Антология OpenOffice. Часть 4. Управление и его особенности

Меню и панели инструментов в любом офисном пакете — это своего рода "штаб", который сосредотачивает в себе все функции управления созданием, редактированием, видоизменением и сохранением документа. Другая функция — оптимизация работы пользователя, особенно выполнения им рутинных либо, наоборот, каких-либо экзотических операций. Учитывая традиционную модульность структуры офисных пакетов, следует помнить, что все управляющие элементы делятся на две группы: первая — общие для всех модулей (сохранение, вставка, печать и т.д.), вторая — специфические для данного приложения. Понятно, что элементы управления текстовым редактором будут существенно отличаться от элементов управления электронными таблицами, и уж тем более — программы для работы с графикой.

1. Меню


Меню OpenOffice вполне стандартное и уж тем более знакомое до зубной боли любому пользователю MS Office: пункты Файл, Правка, Вид, Вставить, Формат, Таблица, Сервис, Окно, Справка, расположенные в верхней части экрана, сразу за строкой заголовка. Коротко пройдемся по этим пунктам: — Файл — содержит команды, применимые ко всему документу — такие, как Открыть, Сохранить и Экспорт в PDF. Здесь же можно выбрать Мастера документа (к слову, выбор мастеров довольно обширен) или оперировать цифровой подписью. И еще: здесь нет управляющего элемента Параметры страницы — он находится в пункте Формат.
— Правка — содержит общие команды редактирования документа — такие, как Отменить и Найти и заменить. К сожалению, нет функции просмотра содержимого буфера обмена, которая присутствует в MS Office. Зато имеется весьма полезный Навигатор — о нем мы расскажем ниже.
— Вид — содержит команды управления видом документа — такие, как Масштаб и Режим веб-страницы. Здесь же настраивается — и очень гибко — структура панелей инструментов.
— Вставка — содержит команды добавления в документ разного рода элементов — такие, как Верхний колонтитул, Нижний колонтитул и Изображение. OpenOffice позволяет вставлять видео- и аудиообъекты, а также создавать в документе фреймы. Всего этого в MS Office просто нет.
— Формат — содержит такие команды, как Стили и Автоформат. Здесь же функции, которые определяют взаимоотношения вставленного объекта с основным содержимым страницы.
— Таблица. Этот пункт, который показывает все команды для добавления и редактирования таблиц в текстовом документе, по-моему, выглядит одинаково во всех офисных пакетах. Стандартный набор функций — ни добавить, ни убавить.
— Сервис — в этот пункт меню по традиции разработчики скидывают все, что не подходит для других пунктов. Именно здесь следует искать проверку орфографии, статистику, различные настройки и параметры, управление макросами. У OpenOffice здесь обнаруживается еще простенький медиапроигрыватель, а также галерея картинок, звуков и фоновых изображений. А вот Статистика подкачала: считает только число слов и общее число символов в документе. Нет ни подсчета знаков без пробелов, ни числа страниц, абзацев, строк… Словом, журналисты и студенты останутся недовольны. — Окно содержит совершенно стандартные команды, связанные с отображением окон.
— Справка. Увы, увы и еще раз увы: справка в изучавшейся мною версии OpenOffice 2.0.1 оказалась англоязычной, хотя и необычайно подробной. Если без справки вам жизнь не мила, ищите русскоязычную справку в более поздних версиях (сейчас актуальна 2.0.2) или обратитесь к сообществу — возможно, кто-то уже перевел. Или переведите самостоятельно и отправьте координаторам проекта. Поверьте, вас примут в сообщество OpenOffice.org с распростертыми объятиями.

Меняем меню
Существует возможность самостоятельно изменить шрифт меню (хотя не знаю, кому, когда и зачем это может понадобиться). Идете путем Сервис => Параметры => OpenOffice.org Writer => Осн. шрифты (Западные). Измените настройки шрифтов на желаемые и установите флажок Только для текущего документа, если хотите применить изменения только к текущему документу. Можно и настоить меню под себя, что особенно удобно, если вы работаете с документами по некой устоявшейся схеме. Выберите пункт меню Сервис => Настройка. В диалоговом окне Настройка откройте вкладку Меню. В группе Меню OpenOffice.org Writer выберите из выпадающего списка Меню то меню, которое вы хотите настроить. Можно настраивать каждое меню в отдельности, используя кнопки выпадающих списков Меню и Изменить. Нажав на кнопку Добавить, можно, соответственно, добавлять команды в меню. Можно и создать пункт меню, нажав на кнопку Создать.

2. Панели инструментов OpenOffice

А вот это уже намного более сложная составляющая структуры управления. В стандартной компоновке в любом приложении OpenOffice мы видим две панели инструментов — два ряда кнопок. Верхняя называется Стандартная панель и имеет постоянный вид во всех приложениях OpenOffice.org, более того, она практически идентична для разных приложений. Нижняя называется Панель форматирования. Вид этой панели (конкретный набор активных кнопок) зависит от контекста и меняется в зависимости от текущего положения курсора и выделенных областей. Поэтому эта панель называется иногда Контекстной панелью. Конечно, панели жестко не закреплены. Освобождая максимум места для видимой части документа, панели можно расположить в одну линию или, скажем, поставить вертикально рядом с редактируемой страницей.

Кнопки-меню и плавающие панели инструментов

Кнопки с маленькими черными треугольниками выводят подменю. Аналогичная система имеется и в MS Office, но подменю OpenOffice заметно более функционально насыщены. Любую панель инструментов можно сделать плавающей, то есть не пристыкованной ни к какому краю. Для этого ее достаточно перетащить мышью в область редактируемого документа. Использование плавающих панелей очень удобно, когда нужно редактировать сложный документ со множеством разнообразных элементов. Вообще же любую панель можно отобразить или, наоборот, спрятать — для этого достаточно выбрать пункт меню Вид => Панели инструментов, а затем щелкнуть на имени панели в списке. Перед именем активной панели располагается флажок.

Настройка панели инструментов

Диалоговое окно настройки панелей можно использовать тремя основными способами:

1. На самой панели щелкните на стрелке, расположенной в конце панели, и выберите пункт Настройка панели инструментов.
2. Действуйте через меню Вид => Панели инструментов => Настройка.
3. Выберите пункт меню Сервис => Настройка. На вкладке Панели инструментов выберите интересующую вас панель и нажмите на кнопку Панель инструментов или Изменить.
Можно создать и собственную панель инструментов. Для этого пройдите по меню путем Сервис => Настройка => Панели инструментов и щелкните на кнопке Создать. Будет создана панель с именем Новая панель инструментов1. Настройте ее так, как указано выше.

Навигатор

Очень удобный инструмент, особенно для работы с документами от полудюжины и более страниц и сложной структурой. Навигатор схематически отображает все объекты, которые имеются в документе. Он позволяет перемещаться по своего рода "конспекту" и находить нужные элементы. Кнопка Навигатора лежит на Стандартной панели. Навигатор отображает список Заголовков, Таблиц, Текстовых фреймов, Рисунков, Закладок и других элементов. Для просмотра содержимого достаточно щелкнуть на значке "+" любого элемента списка. Соответственно, Навигатор помогает быстро найти нужный объект — это одна из его основных функций. Чтобы сразу перейти к нужному объекту в документе, достаточно дважды щелкнуть по объекту, расположенному в Навигаторе. С помощью Навигатора также можно упорядочивать главы и перемещать заголовки в документе Writer. Для этого нужно нажать значок Содержание, выбрать нужный заголовок и перетащить его в новое место в Навигаторе или выбрать заголовок в списке Навигатора, а затем нажать кнопку Перенести вверх или Перенести вниз.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2007 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета