Приемы и секреты цифровой фотографии. Макросъемка. Часть 4

Нет, наверное, на свете такого человека, который, имея дело с фотоаппаратом, не попробовал бы поснимать в режиме "Макро". На этот раз я расскажу об особенностях съемки в этом режиме, приведу несколько примеров и опишу, при каких условиях и настройках они были сделаны.

Приступая к съемке…


Конечно же, у макросъемки есть свои особенности. В силу того, что оптика камер неидеальна, при съемке вблизи, то есть в макрорежиме, будут наблюдаться некоторые — значительные и не очень (в зависимости от класса камеры) — геометрические искажения. Это значит, что, если вы будете фотографировать ученическую тетрадь, к примеру, то получите отнюдь не идеальные квадратики и не совсем прямые линии. Кстати говоря, ювелирные изделия не рекомендуется снимать вблизи именно из-за этих искажений, но мы найдем уйму других интересных вещей, которые можно пощелкать с близких расстояний. И еще. По поводу фокусировки. Некоторые фотоаппараты, кроме режима "Макро", имеют и "Супермакро", а несколько продвинутые мыльницы — еще и ручную фокусировку, пусть не совсем удобную, но все же полезную. Снимать мы сегодня будем с расстояний не более 20 см. Что следует помнить, снимая с таких маленьких расстояний? Если при одинаковом освещении, когда света не очень много, обычная фотография выходит без "шевеленки" и смазывания, то при макросъемке очень велик риск получить не слишком четкое фото. Еще нечеткое фото можно получить, если сфокусироваться на чем-либо вблизи и немного (буквально на считанные сантиметры) отвести в любом направлении камеру. Но это может и не приносить неудобства, если научиться сразу после фокусировки нажимать кнопку спуска — это нетрудно:).

Огонь

Советую не мелочиться — начать с огня. Вещь это притягивающая, интересная: хоть не пощупаешь его (хотя можно попробовать, если интересно), но на фото он оставляет замечательные следы, если его (бумажное фото) этим огнем не испытывать. Начинать будем с почти безобидного — горящей спички. [фото 1] Поскольку при ярком освещении огня не будет видно, снимать нужно в комнате, куда не попадают прямые солнечные лучи, ну, или в подобном месте. Это накладывает ряд ограничений: выдержку короткую не поставишь, диафрагму не прикроешь. Таким образом, настройки таковы: 1/11 сек., F/2.8, ISO50. И ремарка. Не стоит огонь снимать сверху. Он обычно горит вверх, и пламя его вверху самое горячее — оптике не понравится.

Да, чуть не забыл. Фокусироваться желательно на самой спичке, а не на пламени, так как могут быть промахи автофокуса, и снимать рекомендую в ручном режиме или, в крайнем случае, в режиме приоритета диафрагмы. Если изощриться, можно получить кое-что поинтереснее. Вот следующий пример. [фото 2] Внизу можно рассмотреть знакомую спичку, вот только почему у нее такое пламя длинное? Уж не подрисовано ли? Никак нет. Просто снизу "масла в огонь", то есть газа, подливает уже использованный баллончик из-под освежителя воздуха, где осталось совсем немного газа. Шутки шутками, а я предупреждаю, что игры с огнем очень опасны. Причем и вам, и технике, и жилищу, так что будьте предельно аккуратны с этим. Заметьте, я рассматриваю приемы фотографирования, а не конструирования опасных штучек! Так вот. Что касается фотографирования, то его в данном случае лучше вести в темноте с выдержкой в пределах 1/30-1/15 сек., причем фокусироваться по возможности следует вручную.

Вода

Казалось бы, ничего такого интересного, что можно поснимать в ванной, нет. Неправда. Еще один эксперимент, на этот раз побезобиднее. Откройте водопроводный кран так, чтобы вода из него быстро капала, но не текла. Сфокусируйтесь на кромке крана и старайтесь не двигать камерой, иначе, как я раньше сказал, потеряете четкость снимаемого. Включите вспышку. В режиме "Супермакро" она может не работать, тогда фокусируемся вручную. Так даже интереснее. Я забыл сказать: еще надо запастись терпением. В результате выйдет нечто такое, как на фото. [фото 3]

О роли вспышки. Она двоякая: во-первых, устанавливается малая выдержка, во-вторых, появляются замечательные блики. Разве не красиво? Сразу честно признаюсь: получил я это диво только с 5-й попытки. Причем брак будет примерно 4 раза из 5. Такой малый выход продукта ("шедевров", разумеется) обусловлен задержкой срабатывания вспышки после нажатия на кнопку спуска затвора, но и тут можно приловчиться. Дальше — интереснее. Не меняя места съемки ("фотосессия для водопроводного крана" — это звучит гордо!), попробуйте чуть больше приоткрыть кран. Пара попыток, и можно запечатлеть каплю в полете. [фото 4] …И другую каплю, которая только собирается его совершить.

Продолжаем разговор о каплях и бликах. Следующий снимок сделан на улице после дождя. [фото 5] Мое внимание привлекла невзрачная капелька на листочке. Фотоаппарат имел возможность фокусировки от 1 см. Я сфокусировался вручную, включил вспышку и сделал 2 кадра. На этом внизу появилось маленькое "солнышко". Замечу, что в данном случае диафрагма была прикрыта, так как съемка велась с очень близкого расстояния; благодаря ей и блики. Но не только вспышка позволяет их получить. Захотелось мне однажды снять капельку, висящую на травинке. Так уж звезды сложились, что получился такой дивный блик. [фото 6]

Именно звезды, потому что Солнце — тоже звезда. Оно и выступило в роли… вспышки. К слову, чтобы сделать второе подобное фото, мне пришлось покрутиться вокруг этой травинки много раз — в результате я получил нечто отдаленное. "Вода на десерт, сэр!" — "А что это такое?" — "Капли в паутине, сэр!" [фото 7] Бессмысленно? Отнюдь нет. Да, это капли, причем непонятно, летят ли они, лежат ли на чем? Висят на паутине. И опять я расскажу историю съемки.

Получилось привлекательное фото только с пятой попытки. Пытался снять без вспышки при 1/5 сек. (освещение было слабое), потом со вспышкой, менял выдержки, использовал автомат (в камере который, другого нет:)), в результате прикрыл немного рукой вспышку при выдержке 1/35 сек. и получил то, что вы сейчас видите: капли висят, а как и на чем — не видать!

И… букашки с цветами

Нет, я не буду рассказывать о медных трубах. Любителям козявок и цветов посвящается! А почему бы и нет? Ведь если раскапывать архив фотографий любого фотографирующего человека, подавляющее большинство "макрофоток" занимают цветочки и всякие там насекомые. Единственно сложно в съемке насекомых, пожалуй, только то, что они очень быстро двигаются. Только приготовишься мухе портрет сделать — ее уже нет. Бывает и по-другому. Вот муха решила демонстративно отказаться от фотосессии: отвернулась от объектива и села на самый краешек листочка. [фото 8]

Автофокус не подвел: край листа вышел резким, муха, как и требовалось ей, частично размыта. Особенностей тут никаких нет: F/2.8 (за счет этого и размыто то, что подальше от зоны фокусировки), 1/115 сек. — словом, обычные условия съемки в дневное время. Ну и о цветочках. Следующее фото было сделано снова после дождя, причем в ночное время. [фото 9] Следовательно, фокусировка ручная, вспышка — и, как следствие, красивое фото. Диафрагма была прикрыта, выдержка обычная для вспышки — 1/30 сек. Напоследок советую заняться ночным макро. Вспомните о ночной съемке, вспомните о макро и соедините их вместе. [фото 10]

Ясно, что без жесткой опоры не обойтись. Нет штатива — не беда! Я снимал с низкого заборчика. Это никак не ухудшило вида. Что касается настроек, все они типичны для своих условий: 12 сек., диафрагма по вкусу, фокусировка на глаз и терпение вкупе с экспериментом.

Все! Разговор о макросъемке окончен. Думаю, рассказал кое-чего интересного. А главное — показал, следовательно, побудил сделать не просто подобное, но и лучше. Следующий раз будем фотографировать пейзаж, а заодно баловаться с балансом белого. Как? Скоро узнаете. А пока я по- прежнему жду ваших писем.

Александр Анискович, ale55andro@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2007 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета