гц, но результат не очень приятен. Поэтому стараемся повернуть регулятор в такое положение, которое было бы максимальным, но не вызвало бубнения. Это также позволяет минимизировать шумы от проходящего по фазоинвертору воздуха, которые достаточно заметны при большой громкости и ручке баса, выкрученной на максимум. Получилась достаточно убедительная для мультимедиа сцена. Порой было ощущение, что звук даже немного выходит за пределы колонок. Но только на хороших записях. Высокие частоты не напрягали уши, твитер играл уверенно и чисто. Средняя полоса частот очень неплоха. Благодаря продублированному динамику НЧ-СЧ колонка дает и быстрый и в то же время плотный звук. Это позволяет достичь реалистичности тембров инструментов и вокала. Нижний регистр хромает. Однако, поскольку эта пара по большому счету является высококачественным сателлитом, просто-таки требующим сабвуфера, недостатком это можно назвать только отчасти. Для тех, кто хочет купить эту пару и не тратиться на сабвуфер, это минус: баса будет не хватать. Для тех, кто планирует покупку саба, это, наоборот, плюс: колонка не будет лезть туда, где ее быть не должно и где безраздельно правит сабвуфер. Также это является плюсом еще и потому, что качество низа зависит только от того, какой саб будет приобретен. Все в руках хозяина. Такое же положение дел можно отметить и в JetBalance JB-362 и JB-341.

Выводы

Мы протестировали пару SVEN MA-332 — представителя линейки мультимедийных систем компании SVEN. Мы увидели идеальный корпус, не совсем полное, но неплохое демпфирование корпусов, которое несложно довести до идеала, отличные средние и высокие частоты, а также традиционно слабую (точнее, дешевую) схемотехнику, что характерно для мультимедиасистем такой ценовой категории. В общем, это высококачественный сателлит к хорошему сабвуферу, часть трифоника. Именно в таком ракурсе нужно рассматривать данную пару, чтобы получить максимум удовольствия при прослушивании.

Плюсы:
. отделка корпуса, внешний вид;
. винтовые зажимы;
. хорошие кабели;
. внимание производителя к мелочам (сетка в фазоинверторе, удобные ножки и т.п.);
. звукопоглотитель в колонках;
. отличные СЧ- и ВЧ-диапазоны;
. ровное звучание.

Минусы:
. сетевой фон;
. баса в коробку не положили.

Юрий Шабан, Василий Запотылок


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета