...
...

Станут ли е-библиотеки интернет-бизнесом?

Над традиционно бесплатными онлайновыми библиотеками в Рунете нависла угроза быстрой коммерциализации. То есть за возможность прочитать книгу любимого автора с экрана или скачать и распечатать ее придется платить. Электронным, соответственно, переводом денег. Вопросов возникает, конечно, множество. Насколько вообще жизнеспособна бизнес-модель платной библиотеки? Какие особые услуги она может предложить пользователям? Как будет организована оплата? Но главный вопрос все же идеологический: как быть с пресловутым "свободным распространением информации в Сети".

Электронные библиотеки лет 10-12 назад были своего рода первопроходцами как в Рунете, так и в доменных зонах других стран СНГ. Очень уж просто было создать свой сайт и разместить на нем коллекцию отсканированных или "слитых" с BBS книг. К тому же, текстовые файлы — это вам не мультимедиа — по низкоскоростному модемному соединению они передаются превосходно. Тогда, в конце 90-х, библиотечное дело в Сети было занятием энтузиастов-одиночек, для которых коммерция стояла отнюдь не на первом месте. Поэтому главным принципом онлайновых библиотек стала бесплатность и всеобщая доступность. Постепенно по мере развития Интернета и роста популярности онлайновых книгохранилищ это "пиратское" по сути начинание начало довольно быстро самоорганизовываться. В результате целого ряда слияний возникло сравнительно небольшое количество ресурсов, где можно скачать в форматах .txt, .rtf, .doc или, на крайний случай, .html все, что угодно — от Шарля Костера до Уильяма Гибсона. Новинки книжного рынка поступают туда с завидной регулярностью — часто на протяжении недели после выхода "бумажной" версии, а иногда и раньше.

Несмотря на существование множества бесплатных интернет-библиотек, книжные издательства не торопятся в массовом порядке подавать заявления о банкротстве. Скорее наоборот: рынок "бумажной" книгопродукции непрерывно растет. Причина проста: читать сделанную обычным способом книгу намного удобнее, чем ее же, но с монитора. Автор этих строк хранит любимые произведения и на книжной полке (добросовестно купленные), и на ПК (скачанные из Сети). Почитать — это лучше с бумаги, но если требуется найти цитату или важный отрывок — тут уже без компьютера не обойтись. Более того, часто оказывается удобнее познакомиться с рекламируемой книгой в онлайне, и уже тогда решать: стоит ли идти за ней в магазин. Однако в последнее время общедоступными интернет-библиотеками заинтересовались люди, которые сами, как правило, ничего не пишут, зато очень озабочены тем, чтобы "все было по правилам" — поборники авторских прав. Что интересно, им удалось найти союзников в лице — нет, не авторов — владельцев ряда библиотек. Весной нынешнего года переводчик и по совместительству генеральный директор Агентства авторских прав в Интернете Олег Колесников опубликовал в Сети "Меморандум об электронных библиотеках". В нем, в частности, сообщалось о создании группы, объединившей пять крупнейших и самых популярных библиотек Рунета с целью перевода их деятельности на коммерческую основу. Понятно, что реакция интернет-сообщества на эту инициативу была, мягко говоря, неоднозначной. И агентство, и его руководитель, и сайты — участники соглашения были обвинены в попытке заработать деньги на общественном достоянии. Простые пользователи недоумевали: долгие годы ресурсы были бесплатными, а тут за книги предлагается платить. Отдельная тема — взаимоотношения бесплатных онлайновых библиотек с современными российскими писателями и издательствами. С одной стороны, интернет-библиотеки — это уникальные площадки для самопрезентации молодых писателей. Понятно, что денег они не просят и каких-либо претензий не предъявляют. Что касается маститых авторов, то с ними владельцам интернет-библиотек чаще всего удавалось договориться по-хорошему. Система проста: если автор просит убрать с ресурса какую-то из своих книг, ее убирают. Но до этого доходит не часто. А крупные издательские дома конкурентов в лице сетевых библиотек, как правило, просто игнорируют. Идея объединить в рамках одного ресурса общедоступную библиотеку и книжный интернет-магазин витает в воздухе, но до сих пор так никем толком и не реализована.

Как будут строиться отношения, когда онлайновые библиотеки станут коммерческими предприятиями, существующим с целью извлечения прибыли? Как предполагается, основной схемой станет получение с читателей денег за электронный экземпляр с последующим разделением выручки между автором текста и самой библиотекой. По словам гендиректора "ЛитРеса" Алексея Кузьмина, ориентировочно скачивание текста книги будет стоить около 20 российских рублей. Но это правило распространится лишь на авторов, подписавших соглашение с группой, каковых пока совсем немного. К остальным произведениям свободный доступ будет вообще закрыт за исключением книг, на которые срок давности авторского права (70 лет на сегодняшний день) истек, а также работы авторов, официально разрешивших бесплатное пользование электронными версиями своего творчества. Кроме того, предполагается полный запрет копирования текста со страницы или сохранения в файл. То есть деятельность сайтов будет выстроена по аналогии с работой читальных залов, где за копирование текста с пользователя требуют дополнительные деньги. Будет ли работать такая схема, сказать сегодня не возьмется никто. Интересно, что активнее других ее обсуждают сами писатели. Кто-то уже заявил, что будет продолжать открытые сетевые публикации, чтобы быть ближе к читателям, а кто-то уже десятилетие борется с владельцами библиотек за "упущенные деньги". Но самой сложной выглядит все-таки техническая сторона коммерциализации онлайновых библиотек. Защитить от копирования можно все, что угодно, да вот только на поверку все эти защиты элементарным образом взламываются множеством различных способов. Вы знаете хоть один случай, когда DRM-защита уберегла бы контент от пиратов? Я тоже нет. Второй спорный момент — механизм оплаты. Слишком мало людей сегодня пользуется электронными платежными системами, особенно если сравнивать с читающей аудиторией. За бумажную книгу, купленную в интернет-магазине, еще можно расплатиться с курьером наличными, но наличными за zip-архив не заплатишь. И это одна из основных причин, почему идеологи проекта серьезно рискуют обанкротиться. Тут еще, конечно, многое зависит от конкретного литературного жанра. Писателям вроде Марининой или Донцовой интернет-публикации не страшны — у них другая аудитория. А вот те, кто пишет в жанрах фантастики, фэнтези, документальной прозы, действительно рискуют потерять часть тиражей. То же относится и к авторам всевозможных учебных пособий и руководств, весьма популярных среди пользователей Интернета. Определить базовые принципы существования платных и бесплатных электронных библиотек важно еще по одной причине. До сих пор мы говорили исключительно про библиотеки текстов. Но сегодня на повестке дня библиотеки мультимедийные. Это уже совсем другой уровень технологий — тут и модели типа YouTube, и тесная интеграция с сетями peer-to-peer, и значительная зависимость от медиаплейеров во главе с iPod. Но главное — пользователи в большей степени готовы платить за мультимедийный контент, чем за традиционный книжный. Да и рекламу к нему "привязать" проще. Дело за удачными бизнес-моделями. И вот как раз они вполне могут быть обкатаны на интернет-библиотеках "первого поколения".

Однако лично у меня порой складывается впечатление, что сторонники коммерциализации онлайновых библиотек старательно закрывают глаза на некоторые моменты. Ну скажите, неужели человек, мало-мальски знакомый с азами поиска в Интернете, не найдет нужную ему информацию на бесплатном ресурсе? Легко предвидеть такую картину (да чего ее предвидеть — это уже сейчас имеет место быть): чем популярнее тот или иной автор, тем больше его текстов разбросано на различных "зеркалах" в Сети (в том числе и на серверах за пределами доменной зоны .ru). И бороться с этим бесполезно. Достаточно вспомнить недавнюю историю с новым романом Пелевина "Ампир V", который появился в Интернете в черновой версии еще до выхода в свет на бумажном носителе. А что творилось в дни выхода последнего тома саги о Гарри Поттере?! Чем активнее писатели и/или издатели будут преследовать независимых интернет-библиотекарей, тем чаще в Сети будут появляться неотредактированные, неоконченные, а то и вовсе сомнительные версии произведений. Лучше от этого явно не будет никому. А если писатели, издательства и бесплатные интернет-библиотеки найдут форму взаимовыгодного сотрудничества, выиграют все. И в первую очередь читатели. Остается проблема пиринговых сетей. Бороться с ними можно (вспомним печальную судьбу Napster'а), но практика показывает, что вместо одной закрытой сети тут же открывается с десяток новых, базирующихся на более продвинутых технологиях. И это еще один аргумент в пользу тесного сотрудничества авторов, издателей и открытых электронных библиотек.

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков