Как устроено интернет-радио

Иметь собственную, пусть небольшую, радиостанцию — мечта очень многих людей. Автору этих строк, когда он был топ-менеджером на государственном радио, довелось прочитать не один десяток бизнес-планов частных радиостанций самого различного формата — от спортивных до ориентированных на исключительно клубную музыку. Но FM-диапазон не резиновый, и в Беларуси он уже заполнен достаточно плотно. Шутка ли: 16 радиостанций в одном только двухмиллионном Минске! Соответственно, получить лицензию на вещание — задача практически невыполнимая, не говоря уже про колоссальные финансовые затраты, сопутствующие такой затее.

Однако технический прогресс сделал возможным создание собственной радиостанции в иной технологической реальности — в Интернете. Интернет-радио во многих странах уже стало серьезным конкурентом эфирного вещания. Ведь в Сети намного проще создать, к примеру, узкоспециализированные станции, целиком посвященные определенному музыкальному направлению или основаные на каком-то жанре журналистики (например, очень популярным становится сейчас "разговорное" интернет-радио). Кроме того, интернет-радиостанция "видит" всех своих слушателей и может точно оценить свою аудиторию (предельно важный фактор для рекламодателей), что совершенно нереально для эфирного радио. В Беларуси интернет-радио по популярности и охвату аудитории пока еще очень далеко до эфирного. Но и нашей стране есть чем похвастаться. 14 сентября исполняется три года белорусской интернет-радиостанции "А Плюс радио" (бывшая "Айчына шауткаст"). Этот некоммерческий проект — не только первая веб-станция в Беларуси, но на данный момент по охвату аудитории крупнейшая в СНГ. "А Плюс радио" транслируется абсолютным большинством белорусских провайдеров, 18-ю провайдерами в России и тремя — в Украине. Трансляция через провайдеров позволяет подключенным к ним интернет-пользователям иметь доступ к "А Плюс радио" как к внутреннему ресурсу провайдера, то есть не платить за трафик — а его при качественной передаче музыки скромным никак не назовешь.

"Децентрализованное" радио

И все же, как оно устроено? Первые интернет-радиостанции делались на базе по образу и подобию эфирных: студия с ведущими, за стенкой — звукорежиссер за микшерским пультом, а с него сигнал поступает на вещательный компьютер. Вот только с него уже готовый продукт (то, что в итоге слышит потребитель) отправляется не на радиопередатчик, а прямиком во Всемирную паутину (возможны оба варианта — так работают FM-станции, которые дублируют в Сети свой радиоэфир). Однако такая модель не оправдала себя и довольно быстро ушла в прошлое. По двум причинам. Во-первых, себестоимость такой станции оказывается немногим ниже, чем у традиционного радио. Во-вторых, интернет-технологии позволяют выстроить всю инфраструктуру веб-радио совершенно иначе, открыв принципиально новые возможности как для тех, кто работает в эфире, так и для радиослушателей. Технологическую схему современной интернет-радиостанции лучше всего описать на наиболее близком для нас примере все того же "А Плюс радио". Это веб-радио фактически выросло из локального любительского проекта; его основной движущей силой были и остаются не финансовые средства, а энтузиазм и увлеченность новыми технологиями как создателей станции, так и ее слушателей. Но как следствие такого подхода, несмотря на достаточную зрелость и популярность, "А Плюс радио" по сегодняшний день не имеет собственной единой эфирной студии. Ди-джеи линейного эфира и ведущие авторских программ в положенное им по эфирной сетке время вещают из домашних студий. В классическом варианте такая студия — это комната в обычной квартире с более-менее хорошей звукоизоляцией. Из технического оснащения — качественный микрофон, несложный микшерский пульт и обычный ПК. Плюс, разумеется, широкополосный доступ в Интернет. Из домашних студий сигнал поступает на центральный сервер, на котором происходит верстка эфирного сигнала. (Пусть вас не смущает терминология. Сигнал (радиоконтент), идущий в Интернет, называется "эфирным" по привычке — специального названия для него еще не придумали.) Такая схема позволяет работать в эфире "А Плюс радио" ведущим из любой точки планеты. Сейчас в числе ди- джеев и авторов собственных программ — 14 человек из Беларуси, двое из стран Европы и четверо — из США.

На центральном сервере не только обрабатываются сигналы из домашних студий, на нем же хранится база музыкальных записей и формируется плейлист. Формированием эфирного сигнала (потока вещания) занимается музыкальный редактор, который посредством удаленного доступа формирует плейлист, а в нужное время подключает авторские программы. Плейлист (список транслируемых музыкальных композиций) формируется при помощи всем хорошо знакомого WinAmp. Методика составления списка музыки комбинированная: сначала его "руками" делает музыкальный редактор, а потом программа вносит определенные изменения — добавляет наиболее популярные хиты, основываясь на результатах слушательского голосования, которое проводится на сайте "А Плюс радио" ( сайт и в чате, на каналах общения слушателей. Вообще технологиям обратной связи в структуре "А Плюс радио" уделено особое внимание. Ди-джей эфира или ведущий авторской программы, а в большинстве случаев — и музыкальный редактор, — все они находятся на постоянной двусторонней связи со слушателями. Для обратной связи используются SMS, ICQ и чат на сайте (mIRC). В результате слушатели могут влиять на ротацию музыки — как напрямую, так и посредством онлайн-голосования. Ну и, разумеется, общаться с ведущими авторских программ, что делает их полностью интерактивными. Замечу, что похожие модели интерактива пытались внедрить у себя и популярные белорусские FM-радиостанции, но особо в этом не преуспели — все так и осталось на уровне "звонков в эфир". С центрального сервера сформированный сигнал идет на вещательные SHOUTcast- серверы, настроенные на ретрансляцию аудиопотока (SHOUTcast — вид аудиотрансляции в режиме реального времени в Интернете), которые, в свою очередь, раздают потоки на серверы провайдеров. Для этого задействованы три SHOUTcast-сервера, на каждый из которых подается свой отдельный поток. Это самый качественный (128 Kbps mp3), а также более "скромные" потоки 64 Kbps mp3pro и 32 Kbps mp3pro. Последний — самое низкое качество, которое позволяет слушать трансляцию даже на dial-up-соединении. Правда, для этого слушателю потребуется установить в WinAmp специальный плагин. Параллельно формируется поток Windows media audio для пользователей, которые слушают интернет-радио при помощи программы Windows Media Player. Этот поток специфичен и формируется отдельно вещающей программой. Дело в том, что у него переменный битрейт, и качество зависит от количества подключенных к порту слушателей: чем больше слушателей, тем, соответственно, ниже качество. Слушать "А Плюс радио" можно не только при помощи WinAmp или Windows Media Player — на веб-странице радиостанции имеется простенький встроенный медиаплейер. Но лучше все же воспользоваться ссылкой на сервер своего провайдера и слушать "А Плюс радио" в онлайне, не платя за трафик.

Оценка аудитории

Есть интернет-радиостанции, которые слушает буквально десяток-другой человек, а есть по-настоящему широковещательные. "А Плюс радио" относится ко вторым. Сейчас, после трех лет развития, "А Плюс радио" в Интернете слушает порядка 15 тысяч человек. При этом учитываются те, кто слушает станцию не менее часа ежедневно — "эпизодических" слушателей намного больше. Слушают интернет-радиостанцию самые различные люди, но для удобства на "А Плюс радио" всех слушателей условно разделяют на "дневных" и "вечерних". "Дневные" — это в большинстве своем офисные работники, которые в наше время поголовно компьютеризированы и подключены к Сети. "Вечерние" слушатели — преимущественно молодежь, студенты, которые выходят в Интернет с домашних компьютеров. Соответственно, с учетом разбиения аудитории на эти две группы варьируется и музыкальная политика. Днем в плейлист добавляется рок- и поп-классика 70-80-х годов, а вечером звучит больше современной музыки — в стиле евродэнс или, к примеру, клубная музыка. Как показывает статистика, днем "А Плюс радио" одновременно слушает в среднем 3.000 человек, вечером — до 5.500. Причем оба показателя стабильно растут. Хотя правильнее будет сказать, что это число подключенных к станции компьютеров, число же собственно слушателей оказывается намного бОльшим (ведь далеко не все слушают через наушники). Примерно 70% слушателей — интернет-пользователи из Беларуси, остальные 30% равномерно распределились между СНГ и всем миром. Большую часть времени редакторы и технический персонал "А Плюс радио" следят за эфиром — на тот случай, если придется оперативно решать возникающие проблемы. И только несколько часов глухой ночью автоматика все делает сама — просто крутит заранее составленный плейлист.

Перспективы

Как я уже сказал, в развитых странах интернет-радио в последние годы стало серьезным конкурентом эфирного вещания. Предпосылки для этого — дешевый трафик, повсеместное проникновение Интернета и интерес рекламодателей к онлайновым масс-медиа. В Беларуси фактически не имеющее конкурентов "А Плюс радио" еще не может потягаться по влиятельности с FM-станциями, но именно оно стало первопроходцем в освоении новых технологий как вещания, так и взаимодействия со слушателями. Если Интернет в нашей стране будет развиваться прежними темпами, уже в ближайшие годы интернет-радио станет лидером по охвату наиболее активной части аудитории.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2007 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета