Противостояние

IP-телефония в настоящее время считается наиболее перспективным направлением телекоммуникационного бизнеса. Причем это направление выросло из чисто компьютерных технологий, и исторически сложилось так, что VoIP-решения на рынке продвигают в первую очередь компьютерные корпорации, тогда как традиционные телекомы значительно отстают. Между тем, выходцы из Силиконовой долины волей-неволей переносят в бизнес IP-телефонии все свои взаимоотношения: союзничество, конкуренцию, склонность к образованию альянсов и, наоборот, открытую вражду.

Очень ярко все это проявилось на крупнейшем международном форуме по IP-телефонии VoiceCon Spring 2007, который прошел в первой половине апреля в Орландо (штат Флорида). Аналитики экспертной компании Wainhouse Research тщательно изучили как представленные на форуме технологические новинки, так и общее состояние IP-телефонии как разновидности телекоммуникационного бизнеса. И пришли к выводу: в 2007 году мы, скорее всего, станем свидетелями глобального передела на рынке унифицированных коммуникаций и электронного сотрудничества. Его причиной станет предстоящий вскоре выход на рынок двух новых программных продуктов от корпорации Microsoft. Речь идет о пакетах Microsoft Office Communications Server 2007 и Microsoft Office Communicator 2007. Причиной конфликта, скорее всего, станет то, что оба эти продукта напрямую нацелены на рынок, на котором уже давно обосновались такие общепризнанные лидеры индустрии, как Cisco и IBM. Понятно, что им совершенно не хочется терять рынок, который уже приносит неплохой доход — и гиганты IT-индустрии решили объединить усилия. В ближайшее время в их маркетинговых программах будет сделан упор на сотрудничество и продвижение решений друг друга. Должен сказать, что образовавшаяся коалиция неплохо вооружена для предстоящего сражения за телекоммуникационный рынок. В багаже IBM — мощный пакет Lotus Sametime, у Cisco — большой комплект ПО для унифицированных коммуникаций Cisco Unified Communications Manager, Cisco Unity, Cisco Unified MeetingPlace плюс огромное количество пользователей по всему миру, привыкших работать с продукцией этих двух компаний и стимулируемых множеством различных партнерских программ.

С другой стороны, Microsoft располагает огромными денежными ресурсами, которые может направить на маркетинг новинок. А оба продукта — Microsoft Office Communications Server 2007 и Microsoft Office Communicator 2007 — уже завершают стадию бета-тестирования. Хотя интрига, конечно, присутствует — дело в том, что Cisco и IBM имеют давние партнерские отношения с Microsoft. И пока что, несмотря на образование явной коалиции, все участники разгорающегося конфликта продолжают с завидным упорством уверять друг друга в крепких дружеских отношениях. Тут будет уместно вспомнить и то, что ряд громких проектов Microsoft с треском провалился, несмотря на обильное финансирование — к примеру, MS Home, да и многие другие… Удастся ли софтверному гиганту теперь достичь успеха на рынке IP-систем второго поколения (систем унифицированных коммуникаций), где пионером является Cisco Systems — еще большой вопрос. Ведь решение Cisco Unified Communications было представлено миру еще в первой половине 2006 года, а сегодня в активе Cisco сотни реализованных проектов по всему миру. Microsoft же выходит на совершенно новый для себя рынок. У обсуждаемой проблемы (грядущей схватки за рынок решений для IP-телефонии) есть еще один существенный нюанс. Дело в том, что, хотя Microsoft позиционирует Office Communications Server как систему для унифицированных коммуникаций, возможности ПО позволяют использовать его гораздо шире. Например, для расширения внутренних телефонных коммуникаций компаний на базе VoIP-технологий. Таким образом, софтверный гигант, явно того не афишируя (а может, и сам того пока не понимая), вторгся на еще один довольно прибыльный рынок — IP телефонных станций (IP PBX). А это значит, что в ближайшее время целый ряд компаний — таких, как Avaya, Nortel, Mitel, Shoretel, Siemens — могут потерять свою традиционную долю рынка. Причем многие из них, опять-таки, являются стратегическими партнерами Microsoft. Однако теперь им придется либо объединяться против экспансии софтверного гиганта (и я очень удивлюсь, если этого не произойдет), либо присоединиться к союзу Cisco и IBM. К слову, одно вовсе не исключает другого.

Справка КГ: Wainhouse Research — одно из наиболее авторитетных консалтинговых агентств в IT-индустрии. Занимается независимыми рыночными исследованиями с упором на рынки унифицированных и мультимедийных коммуникаций.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2007 год в рубрике сети

©1997-2024 Компьютерная газета