Графические планшеты

Когда Генрих Рудольф Герц, доказывая на практике предположения Максвелла, впервые в мире сделал передачу и прием электромагнитной волны с использованием двух незатейливых колебательных контуров, он, наверное, и не представлял, какую эпоху предвосхитил своим открытием. Причем, что самое удивительное, в одном из писем ученый с грустью тогда признался, что сам опыт очень интересен, но практического применения не имеет. Это потом появилось беспроводное радио, спутниковая связь, мобильные телефоны и так далее. А наш современный обыватель, наоборот, зачастую пользуется многими технологиями и даже не вспоминает о Генрихе Герце. Не вспоминают о нем и компьютерные художники, аниматоры, дизайнеры. Хотя вот он, опыт Герца — графический планшет, который лежит перед носом. Как вы понимаете, сегодня пойдет речь об этом достаточно узкоспециализированном спектре устройств. Кстати, стоит отметить, что графические планшеты — чуть ли не единственные окружающие нас сложные технические устройства, у истоков которых не стояли военные разработки. То есть они изначально разрабатывались для людей искусства.

Графические планшеты являются одними из самых сложных по конструкции и самых простых для понимания человека компьютерных манипуляторов. Ведь на самом деле то, с чем сталкивается обыкновенный пользователь ПК (клавиатура, мышь), является искусственно созданным устройством управления и ввода, при этом требует определенных навыков и специального обучения. Попробуйте попросить ребенка нарисовать что-нибудь на экране указателем мыши. Вряд ли у него это получится лучше, чем если бы он делал это на бумаге ручкой, карандашами или фломастером. Кстати, и даже не у всех взрослых может получиться нормальное рисование мышью. А что, если стоит простая задача нарисовать, например, дерево — так, чтобы оно было похоже на натуральное? Опытные художники, дизайнеры и аниматоры знают, что без планшета в данном случае не обойтись. И хотя сами планшеты как специфические устройства ввода появились достаточно давно, они до сих пор сохраняют статус узкоспециализированных периферийных устройств. Правда, стоит отметить, что в последнее время снизились цены, существует достаточно значительный и разнообразный модельный ряд от нескольких производителей, и данные устройства могут совмещаться как с чувствительными мониторами, так и с мышью, то есть в комплекте дается как перо, так и мышь (планшет выступает как чувствительный коврик). То есть некая интеграция присутствует, но… Очень часто можно встретить попытки производителей объяснить, чем же графические планшеты могут пригодиться обычным пользователям, которые не связаны с дизайном и непосредственно рисованием. Конечно, можно не печатать на клавиатуре, а писать текст от руки, использовать свою роспись. Но компьютерщиков, которые набирают на клавиатуре гораздо быстрее, чем пишут от руки, это слабо убеждает, даже если речь заходит о возможности ставить свою собственную подпись. С другой стороны, мы имеем практически те же самые технологии во многих КПК, где клавиатура и мышь просто заменены пером — возможно, это широко реализуется в будущих мобильных телефонах и смартфонах. К тому же, далеко не все люди умеют хорошо пользоваться манипуляторами. Например, некоторым проще заполнить бланк от руки, пусть даже и с использованием планшета. Это также стоит учитывать.

Структура графических планшетов

С технической точки зрения общую концепцию данных устройств описать достаточно просто. В основном применяется два типа схем, подразумевающих практически один и тот же принцип. Как вы понимаете, у нас имеется в наличии некий планшет и перо. Планшет может представлять собой сложную по структуре антенну (множество антенн), каждые 20 мс генерирующую импульсы в режиме опрос/передача, а в кончике пера находится не что иное как резонансный колебательный контур, который настроен на частоту антенны. Соответственно, он активизируется и дает энергию для формирования ответного сигнала, в котором, в свою очередь, уже содержится информация о координатах, силе нажатия (сегодняшний стандарт — 512 градаций), угле наклона, повороте и т.п., плюс может передавать и такую специализированную информацию, как идентификатор самого пера (например, в наборе их может поставляться несколько либо же на одно перо существует несколько различных наконечников) и т.п. Следует отметить большую точность данного метода из-за очень высокого разрешения планшета. Посчитайте сами, сколько суммарных чувствительных точек обеспечивает матрица планшета при современных характеристиках 2000 dpi при разрешениях 1600х1200. Данная схема основана на так называемой "приемопередающей" антенне и впервые была внедрена на рынок фирмой Wacom, название которой знакомо практически всем компьютерным художникам. На самом деле это была революция, поскольку до этого использовалась другая схема, где к перу подводится питание (через провод либо в само перо вставляются батарейки). А антенна в данном случае выполняет только приемную функцию. Это проще в плане схемотехники, но хуже в эргономике. Ведь на самом деле не очень удобно работать с пером, которое утяжелено батарейками либо постоянно связано проводом. За долгие часы работы это утомляет.

На данный момент вы можете встретить в продаже оба варианта. Отличительной их особенностью является вышеобозначенный нами опыт Герца, то есть совсем необязательно перу касаться самого планшета — электромагнитная связь будет работать, но, выбирая то или иное устройство, всегда обращайте внимание на такую характеристику, как высота подъема над планшетом. Зачем это? На самом деле вы можете положить на него журнал, книгу или лист бумаги, обрисовывая что-либо — все будет работать. Обычно данный параметр равен 5-10 мм. Стоит отметить и тот факт, что сверху пера обычно находится не что иное как "ластик", работающий по принципу самого указателя пера, но только на стирание. Обычно параметры данной операции регулируются программным способом. Помимо этого, на самом пере в месте расположения указательного пальца могут располагаться одна или две кнопки, которые заменяют "мышиные". Другие не сказать чтобы более совершенные системы начинают только появляться. Они основаны на абсолютно других принципах. Например, в одном случае предлагается использовать перо, на кончике которого находится некий яркий маркер, сигнал записывается на видеокамеру, после чего вычисляются координаты. Есть также схожие варианты, когда вы просто рисуете карандашом, и все это считывается, опять же, камерой. В обоих последних случаях нельзя говорить о чем-то профессиональном, но нужно отметить, что в данных разработках есть некий потенциал.

А что там делает мышь?

На самом деле большинство наборов для графических планшетов, помимо перьев, предусматривает наличие мыши. Только это устройство является специализированным и созданным специально в рамках работы с планшетом. В большинстве случаев вы не увидите каких-либо изысков — обычные две кнопки с колесом, снизу манипулятора находится "подошва", зачастую выполненная просто из легко очищающейся ткани. Принцип действия такой же, как и с пером с единственной разницей, что не требуется такая точность, что и берется во внимание. Отдельно стоит отметить, что обычно все кнопки, которые могут располагаться на перьях, мыши, самом планшете, являются программируемыми, то есть за каждой из них можно самостоятельно закреплять любую специфическую функцию.

Современные модели, которые есть в продаже

Цены абсолютно "некусачие", их диапазон — от 30 до 4000 у.е. Все зависит от уровня технологий, формата рабочей области, интегрирования с другими решениями. В принципе, когда говорят о графических планшетах, то подразумевают практически только четыре фирмы-производителя: Wacom, Genius (KYE Systems), Aiptek и Trust. Несколько лет назад Wacom был нацелен большей частью на средний и профессиональный бюджеты и по праву среди художников считается "классикой жанра". На данный момент фирма расширила линейку своей продукции, захватив тем самым низший бюджетный, или, как его еще называют, пользовательский диапазон. Давайте рассмотрим немного спектр продукции, чтобы вы получили представление о том, в каком состоянии технологии находятся сейчас.

Итак, самыми дорогими являются ЖКИ-мониторы-планшеты. Думаю, вы прекрасно понимаете, о чем тут идет речь. То есть в качестве планшета служит сам монитор. Это очень удобно, поскольку процесс рисования не разделяется на две части: ввод и отображение результатов. Все как на листе бумаги. Причем данные мониторы отличаются от стандартных тем, что могут наклоняться на определенные удобные для художника углы по вертикали и горизонтали, а также вращаться. 17-дюймовый вариант PL-720 обойдется вам примерно в 1850 у.е. (цены взяты из реальных интернет-магазинов). Разрешение 1280х1024 (SXGA). А топ-моделью в этом сегменте является 21-дюймовый Cintiq 21UX (DTZ-2100), в котором воплощено буквально все самое лучшее. Это и разрешение экрана 1600х1200 при планшетном разрешении 5080 lpi, и особая чувствительность на нажатие, угол наклона и т.п. (для каждого параметра по 1024 градации), множество программируемых кнопок — в общем, все-все-все. Стоит это порядка 3800 у.е. Если говорить о профессиональной линейке в чисто планшетном представлении, то у Wacom она называется Intuos3 и выпускается для форматов А3, А4, А5 и А6. Соответственно, цены по убывающей от 1029 до 296 у.е. А низшее звено замыкают Graphire и Volito2. Если описывать особенности каждой модели, то на это в КГ нужно выделить отдельную полосу, чего мы, естественно, не потребуем, а просто укажем, что тут на любой вкус, цвет и кошелек. Причем многие модели отличаются по способу подключения, каких предусмотрено множество — от стандартного USB до Bluetooth. Большинство из них оборудуются собственным аккумулятором, что позволяет работать независимо от всего долгие часы. Как уже было сказано ранее, благодаря новой технологии перья в продукции Wacom не запитываются дополнительно. При этом, если внимательно рассмотреть продукцию Genius, Aiptek и Trust, то можно заметить, что они сделаны по второй технологии, и сами перья требуют дополнительного питания, что обычно ограничивается одной батарейкой ААА. У Genius цены очень привлекательны для обычного пользователя — например, одна из старших моделей стоит до 100-116 у.е., а младшая — и вовсе около 18 у.е. Aiptek практически дышит ей в спину, и, в принципе, можно сказать, что как технологии, так и цены очень подобны. Что касается планшетов марки Trust, то в интернет-магазинах на территории СНГ вы можете встретить лишь несколько моделей, и на самом деле компания выпускает их не так много (на сайте разработчика обозначены всего три). Ценовой диапазон у нас в магазинах примерно от 50 до 120 у.е.

В завершение

Хотя, как уже многие поняли, цены на планшеты абсолютно не кусаются, ситуация с ними чем-то напоминает другой сегмент периферийных устройств — трекболов. Тоже используются в редких для массового потребителя случаях, причем начало свое ведут давно и т.д. Но работе с трекболами нужно дополнительно обучаться, привыкать к ним, а тут все естественно, как само рисование. Судя по всему, ситуация с данными технологиями придет к своему логическому разрешению с удешевлением ЖКИ-мониторов-планшетов. Вот тогда уж действительно нужно будет задуматься о том, нужна ли вообще мышь. А пока в пользовательском сегменте мы наблюдаем промежуточные решения. Ну, а идя по улице и глядя на огромные биллборды, знайте, что многое из того, что вы видите, нарисовано в графических планшетах. Любите игры? Все делается с помощью того же арсенала. И так очень многое, что нас окружает. Современным компьютерным художникам можно просто позавидовать.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета