Edifier R501: бюджетник с реальным сабом

Десятки если не сотни раз мы, да и различные другие издания, писали про плюсы и минусы бюджетных акустических систем 5.1. С одной стороны, пользователь все же получает объемный звук в первом приближении. Но с другой стороны получаемый звук далек от идеала, и со временем даже непритязательный человек приходит к выводу, что требуется нечто большее. Говоря о недостатках таких систем, с ходу хочется упомянуть низкую мощность, слабую атаку, плохое согласование сабвуфера и сателлитов, некорректную проработку частотного диапазона и многое-многое другое. Так уж сложилось, что если где-то проскакивает слово "бюджет", то результат тестирования очень легко предугадать. Это что-то типа "акустика так себе, но чего же вы хотели за такие-то деньги…"

К сожалению, ситуация такова, что на современном мультимедийном рынке даже высокая цена не гарантирует адекватного качества. Судите сами: акустическое оформление динамика, то есть изготовление корпуса системы, может быть проведено в угоду красивого дизайна совершенно без учета всех инженерных тонкостей. Обобщая сказанное, можно констатировать тот факт, что практически все производители мультимедийной акустики имеют 3-4 топовые модели, сделанные по правилам и заслуживающие честной похвалы. Все остальное бюджетно, то есть обладает рядом мелких и не очень недостатков. Иногда все же встречаются бюджетные наборы из одной коробки, которые с учетом низкой стоимости достойны похвалы. В данном материале речь пойдет как раз о такой акустической системе Edifier R501. Как правило слабым звеном в бюджетных системах является сабвуфер. Модель R501 спроектирована оптимальным образом, в меру качественные сателлиты дополнены отличным сабвуфером. Никаких дизайнерских изысков — все силы разработчика вложены непосредственно в акустику.

Технические характеристики Edifier R501

|Выходная мощность: | |
|сателлиты, Вт RMS |5х8, f=1 КГц, THD=10% |
|сабвуфер, Вт RMS |30, f=80 Гц, THD=10% |
|THD+N amplifier, % |<=0.5, Р=3 Вт |
|Соотношение сигнал/шум amplifier, дБ |>=85 |
|Входное сопротивление, КОм |20 |
|Уровень входного сигнала, мВ |450 |
|Частотный диапазон, Гц |35-20.000 |
|Динамики: | |
|сателлиты |3" широкополосный и 1" высокочастотный |
|сабвуфер |8" с магнитным экранированием |
|ПДУ |есть |
|Размеры: | |
|сателлиты, мм |90х133х104 |
|сабвуфер, мм |292х295х410 |
|Масса, кг |16 |
|Питание |220-240 В, 50 Гц |
|Максимальная потребляемая мощность, Вт |90 |
Технические характеристики заявлены производителем

Как видим, производитель указывает вполне адекватные характеристики с описанием способа их получения. Хотя, с другой стороны, цифры "хитрые", то есть они характеризуют систему, но не в полном объеме. Однако, если посмотреть объективно, то можно смело утверждать, что Edifier в плане спецификаций показывает один из лучших результатов на мультимедийном рынке. Некоторые производители могут ограничиться указанием непонятно какой мощности и линейных размеров колонок.

Комплект поставки

В довольно объемной и увесистой коробке нам удалось обнаружить:
— активный сабвуфер;
— пять одинаковых сателлитов;
— ПДУ с элементами питания;
— три сигнальных кабеля 3.5 mm -> 2 RCA;
— три сигнальных кабеля 3.5 mm -> 3.5 mm;
— провода для коммутации сателлитов;
— бумажные инструкции.

Наличие кабелей с различными разъемами предполагает подключение акустики не только к стандартным выходам бытовых звуковых карт, но и к другим источникам — например, DVD- или CD-проигрывателям. В принципе, подать сигнал на акустику возможно с совершенно любого источника — здесь уже решает пользователь, исходя из специфики своей конкретной задачи. Говорить что-то о качестве проводов смысла нет: это обычные бюджетные шнурки — увидеть нечто большее в комплекте за $120 просто нереально.

Внешний вид и конструкция

В целом система выглядит классически. Корпус сабвуфера выполнен в форме правильного параллелепипеда. На передней панели нет ничего, кроме декоративной вставки из серебристого пластика. Здесь же находятся единственный семисегментный светодиодный индикатор и приемник ИК-сигналов с ПДУ. На задней панели можно увидеть металлическую пластину, на которой смонтированы основные разъемы. Сателлиты подключаются к усилителю посредством обычных пружинных зажимов. Сигнал с источников подается через разъемы 3,5 мм на один из стереовходов или группу разъемов 5.1. Все разъемы четко подписаны, поэтому проблем с подключением быть не должно даже у неопытных пользователей. Агрегат устанавливается на качественных довольно высоких ножках. Динамик прикручен к нижней панели и смотрит в пол, поэтому необходимо обеспечить какое-то расстояние между дном саба и поверхностью самого пола. Для предотвращения повреждения диффузор динамика закрыт несъемной металлической сеткой. Акустическое оформление — фазоинвертор. Пластиковая труба расположена на боковой панели корпуса. С внутренней стороны она закрыта крупной пластиковой сеткой. С одной стороны, это помогает уменьшить струйные шумы, создаваемые на высокой громкости воздухом, с другой — это своеобразная защита от проникновения посторонних предметов внутрь агрегата. Например, ребенок запросто может забросить небольшую игрушку в недра сабвуфера через короткий фазоинвертор, а достать ее оттуда будет проблематично. Наличие подобной сетки практически исключает подобную проблему.

Понравился примененный басовый динамик. В системе такого уровня редко увидишь головку подобного качества. Диффузор 8" изготовлен из целлюлозы с применением технологии no-press. Подвес тактильно мягкий, рабочий ход не очень большой. Корзина штампованная, магнитная система полностью экранирована. Сопротивление катушки по постоянному току составляет 8 Ом. Резонансная частота где-то порядка 58 Гц, однако благодаря грамотному акустическому оформлению потенциал динамика реализован отлично. Не понравился только способ коммутации динамика с усилителем — в качестве соединительных проводов используются тоненькие обычные провода. Корпус сабвуфера объемом порядка 20 литров склеен из плит MDF толщиной 11 мм, которые с внешней стороны качественно оклеены черным ПВХ. Стыки плит укреплены рейками и промазаны герметиком. Демпфирование корпуса отсутствует. Сателлиты гармонируют по внешнему виду с сабом, их корпуса имеют прямоугольную форму. Для установки применены две резиновые ножки, размещенные близко к передней панели — таким образом, корпус слегка наклонен для лучшей направленности на слушателя. Также есть возможность повесить колонки на стены — крепления для этого предусмотрены. Сзади размещены стандартные пружинные зажимы. Для изготовления корпусов применены небольшие плиты MDF толщиной 9 мм. Акустическое оформление — закрытый ящик. Под съемной пластиковой сеткой с натянутой тканью от взора пользователя скрываются две динамические головки.

Широкополосный динамик размером 3" обладает бумажным диффузором и тканевым подвесом. Магнитное экранирование есть, сопротивление по постоянному току составляет 4 Ом. Высокочастотная головка бюджетная с майларовым диффузором, в качестве разделительного фильтра применена электролитическая емкость 2,2 мкФ. Можно констатировать, что при таком значении емкости и подобном сопротивлении динамика получаемая частота среза довольно высока. Практически весь диапазон частот отдан широкополоснику, а ВЧ-излучатель вступает в работу только после 18 КГц. Управлять системой возможно только с помощью пульта дистанционного управления. Тоже недостаток. Так что же остается делать пользователю, если ПДУ сломается или банально сядут батарейки? Функционал пульта небольшой. Можно регулировать уровень общей громкости, уровень громкости центра, тылов и сабвуфера отдельно, а также сбрасывать настройки по умолчанию и производить включение/выключение системы. Нет даже возможности выбора входов.

Электронная часть

При первом же взгляде на электронику видно, что разработчики применили нестандартные решения. Для питания применен трансформатор, намотанный на Ш-образных пластинах марки В80-12D08 от Xionguing Electronic с типовой мощностью 80 ВА и напряжением вторичных обмоток 2х12 В. Сразу отметим: данные цифры прекрасно совпадают с тем, что заявил производитель. Далее следуют выпрямитель и емкостный фильтр. Оконечный усилитель реализован интересно: были замечены одна микросхема TDA7377 и три TDA2050. Первая, согласно спецификации, предназначена для использования в автомобильных приемниках и способна работать в четырехканальном режиме при мощности в 6 Вт на 4 Ом, напряжении питания 14,4 В и нелинейных искажениях порядка 10%. TDA2050 при оптимальных условиях способна развивать до 32 Вт мощности. Однако в данном случае условия не оптимальны (низкое напряжение питания, сопротивление катушки НЧ-динамика 8 Ом), и две микросхемы используются в мостовом включении для низкочастотного канала. Все микросхемы для лучшего отвода тепла закреплены на одной пластине из алюминиевого сплава. Пластина, в свою очередь, плотно прикручена к металлической задней стенке. При работе наблюдается значительный нагрев, но для данных полупроводниковых элементов это допустимо и нормально. Но еще больше удивил тракт предварительной обработки сигнала.

В аналоговой части все стандартно: на плате можно заметить россыпь операционных усилителей типа 4558, основная же схема управления построена с применением процессора от Atmel. Да, увидеть хорошо знакомый любому электронщику АТ89С2051 мы не ожидали. Рядом с процессом расположена микросхема флэш-памяти от того же производителя. Очевидно, что акустика проектировалась давно, и на сегодняшний день такая схемотехника просто неактуальна, ведь это довольно сложно для решения такой тривиальной задачи. Проще было бы заменить весь узел, построенный на Atmel, одним универсальным звуковым процессором начального уровня. Он стоит намного дешевле и позволяет реализовать куда большее количество функций.

Объективные измерения

Измерение АЧХ на прямой оси показывает вполне ожидаемый результат. Неравномерность высока (+/-12 дБ), но в целом звуковой диапазон проработан неплохо. На частоте 2 КГц виден ярко выраженный пик — это, конечно, негатив, но именно из-за него звучание приобретает пусть неестественный, но весьма своеобразный окрас.

Наличие или отсутствие защитных сеток не приводит к значительным изменениям неравномерности характеристики. Также хочется отметить, что все пять сателлитов из комплекта создают одинаковое звуковое давление, что способствует оптимальному формированию сцены.

Нелинейные искажения проявляются несильно, однако с ростом частоты заметно возрастают. Хотя для подобного рода техники это допустимо.
Сабвуфер показывает хороший результат — его АЧХ обладает небольшой неравномерностью и отлично согласуется с частотной характеристикой сателлитов. Таким образом, R501 лишена стандартного недостатка бюджетных систем — отсутствует провал при согласовании. Нижняя граница находится на уровне 60 Гц — конечно, это не 35 Гц, обещанные производителем, но все же уже достойный результат для системы за $120.

Субъективное прослушивание и впечатления

В целом акустика обеспечивает хорошее звучание для своего класса. Сателлиты играют немного зажато, но зато обладают высокой громкостью, поэтому создают вполне реалистичную и динамичную сцену. С повышением громкости рост искажений на слух незаметен. Радует качество работы сабвуфера. Бас сочный, глубокий и покатистый. В тестовом помещении практически сразу удалось найти оптимальное место для саба, где наименее сказываются резонансы комнаты, следовательно, общее звучание становится более приятным. Если у вас это получится не сразу, тогда просто попробуйте передвигать сабвуфер по комнате в поисках оптимального звука. В общих чертах все музыкальные направления звучат примерно одинаково — естественно, более сложная музыка — например, тяжелый рок — воспроизводится несколько хуже той же попсы.

Но для нетребовательного пользователя R501 можно рекомендовать для прослушивания практически любой музыки. При просмотре фильмов комплект просто преобразился на наших глазах. Здесь мощный сабвуфер и неплохие сателлиты на высоте. Низкочастотный звук действительно окутывает слушателя в размеренных и спокойных сценах. Смотреть кино с такой акустикой очень приятно — во многом это обусловлено именно сабвуфером. Игры. Здесь нечто похожее. Акустика отлично отрабатывает как различные авто- или авиасимуляторы, так и динамичные RPG'шки. Так, в любимых автором всевозможных гоночных эпопеях звук двигателя и выпуска действительно напоминает реальный, что добавляет еще больше драйва и удовольствия от игры.

Заключение

Итак, Edifier R501 — система бюджетная, но в целом она нам понравилась. Можно сказать больше: это отличная акустика за свои деньги. С музыкой проблем нет, но все же мы рекомендовали бы этот комплект именно для просмотра фильмов. В связке с недорогим DVD-проигрывателем (до $100) пользователь уже получит неплохой домашний кинотеатр. Сателлиты можно установить на горизонтальной поверхности, а можно и повесить на стену — разницы нет — важно сделать все правильно. Комплект получился удачным во многом за счет применения хорошего сабвуфера. Это действительно качественный элемент системы, сделанный по всем правилам. Немного подкачала электроника — на наш взгляд, ее можно значительно упростить и при этом еще и повысить функциональность комплекта. Однако кто знает, может, это и будет сделано в последующих версиях данной акустики — время идет, а изменения неизбежны.

Василий Запотылок vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета