IT-индустрия: игра на опережение

В мировой IT-индустрии сейчас наблюдается, если можно так выразиться, "активное затишье". При всей парадоксальности термина именно он максимально точно отражает ситуацию, когда вся бизнес-активность сектора hi-tech направлена на одно — на подготовку к жестоким схваткам за рынок, которые начнутся осенью нынешнего года.

Наиболее ярко такую подготовку демонстрирует корпорация Yahoo!, которая объявила о полной покупке компании Right Media Inc. за $680 млн. Раньше, в октябре 2006 года, корпорация купила 20% акций Right Media. Любому наблюдателю очевидно, что главная цель покупки — повысить шансы Yahoo! на успешное завоевание заметной доли на рынке онлайн-рекламы. И прежде всего это относится к рекламе в столь популярных сегодня социальных сетях. Приобретение Right Media поможет корпорации расширить услуги, предоставляемые рекламодателям, и улучшить их качество. Рекламодатели получат возможность более эффективно взаимодействовать с аудиторией интернет-пользователей — как по Сети в целом, так и на различных социальных проектах самой Yahoo! — например, Yahoo! Answers. Но очевидно еще одно: Yahoo! готовится к генеральной битве с Google. Ведь разработки и продукты Right Media, которые Yahoo! теперь получит в свое распоряжение, позволят корпорации выйти на те же самые секторы рынка онлайн-рекламы, на которые Google начал серьезную экспансию с недавней покупкой DoubleClick.

А вот корпорация Dell готовится в корне изменить свою маркетинговую политику. Основатель и гендиректор компании Майкл Делл собирается в корне пересмотреть стратегию прямых продаж, которая до сих пор была определяющей. Некогда именно модель прямых продаж позволила Dell выйти в лидеры рынка, однако сейчас она мешает компании развиваться дальше. Вполне возможно, что теперь Dell заключит эксклюзивный договор с одной из крупных сетей розничной торговли бытовой техникой и электроникой. По поводу предстоящих перемен Майкл Делл даже разослал сотрудникам компании специальное письмо. В нем, в частности, говорится: "Модель прямых продаж произвела революцию, но это не культ. Однако полностью отказываться от прямых продаж Dell не собирается. Мы продолжим улучшать нашу модель, а также выйдем за ее пределы, чтобы предложить нашим покупателям то, что им нужно". Действительно, именно прямые продажи компьютеров принесли бизнесу, когда-то начинавшемуся со сборки компьютеров в комнате общежития, потрясающий успех. За счет этого компания могла значительно экономить на издержках и предлагать более выгодные по сравнению с конкурентами цены: для продажи компьютеров не нужны были посредники, складские и торговые площади, сборка на заказ позволяла четко отвечать на спрос и избегать затоваривания. В результате к 2003 году Dell стала крупнейшим производителем компьютеров в мире. Однако в конце концов как раз прямые продажи привели компанию практически к кризису. В последние годы продажи настольных ПК теряют темпы, основным направлением роста стали ноутбуки, которые крайне сложно производить на заказ. Ввиду этого компания оказалась вынуждена собирать лэптопы предварительно, что лишило ее некоторых конкурентных преимуществ. Кроме того, выяснилось, что, прежде чем купить ноутбук, потребители хотели оценить его лично. В результате в прошлом году компания уступила лидерство своему давнему конкуренту Hewlett-Packard. По данным исследовательской компании IDC, в первом квартале этого года HP занимала 19,1% мирового компьютерного рынка, а доля Dell составляла только 15,1%, хотя она и продолжала лидировать на американском рынке. За последний год акции Dell потеряли в цене 2,7%, в то время как бумаги HP выросли на 27%.

Масла в огонь подлили проблемы с финансовой отчетностью. Финансовые результаты Dell за прошлый год пока не опубликованы. Отчетность задерживается, поскольку во время проведения внутреннего аудита в ней был найден ряд бухгалтерских ошибок. По итогам четвертого квартала 2006/07 финансового года, который закончился в марте, прибыль компании составила $673 млн, что более чем на $300 млн ниже, чем годом ранее. Квартальная выручка Dell упала на $800 млн — до $14,4 млрд. За вывод компании из кризиса взялся лично Майкл Делл, который в феврале уволил своего протеже Кевина Роллинса с поста гендиректора. В своей стратегии вывода компании из кризиса ее основатель и глава отмечает, что необходимо упростить структуру менеджмента и избавиться от бюрократических проволочек. Майкл Делл уже сократил число топ-менеджеров с 20 до 12. При этом он привлек в компанию ведущих специалистов, среди которых — бывший исполнительный вице-президент Motorola Рон Гаррик и бывший гендиректор крупного производителя электроники Solectron Майкл Кэннон. Собственно, решение пересмотреть модель бизнеса компании стало итогом недельных консультаций Майкла Делла как раз с ними.

Собирается продолжить завоевание игрового рынка корпорация Sony. По крайней мере, создатель приставки PlayStation Кен Кутараги заявил, что имеет ясное представление о том, какими станут следующие три поколения игровых консолей Sony. В данный момент Кутараги является исполнительным директором Sony Computer Entertainment. Он покинет этот пост в середине июня 2007 года и займет почетное место в совете директоров. Кутараги считается отцом не только оригинальной консоли PlayStation, но также и портативной PlayStation Portable, PS2 и PS3. Вот что он говорит: "На самом деле, я представляю какими станут PlayStation 4, 5 и 6. Они будут объединены в общую сеть". Хочу заметить, что мнения относительно следующих поколений PS расходятся. Например, некоторые аналитики считают, что игры для новых консолей уже вообще не будут распространяться на физических носителях. Другие придерживаются точки зрения, согласно которой Sony вообще прекратит производить приставки. Дело в том, что президентом Sony Computer Entertainment с ноября 2006 года является Каз Нираи, внимание которого сфокусировано в первую очередь на разработке ПО и совершенствовании контента.

Ну и, наконец, бизнес-новости от самой-большой-корпорации. Мicrosoft опубликовала финансовый отчет за третий квартал 2007 финансового года, закончившегося 31 марта. Согласно этому отчету, подразделение Xbox (Entertainment and Devices Division) принесло $315 млн чистых убытков и падение продаж на 21% до $929 млн. Несмотря на это, весь чистый доход корпорации составил $4,93 млрд, а продажи зашкалили за отметку $14,40 млрд. Причины падения продаж игровых консолей банальны: у Xbox 360 появились серьезные конкуренты. Всего за квартал было выпущено около 500 тысяч консолей, в отличие от 1,7 млн за аналогичный период времени годом ранее. Стоит напомнить, что тогда этого количества серьезно не хватило для удовлетворения спроса, в то время как сейчас дефицита нигде не наблюдается. Продажи игр для Xbox и PC сократились на 44% и составили $393 млн, что также было связано с падением продаж Xbox 360. Среди других причин потери чистого дохода — запуск устройства Zune и увеличение гарантийного срока на Xbox 360. На протяжении 2007 финансового года Microsoft планирует все же нарастить продажи, что должно быть связано с увеличением базы геймеров на Xbox 360, а также увеличением продаж Zune (что, впрочем, довольно сомнительно).

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета