Военные роботы

Как говорил один известный персонаж из сериала "Солдаты": "Интересно девки пляшут". В начале этого месяца по русскоязычному телеканалу Discovery транслировалась программа "Future Weapons" ("Оружие будущего"). Создана она в 2007-м году и во многом показывает текущее состояние дел с программой Future Combat Systems, целью которой является роботизация армии США. Естественно, некоторые технологии не комментировались буквально, все разжевывалось в стиле "американская армия самая современная, какой же мы можем ее увидеть в будущем?", но и то, что было продемонстрировано, не является чем-то особенно древним, что уже нужно было просто открыть по истечению вета секретности. Представленную информацию можно увидеть и на множестве специализированных ресурсов — таких, как defensetech.org.

Ситуация является ясной


Дело в том, что сейчас идет некое негласное технологическое соревнование между странами и континентами, к тому же, простым обывателям нужно объяснить, на что именно идут деньги, которые изымаются государством из налогов для финансирования новых военных проектов. То есть обычным танком тут уже никого не удивишь — нужно показывать современный уровень. Перед военными и разработчиками новых технологий стоит определенная дилемма: с одной стороны, секретность, а с другой — необходимость что-то показать. Решают они ее достаточно успешно. Кстати, стоит отметить, что ИТ-кадров в отраслях современной робототехники, как военной, так и нет, не так уж и много. Людей "ведут" буквально с университетов, специалистов заманивают тендерами, а в общем и целом все в этой индустрии друг друга хорошо знают. И если Европа и США ведут себя более-менее открыто, Азия пока молчит, хотя те же разработки Samsung Techwin показывают, что события происходят и там. В общем и целом сегодня мы попытаемся прокомментировать то, что было показано по Discovery.

Сама программа началась с того, что были продемонстрированы новые решения в сфере систем активного отпора, подразумевающие оружие с нелетальным воздействием. Как мы знаем, их сейчас используется достаточно много и разных типов, но последние разработки расширяют диапазон. В предложенном варианте было показано военное средство, способное излучать высокочастотные волны в миллиметровом диапазоне в большом радиусе действия. Когда луч направлен на человека, эти волны приводят в движение молекулы жидкости, из которой мы состоим, и начинается процесс нагрева. При этом нервы дают сигнал в мозг об ожоге, и человек невольно попытается уклониться от такого воздействия. Чтобы не допустить серьезных последствий, системой предусмотрено автоматическое отключение луча. Интересно в данном случае одно: само воздействие происходит незаметно для окружающих. И поэтому военные предусматривают его в качестве отличного средства для дезактивации лидеров во время беспорядков — это в первую очередь. Сама система интересна еще и тем, что уже не требуется явное присутствие военных в месте возникновения серьезных конфликтов. С людьми проводят такие же действия, как и с подопытными крысами, вызывая у них примитивные рефлексы. Причем не нужно выстраивать стену из полицейских со щитами — достаточно установить такую систему активного отпора, включающую сразу несколько машин. Тем самым можно защитить от проникновения определенный периметр. Но ведь данное решение показали только с точки зрения устранения беспорядков, а если посмотреть на все буквально, то вырисовывается одно интересное и очевидное его продолжение — охрана определенных периметров. То есть человек не сможет проникнуть в зону, защищенную таким образом. Да, дело весьма интересное и многообещающее в будущем.

Что касается других новинок в области нелетального оружия, то стоит отметить, что в 2007-м наиболее популярной идеей стала реализация пуль/стрел- электрошокеров. Все они структурно схожи и включают две системы: одна при попадании в человека закрепляется на нем, а вторая, расположенная на некотором расстоянии за ней, при попадании в объект продолжает двигаться по инерции, потом происходит разряд, и некий персонаж оказывается дезактивированным на время от 5 до 20 секунд. Кстати, именно таким оружием и стали вооружать множество новых моделей роботов, предназначенных для проведения небольших локальных операций, в том числе и разведки.

Future Combat Systems

Раньше было как? По системе связи передается речевое сообщение, и интерпретировать его можно по-разному. В то же время сейчас с помощью цифровой техники передаются конкретные данные (фотографии и т.п.), в результате чего количество возможных вариантов принятия ошибочных решений сводится к минимуму. Но для того, чтобы роботы могли взаимодействовать между собой, а также находиться в прямой связи с людьми, необходимы специальные и оптимальные системы коммуникаций, которые также должны быть основаны на роботах. Оптимальных решений для этого пока нет. Мы уже писали о проекте DARPA LANDroids, о котором, кстати, по Discovery не было сказано ни слова, хотя данный вопрос является ключевым. Можно представить себе обычную ситуацию: робот-разведчик въезжает в бункер, и что будет дальше, если связь с ним уже может быть потеряна?

Но зато другой вопрос, который является гордостью американцев — автономно управляемые беспилотные машины — был раскрыт максимально глубоко. Продемонстрированный военный автомобиль называется Crusher, и на его разработку ушло около 2,5 лет, причем стартовала она в 2001 году. Данная машина может как управляться дистанционно, так и перемещаться самостоятельно из пункта А в пункт Б. Для нашего опытного читателя в этом нет ничего нового, поскольку о DARPA Grand Challenge широко известно. Естественно, главная сфера применения Crusher в его автономноуправляемой части — беспилотная доставка грузов по природному ландшафту на определенное расстояние. С точки зрения схематики разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления, хотя и дорогому в реализации. Спереди машины установлено четыре лазерных сканера, и еще по одному с каждого бока (всего шесть). Соответственно робот может вполне передвигаться "на ощупь". Видеокамеры выполняют функцию не только передачи картинки для дистанционного управления человеком, но и для создания полноценной трехмерной карты (данные с камер совмещаются с информацией от лазерных сканеров). Специалистами было отмечено, что в сложных ситуациях машина ведет себя, как и человек(!), то есть останавливается, как бы задумавшись, а в это время идут расчеты наиболее оптимального варианта, а потом двигается по выбранной дороге. Естественно, такого рода задачи очень сложны в исполнении, поскольку сам блок принятия решений должен предусматривать достаточно большую глубину расчетов. В общем, здесь больше подойдет сравнение с хорошей шахматной программой. Еще стоит отметить очень сильную хорошо продуманную ходовую часть машины, в результате чего у разработчиков получилось найти некий баланс между простотой в софте (получается из-за того, что некоторые препятствия учитывать не нужно) и железом. Например, если вы начнете писать программное обеспечение для миниатюрного робота, то каждый камень на дороге — это уже проблема, а ведь в том же Crusher данное препятствие можно и не принимать в учет вообще. Великолепная машина получилась.

Для отслеживания военной техники противника на поле боя разработаны весьма интересные системы, которые называются тактическими автономными наземными сенсорами (Tactical UGS). Вещь достаточно удобная, учитывая тот факт, что она может сама закапываться (вернее, вонзаться в землю), и для ее установки нет необходимости в проведении локальной наземной операции — все делается с воздуха. Что касается "начинки" то тут все просто: акустический, сейсмический и магнитный датчик. Все это позволяет не только обнаружить потенциальную цель, но и классифицировать ее. В этом случае возможно интересное взаимодействие с самоходными артиллерийскими установками, кои могут находиться за несколько километров от самой цели. Кстати, есть схожие устройства — IMS (Intelligent Munitions Systems), которые, будучи установленными в некоем локальном месте, могут определять такие цели и поражать их самостоятельным образом. Таким образом, если брать все в целом, вырисовывается красивый автономный военный робототехнический комплекс, и в практическом участии человека на поле сражения отпадает необходимость.

Но человек-то нужен!

Пока человек нужен и для удешевления:). Полностью автономная техника пока очень дорога. Если говорить о небольших операциях военно-полицейского типа, то в этом плане роботизация уже достигла некоего совершенства. Например, мы знаем, что небольшие автономные многофункциональные роботы уже разработаны в США, Европе, Израиле и т.п. Такие машины можно носить в заплечном рюкзаке и активизировать по мере необходимости. Функционал каждой из моделей можно расширить в зависимости от типа операции: вооружить, поставить специальные датчики для обнаружения взрывчатки, людей под завалами, утечки газа и т.п. Эти роботы гораздо дешевле автономноуправляемых. Также не лишней в данном случае оказывается беспилотная авиация, которая может дать не только варианты контроля за местностью (например, в гражданском случае это слежение за автотрассами и т.п.) и передачи изображения с воздуха, но и конкретного преследования цели. То есть оператор может сам управлять направлением полета машины и получать информацию о зонах, недоступных для прямой видимости.

"Карта мира"

На самом деле, когда говорят, что человек является одним из самых жестоких животных в природе, немного утрируют ситуацию. Ведь практически у любых видов идет борьба за выживание, и в том числе на внутреннем уровне. Это могут быть территориальные требования, стремление к власти, голод и т.п. То есть все имеет свое реальное происхождение из природы. С другой точки зрения человек наделен разумом, самым высоким на этой планете по уровню, соответственно, совершенствование даже в военной технике как раз таки направлено на более мирное сосуществование, нахождение компромиссных решений. Станет ли новичок делать крупную ставку на свой выигрыш в соревновании с гроссмейстером? Так и тут.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2007 год в рубрике телефония

©1997-2024 Компьютерная газета