...
...

IT-корпорации: феномен Huawei

Китайская компания Huawei Тесhnоlоgies — не просто один из крупнейших разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования, который сотрудничает с ведущими мировыми операторами связи. Это еще и один из самых молодых IT-гигантов в мире: компания была основана в 1988 году и лишь во второй половине 90-х заявила о себе на международном рынке. В общем, наглядная иллюстрация того, что принято называть "китайским экономическим чудом".

Китайский подход


В последние двадцать лет Китай переживает эру стремительного экономического развития, и телекоммуникации играют в этом одну из ведущих ролей. В нынешнем десятилетии ежегодные темпы прироста телекоммуникационной отрасли превышают 15%. Доля отрасли связи в ВВП вплотную приблизилась к характерным для развитых стран 5%, а суммарный объем продукции хай-тек, по официальным данным, преодолел отметку $280 млрд, что составляет более 20% годового ВНП. В стране около 270 млн абонентов фиксированных и чуть больше (290 млн) мобильных сетей связи — это свыше четверти всего мирового телефонного парка. На текущий год предсказывается дальнейший рост отрасли на 25% — в частности, предполагается произвести более 190 млн мобильных телефонов, из которых 110 млн предназначены на экспорт. Китай — второй по емкости в мире национальный телекоммуникационный рынок. Ежегодный объем инвестиций на нем достигает $25-$30 млрд при доходе отрасли связи порядка $60 млрд. При этом примерно 95% оборота рынка приходится на заказы всего лишь четырех ведущих операторов. Во многом это способствует тому, что Китай начинает отгораживаться от остального мира, принимая, например, собственные стандарты в области беспроводных локальных сетей (WLAN) и мобильной связи технологии CDMA, а также ограничивая присутствие иностранных производителей на внутреннем рынке.

Типичный китайский подход к завоеванию рынка всем своим существованием иллюстрирует компания Huawei Technologies. Основанная в 1988 году, в последние несколько лет она уверенно держит первенство на китайском рынке и вошла в десятку крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования. Штаб-квартира и основные ресурсы фирмы находятся в Шэньчжене — созданной в 1981 году свободной экономической зоне (СЭЗ) на юге Китая. Благодаря особым, намного более либеральным, чем в остальной стране, порядкам и соответственно большему притоку иностранных инвестиций (более $4 млрд в год) это ничем не примечательное ранее рыбацкое поселение за 20 лет превратилось в современный мегаполис с небоскребами, многоуровневыми транспортными развязками и населением свыше 7 млн человек. Невероятно: на долю одного лишь этого города приходится 13-14% всей экспортной продукции Китая.

Выращивание брэнда ускоренными темпами

Сейчас в это уже не верится, но, когда в 1988 году основатели Huawei начинали свой бизнес, уставный капитал компании составлял всего $3 тыс. До 1992 года продолжался дилерский этап — компания зарабатывала, поставляя в Китай учрежденческие АТС одного гонконгского производителя. Почти все заработанные деньги были вложены в разработку собственной АТС емкостью до 800 тыс. телефонных линий. Но разработать новинку мало — нужно было обеспечить ее сбыт. И тут помог печальный случай. В 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь западные страны объявили эмбарго на поставки в Китай высокотехнологичной продукции. На китайском рынке возник вакуум, и у Huawei появилась прекрасная возможность для захвата практически всего национального рынка коммутационных станций. Компания получила огромный внутренний заказ на свои АТС. С этого момента ежегодные темпы роста составляли не менее 100%, а бывало и 200%. А в 1992 году компания получила официальное звание высокотехнологичного предприятия города Шэньчжэнь, который в то время играл для Китая роль окна в мир. Это была первая свободная экономическая зона — именно оттуда берут начало нынешние китайские экономические реформы. Такой статус автоматически означал мощную государственную поддержку для Huawei. Она выражалась в основном в банковской поддержке, выделении кредитов. Huawei никогда не испытывала нехватки денежных средств, и именно потому, в частности, долгое время не выходила на фондовый рынок. С 1995 года начался новый этап — была расширена номенклатура продуктов, компания стали заниматься оборудованием для сетей передачи данных, оптических и мобильных сетей. А в 1996 году Huawei вышла на международный рынок, и с тех пор темпы роста выражаются двузначными цифрами. В 2003 году, например, из более чем $3 млрд общего оборота около $1 млрд пришлось на мировой рынок.

Город Huawei

У любого, кто посещает центр Huawei в Шэньчжене, неизбежно складывается впечатление, что все здесь построено с одной целью: окончательно и бесповоротно, в кратчайшие сроки, подчинить себе мировой рынок телекоммуникаций. Выстроенный Huawei собственный городок занимает участок в полтора квадратных километра, на котором находятся административные офисы, исследовательские лаборатории, производственные цеха, гигантское складское хозяйство, центр обработки данных и управления всемирной сетью филиалов, учебный центр, общежития для сотрудников. Особенно впечатляет своими размерами и четкой организацией движения товаров склад, вернее, логистический центр, в котором практически без участия человека формируются и готовятся к отправке заказы из более чем 12 тыс. наименований произведенной продукции. Люди здесь практически отсутствуют, а все управляется из центра обработки данных.

Производство — еще один город в городе, по любому из этажей которого необходимо ездить на специальном электромобиле, поскольку обойти его (один этаж!) невозможно и за несколько дней. Здесь уже люди встречаются чаще, хотя степень автоматизации тоже очень высока. Как в хирургических отделениях больниц, все обязаны носить белые халаты и специальную обувь, предотвращающую попадание пыли. В тренинг-центре Huawei, самом крупном в мире, одновременно могут обучаться около 3000 человек. А так называемое общежитие, где живут слушатели курсов и холостые сотрудники компании, скорее напоминает комфортабельную современную гостиницу. Да и сам учебный центр больше напоминает престижный американский университет, чем образовательное учреждение страны с социалистическим прошлым.

День сегодняшний

Несмотря на относительную молодость, компания смогла завоевать доверие 31 из 50 крупнейших операторов связи во всем мире — они выбрали Huawei своим стратегическим партнером. Выйдя на международный рынок в 1997 году, китайский производитель практически ежегодно удваивал объемы экспортных поставок. Тем не менее, более двух третей своей продукции Huawei по-прежнему поставляет на безразмерный внутренний рынок. В первую очередь это коммутационные системы (АТС) для городских сетей (АТС С&C08), оборудование для широкополосного доступа и оптических транспортных сетей. В последние годы все большая доля в доходах фирмы приходится на оборудование для мобильной связи (GSM и CDMA) и корпоративных компьютерных сетей (коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы IP-телефонии, WLAN и др.). По данным исследовательской компании Dittberner Associates, а также исследований Gartner и RHK, китайская фирма лидирует на мировом рынке городских АТС c 35% от общего числа установленных линий (всего в мире насчитывается более 150 млн портов ГАТС C&C08) и по проектам в области мобильной связи стандарта CDMA-450 входит в пятерку крупнейших поставщиков систем для оптических транспортных сетей (ей принадлежит 8% мирового рынка), занимает вторые места по выпуску устройств широкополосного доступа (на ее долю приходится 15%) и систем связи нового поколения (NGN, 13%). По всем перечисленным направлениям Huawei лидирует и на внутреннем рынке. Среди производимой продукции — широкий спектр сетевых решений для беспроводных сетей (UMTS/HSDPA, CDMA, TD- SCDMA, GSM/GPRS, EDGE, WiMAX), сетевое оборудование для фиксированных сетей (NGN, xDSL), оптических сетей и сетей предачи данных, а также решения для предоставления различных услуг (передача данных по мобильной сети, CDN/SAN, OSS/BSS). Компания Huawei является мировым лидером в области решений для сетей связи нового поколения (NGN), CDMA WLL и интеллектуальных сетей, а также входит в число крупнейших поставщиков оборудования сетей доступа (IP DSLAM, MSAN), оборудования передачи данных и SMS (23,9% общемирового трафика). Объем продаж компании по итогам 2006 года составил $11 млрд. Большинство продуктов выпускается на базе микросхем ASIC собственной разработки. Ежегодно более 10% дохода компании инвестируется в научные исследования и инженерные разработки. Исследовательские лаборатории расположены и в семи китайских городах, и в четырех зарубежных странах — США, Швеции, Индии и России. В настоящее время штат Huawei Technologies насчитывает более 40 тыс. сотрудников, которые работают в более чем 80 региональных офисах, курируемых восемью региональными отделениями. 46% от общего числа сотрудников занимаются исследованиями и разработками (R&D). Менеджментом, продажами и сервисным обслуживанием клиентов занимается 33% персонала, численность административного аппарата — 9%, а в производстве занято всего 12% (потому что все, включая склад, автоматизировано).

Пару слов напоследок

В случае с Китаем всегда все очень непросто. Власти этой страны делают все, чтобы Китай уже в достаточно близком будущем стал полноценной сверхдержавой, безусловным мировым лидером. И национальному бизнесу в этом деле отводится особая роль. В каждом секторе экономики правительство Китая отбирает две-три компании, которым совершенно не отказывается в ресурсах и всевозможных льготах. А затем эти компании начинают покорять мировой рынок, беззастенчиво демпингуя и попросту "выдавливая" конкурентов. Пару лет назад мы все это видели на ярком примере компании Lenovo, которая при поддержке китайского правительства купила подразделение по производству ПК корпорации IBM. Результат: Lenovo сегодня — четвертая по величине в мире компания — производитель ПК, а ведь еще пять лет назад эта марка вообще никому не была известна. Теперь аналогичную роль, только на рынке телекоммуникационного оборудования, играет компания Huawei Technologies.

Денис Лавникевич

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Аренда ноутбуков