Native Instruments KONTAKT 3

Говоря о появлении новой версии сэмплера KONTAKT, нельзя не отметить тот факт, что вместе с этим должно обновиться много софта, где данная программа установлена в качестве ключевого модуля воспроизведения инструментов. Это и знаменитые программы нотной записи типа Finale и Sibelius, и некоторые сэмплерные библиотеки, выпущенные в виде отдельных VSTi либо standalone инструментов. Да, технологии не стоят на месте, требуют постоянной модификации и апгрейда. Сами разработчики называют обновление не третьей версией, а третьей инкарнацией великого продукта. В принципе, такой вариант постановки вопроса приемлем, поскольку KONTAKT уже дано считается мировым стандартом, эталоном в области реализации сэмплеров.

Во многом распространению данного ПО поспособствовала сама политика компании, ведь они охватили все технологии и платформы и плюс к этому осуществили поддержку всех популярных форматов файлов сэмплов, используемых в индустрии. Помимо этого, постепенно набиралась и своя обширна библиотека, которая в рамках 3-й версии уже исчисляется 33 Гб дискового пространства и более чем 1000-ю инструментами. Все это громадье разделено на 6 тематических коллекций: Orchestral, Vintage, World, Band, Synth и Urban Beats. Но такое разделение введено не только по принадлежностям инструментов к той или иной группе. Дело в том, что для каждого из шести вариантов предусмотрен свой собственный специфический рабочий интерфейс. То есть в одном варианте вы работаете с сэмплами как с обычными wav-файлами, в другом — как с аналоговым синтезатором, и так далее. А внешне все структурно уже стало напоминать по концепции ныне уже менее популярный Propellerhead Reason.

Что касается количества инструментов… По существу, такого разнообразия в выборе вам сейчас не сможет предоставить ни один другой современный синтезатор или сэмплер. К тому же, библиотеки обновляются достаточно часто, есть много предложений от третьих производителей, а поскольку программа полиядна в плане форматов, то в ее рамках вы вообще можете использовать все, что выпускается на сегодняшний день. Тут есть еще один очень тонкий момент, который выражен в том, что качественных синтезаторов выпускается очень мало, физическое (математическое) моделирование находится практически в зачаточном состоянии, поэтому в ближайшие годы от сэмплеров и технологий, им сопутствующих, нам никуда не деться. У сэмплеров есть много минусов по сравнению с тем, что может дать синтез, но, например, для эмуляции какого-нибудь сложного аналогового синтезатора прошлого нужно программно на уровне достоверной математической алгоритмизации повторить всю его схему. Это долго, трудоемко, не всегда оправданно с финансовой точки зрения. Да что уж там говорить о сложных аналоговых синтезаторах, если нет хорошего синтеза тех же струнных, о перспективе появления которого говорили еще с начала 90-х. Именно поэтому мы сейчас и рассматриваем сэмплеры как один из самых качественных вариантов.

Что нового в третьей версии?

Судя по описаниям, сам движок не претерпел существенных изменений, а основные усилия разработчиков были направлены в сторону его улучшения в плане скорости загрузки инструментов, простоты работы с ними, добавления возможностей более тонких настроек. Поскольку со временем программа выросла, она приобрела, что характерно в таких ситуациях, громоздкость. Психологически оная часто воспринимается как сложность. И, например, пользователю начального уровня разобраться с KONTAKT достаточно трудно. Поэтому, помимо того, что с программой поставляются подробные видеоуроки, в графический интерфейс интегрировано окно помощи, в котором отображаются описания каждого из элементов. Для быстроты работы введены такие элементы, как функция быстрого поиска, реализация удобной навигации по библиотекам и инструментам, добавлены горячие клавиши. Функционально разработчики реализовали возможности работы на двух уровнях: непосредственно библиотеки (Library Level) и редактирования инструментов и т.п. (Edit Level). Под эту идею они выстроили концепцию программного интерфейса. И, честно сказать, с таким уровнем возможностей, количества и т.п. от громоздкости вообще уйти очень трудно. В данном случае ситуацию спасает пресловутое немецкое качество, то есть программа обладает высокой степенью работоспособности. Потому как есть много примеров того, как, доходя до такого уровня, ПО начинает глючить, выдавать сбои, а разработчики ничего не могут поделать. Ситуация становится тупиковой, а в рамках KONTAKT мы говорим о "предтупиковой":), то есть сейчас они лавируют. Между тем, среди обновлений можно увидеть четыре новых эффект-процессора:

. Skreamer: гитарный fuzz.
. Rotator: эмуляция Лесли-спикера.
. Twang Amplifier Emulation: ламповый усилитель по собственной технологии Dynamic Tube Response Technology, она же используется в гитарной программе Guitar Rig.
. Eleven Cabinet Emulations: одиннадцать эмуляций различных гитарных и бас-гитарных кабинетов.

Как видите, большинство новинок связано с гитарной обработкой. Этому можно найти причину — параллельно с новым KONTAKT появилась 3-я версия Guitar Rig. Значительным изменениям подверглась часть, касающаяся редактировании аудиосэмплов, то есть модифицировался Wave Editor с интегрированным Sample Editor (это два разных модуля). Остальные изменения носят большей частью косметический характер, то есть добавлены новые небольшие функциональные возможности в области управления процессами, регулировки параметров и т.п.

В завершение

Поскольку сэмплерам сейчас не существует практических альтернатив, KONTAKT 3 можно по праву считать инструментом №1 в рамках 2007 года. Удивительно то, что именно этот разработчик добился таких успехов, ведь в данной нише работало очень много крупных и известных компаний. "Аппаратчики" старого поколения не хотели переводить свои технологии на компьютер, объясняя это разными причинами, а часто и вовсе не объясняя. Может, компьютерный рынок выглядел для них несерьезно, может, что-то еще. А в это время "раздумий великих" технологии не стояли на месте, и пальму первенства захватили Native Instruments, которые не обладали таким обширным опытом, как, например, AKAI или Kurzweil, но вместе с тем прекрасно видели, за чем будущее.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета