Популярные плагины для 3ds Max 9. Часть 1

Несмотря на широкие функциональные возможности 3ds Max 9, существуют задачи, которые довольно сложно решить при помощи стандартного инструментария программы — например, создание реалистичных органических объектов (допустим, растительности), моделирование поведения жидкостей, имитация атмосферных эффектов и т.д. Для решения таких сложных задач аниматоры, профессионально работающие с программой, используют дополнительные модули, расширяющие стандартные возможности 3ds Max. Дополнительных модулей к программе существует так много, что количество предлагаемых ими инструментов едва ли не больше всего арсенала стандартных средств 3ds Max 9. Однако это совсем не означает, что все их нужно использовать одновременно.

Итак, дополнительные модули упрощают выполнение некоторых задач — например, позволяют тратить меньше времени на моделирование (благодаря специфическим объектам и оригинальным модификаторам), на просчет (из-за улучшенных настроек подключаемых визуализаторов) и т.д. Кроме того, дополнительные модули часто не только предлагают альтернативу стандартному инструментарию, но и привносят в 3ds Max совершенно новые возможности. Некоторые дополнительные модули — например, reactor, clothfx, Power Booleans и Particle Flow, — стали настолько популярны среди пользователей, что были интегрированы в 3ds Max и теперь являются частью программы. Существует огромное количество подключаемых модулей для 3ds Max. Их выпуском занимаются как крупные коммерческие фирмы, так и разработчики-энтузиасты. По данной причине далеко не каждый дополнительный модуль содержит мастер установки или справочное руководство с подробным описанием процесса инсталляции. Это вызывает определенные трудности, особенно у начинающих пользователей. Скачав бесплатный дополнительный модуль из Интернета (или даже приобретя коммерческий продукт), они не могут разобраться с тем, как заставить 3ds Max работать с этим модулем. В данном разделе рассмотрим особенности установки дополнительных модулей.

Все дополнительные модули являются файлами библиотек DLL, но в зависимости от свойств имеют разные расширения. Например:
. DLO — дополнительные объекты;
. DLM — модификаторы;
. DLR — визуализаторы;
. DLT — текстуры;
. DLU — утилиты.

Вы можете также встретить файлы со следующими расширениями:
. BMI — импорт/экспорт графических форматов (использование изображений);
. BMS — сохранение файлов в разных форматах;
. DLC — контроллеры для управления анимацией объектов;
. DLE — экспорт MAX-файлов в другие форматы;
. DLF — импорт для использования шрифтов;
. DLI — импорт различных форматов в MAX;
. DLS — вспомогательные объекты;
. FLT — фильтры для постобработки.
. MSE — сценарии.

Если дополнительный модуль не имеет мастера установки, инсталлировать его нужно следующим образом:
1. Распаковать архив установки дополнительного модуля.
2. Найти файл библиотеки с одним из указанных выше расширений.
3. Скопировать этот файл в папку, в которой установлена 3ds Max (по умолчанию — Диск:Program Files\Autodesk\3ds Max 9\plugins).
4. Перезапустить 3ds Max 9.

Существуют некоторые ограничения, которые касаются установки плагинов. Плагины для 3D Studio Max 3 не подходят для 3D Studio Max 4, плагины для 3D Studio Max 4 подходят для 3ds Max 5, плагины для 3ds Max 4 и 5 не подходят для 3ds Max 6, плагины для 3ds Max 6 подходят для 3ds Max 7 и 3ds Max 8, но не подходят для 3ds Max 9. Для того чтобы плагины, созданные для более ранних версий 3ds Max, работали с 3ds Max 9, разработчики должны их перекомпилировать. Ниже рассмотрены плагины для 3ds Max, которые на настоящий момент доступны для 3ds Max 9. Это и перекомпилированные плагины, и новые, которые для предыдущих версий не выпускались. В данной статье мы рассмотрим самые популярные дополнительные модули для 3ds Max. Мы не ставим перед собой цель подробно описать работу с ними — дадим лишь краткое описание наиболее интересных из них, чтобы дать представление о том, в каких случаях лучше использовать дополнительные модули. Сегодня остановимся на бесплатных плагинах.

AdjustColor ( сайт ). Позволяет подкорректировать цвет на визуализированном изображении после просчета. Плагин дает возможность управлять яркостью, контрастностью и цветовой гаммой каждого цветового канала: красного, синего и зеленого. Кроме того, можно изменить общую насыщенность цветов изображения.

AF Optimize ( сайт ). Дополнительный модуль для оптимизации моделей с сохранением UVW-проецирования.

ColladaMax ( сайт ). Дополнительный модуль, который добавляет в 3ds Max возможности импорта и экспорта в формат COLLADA. COLLADA — это открытый формат на основе XML, созданный для обмена данными между различными 3D-приложениями. Изначально COLLADA разрабатывался для использования разработчиками игр, однако ныне этот перспективный формат применяется во всех областях работы с 3D-графикой. Его поддерживают Maya, SOFTIMAGE|XSI, 3ds Max, Google Earth и другие программы. Возможности ColladaMax включают экспорт все основных компонентов трехмерных сцен, в том числе анимацию.

ColorEdge ( сайт ). Процедурная карта, которая изменяет цвет объекта вдоль видимых ребер на его поверхностях и дает возможность добавлять градиенты цвета и шумовые эффекты. ColorEdge можно использовать, в частности, в качестве карты прозрачности для сглаживания переходов от одного объекта к другому.

Cornell Box ( сайт ). Дополнительный модуль, предназначенный для создания известной сцены "Cornell Box", которая используется для тестирования визуализации, где используется глобальная освещенность.

DeFocus ( сайт ). Как можно догадаться по названию, этот дополнительный модуль предназначен для имитации эффекта глубины резкости (Depth of Field). Он дает возможность управлять степенью размытости, а также яркостью световых бликов.

Distance Fade ( сайт ). Альтернатива стандартному эффекту Fog. Решает проблемы, которые часто возникают при отображении прозрачных и полупрозрачных объектов. DistanceFade накладывает поверх изображения сцены цветовой градиент, распределенный в соответствии с данными из Z-буфера.

EdgyBend ( сайт ). Альтернатива стандартному модификатору Bend (Изгиб). Основное отличие — возможность изгиба с изломами.

FBX 2006.11 ( сайт ). Дополнительный модуль, предназначенный для импорта, экспорта и конвертирования файлов формата .fbx. FBX — это универсальный формат, который был разработан компанией Alias. Он позволяет работать с любым 3D-содержимым в вашей любимой программе независимо от того, в каком приложении и на какой операционной системе был создан. FBX поддерживает все компоненты трехмерных сцен, а также 2D-, аудио- и видеокомпоненты. Среди программ и производителей, поддерживающих FBX, — Apple QuickTime, Di-O-Matic, Eovia, Maxon, NaturalMotion, NewTek, Okino, Softimage, Strata и, конечно, Autodesk.

FrameInfo ( сайт ). Дополнительный модуль работает как эффект постобработки и добавляет на
визуализированное изображение информацию о времени, затраченном на рендеринг, текущем времени и т.д. Удобство плагина в том, что вы можете сохранять выбранные настройки в виде файла .ini и загружать их для дальнейшего использования в других сценах.

Frost ( сайт ). Это дополнительный эффект постобработки, который придает изображению такой вид, как будто оно было помещено за стекло, покрытое изморозью.

Greeble ( сайт ). Дополнительный модификатор, который позволяет превращать объекты в модели, состоящие из большого количества элементов, напоминающих детский конструктор.

MegaBevel ( сайт ). Модификатор, позволяющий делать асимметричное выдавливание выделенных полигонов на объекте.

Milky Way ( сайт ). Создает небо, усеянное звездами. Плагин позволяет строить Млечный путь и работает с эффектом смазанного движения.

Object ID ( сайт ). Дополнительный модуль для анимации параметра Object Channel ID (Идентификатор канала объекта).

Optimize Spline ( сайт ). Дополнительный модуль предназначен для оптимизации сплайнов — в частности, для импортированных из файлов DXF и DWG. Optimize Spline удаляет лишние точки, одновременно следя за тем, чтобы сплайн выглядел так же, как до оптимизации.

Replace ID ( сайт ). Позволяет анимировать такие параметры, как Object Channel ID (Идентификатор канала объекта) и Material Effect ID (Идентификатор эффекта материала) после визуализации.

Scene Manager ( сайт ). Дополнительный модуль предназначен для управления объектами сцены. С его помощью можно быстро находить объекты (каждому типу соответствует своя иконка), прятать и замораживать их, определять иерархию, производить поиск по таким критериям, как количество полигонов, размер, цвет, название, порядок создания. Кроме этого, дополнительный модуль может отображать только анимированные объекты или объекты заданного типа.

Sierpinski Pyramid ( сайт ). Добавляет в программу новый тип объекта — Sierpinski Pyramid. По внешнему виду это трехмерная интерпретация фрактала, полученная в результате многократного удаления частей в виде пирамиды или тетраэдра из поверхности.

SimbiontMAX ( сайт ). Дополнительный модуль представляет собой библиотеку текстур, шейдеров и материалов, созданных на основе эксклюзивного алгоритма DarkTree. Благодаря своим большим функциональным возможностям плагин приобрел большую популярность среди 3D-дизайнеров. С его установкой отпадает необходимость использования многих дополнительных текстурных карт. Еще одно достоинство Simbiont Max — совместимость практически с любыми внешними визуализаторами.

SimCloth 3 ( сайт Этот дополнительный модуль предназначен для симуляции поведения ткани, о чем красноречиво говорит его название, которое расшифровывается как Simulation Cloth. Несмотря на то, что плагин является некоммерческим, он имеет гирокие возможности и успешно используется многими 3D-аниматорами.

Snake ( сайт ). Дополнительный объект категории Shapes (Формы), который дает возможность создать сплайн в виде змеи.

Spiral ( сайт ). Добавляет в программу дополнительный объект, напоминающий стандартный Helix (Спираль). Однако, в отличие от последнего, он подчиняется закону логарифмической спирали или закону золотого сечения.

Surface Blur ( сайт Размывает выбранные объекты в сцене.

Throughout ( сайт ). Вспомогательный эффект, модифицирующий каналы Object ID и Material ID таким образом, чтобы стало возможно последующее применение фильтров постобработки Lens Effects Glow (Эффекты линзы: свечение) и Lens Effects Highlight (Эффекты линзы: подсветка) и др. к объектам, которые закрыты другими объектами в сцене.

Trail ( сайт ). Помогает создать в пространстве след от двигателей космического корабля, от выстрелов и пр. Плагин хорош тем, что позволяет добиться нужного следа без использования лишних объектов. Эффект применяется к готовому изображению после визуализации, что значительно быстрее, чем если бы он был создан непосредственно в сцене.

Все плагины, о которых рассказано в статье, можно бесплатно скачать по адресу: сайт

Продолжение следует.

Сергей и Марина Бондаренко, blackmore_s_night@yahoo.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2007 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета