"Звуковое разрушение" от Audio Damage

Недавно или где-то прочитал, или услышал по телевизору… ну, в общем, опять кто-то важный собирался насчет будущего аудиоиндустрии. Был озвучен прогноз того, что звукозаписывающие компании начнут закрываться, потому как производство музыкальных продуктов удешевляется и т.п. Так вот, что хочется отметить… Никакое производство музыкальных продуктов не удешевляется.

И если такой момент наступит, то очень не скоро. Соглашусь, что дешевых музыкальных продуктов сейчас очень много, но по ним сразу и слышно, что они дешевые. Просто технологии стали доступны большему, чем раньше, количеству людей, практически каждый может установить себе дома компьютер, инсталлировать программы и делать музыку, впрочем, как и снимать кино, и рисовать 3D-анимацию:). Только вот нет нигде повального удешевления производства, есть автоматизация и рост требований к качеству конечной продукции.

Создание профессиональных продуктов зависит от очень многих факторов — уровня специалистов, знания технологий и владения ими, степени профессиональности и современности этих технологий, творческого материала, инструментов производства, которыми пользуешься. Все находится в единой связке. Разговор достаточно длинный, поэтому, давайте, сегодня разберемся с последним пунктом, а именно с инструментами производства, причем с учетом точки зрения всех остальных перечисленных пунктов. Как отличить зерна от плевел? Конкретный пример в студию!

Audio Damage. Intro

Имя небольшой американской компании Audio Damage (www.audiodamage.com) всплыло совсем недавно, примерно в начале 2004-го года. В принципе, эта фирма ничем тогда не отличалась среди других пытавшихся наладить производство плагинов. То есть, на самом деле, тогда таких было достаточно много. Но чем выделилась именно эта компания, почему она осталась наплаву?

На самом деле все просто. Audio Damage выпускает свои плагины сразу для нескольких платформ и стандартов по достаточно низким ценам (от 30 до 70 баксов). То есть, VST (PC, Mac), AU, RTAS (Mac). Это дает им явное преимущество, особенно на Mac-платформе, которая только-только начала переходить на чисто программные плагины, и эти плагины там стоят больших денег. Вдобавок к этому разработчики из Audio Damage делают очень яркие графические интерфейсы, стилизуя их под старые аналоговые и цифровые устройства, эта тема до сих пор модна. И плюс кричащие названия и уникальные описания по типу "достоверная эмуляция…".

В пресс-релизах говорится, что компания взяла за цель выпускать продукты, которые будут отличаться от других подобных. Заявление достаточно смелое и больше похоже на слоган корпорации, причем, тот же подход мы видим и во многих других моментах, перечисленных выше. А так ли все это? В принципе, я решил докопаться до истины, зашел на сайт, скачал все демо, как программные, так и аудио-примеры. В результате делюсь впечатлениями. В общем, производим качественную оценку инструментов производства на конкретном примере. Для начала описания.

Replicant

Этот плагин выйдет в 2007-м году, хотя на сегодняшний момент вы уже можете послушать звуковые фрагменты-результаты его работы в виде демо. В данном случае речь идет о создании современных ударных партий на базе ритмических фраз (loop'ов). Плагин Replicant предназначен для того, чтобы оживить и разнообразить ритмическую и эффект-палитру. То есть, как только вы запускаете программу, ритм становится сбитым, звуки начинают летать, переворачиваться и так далее. Как любит молодежь:) Э-эх. Хотя я и сам так очень люблю. Но раньше, чтобы достигнуть подобных результатов требовалось очень много времени для того, чтобы сидеть и корпеть над каждым фрагментом. А тут видно, что не без подачи музыкантов, которые работают с Audio Damage, появилась идея, сейчас скажу эту фразу… автоматизировать внесение разнообразия в ритмическую палитру. Вот как. Что же мы имеем в наличии:

. Темпо-зависимый дилэй с разбиением вплоть до 1/128-й.
. Шесть независимых друг от друга вариантов управления рандомизацией (случайным подбором значений параметров), плюс одна ручка управления общей рандомизацией.
. Если вам понравился тот или иной вариант, его можно зафиксировать кнопкой "Hold".
. Резонансные НЧ и ВЧ-фильтры, которые могут менять свои настройки в процессе времени. Прослушав звуковое демо, вы поймете, о чем идет речь. . То же самое касается панорамного положения.
. Управление по MIDI.

Звучит не плохо, хотя я бы туда все-таки добавил темп-гейт. Все почему-то забыли об этом эффекте, но в современной музыке его можно услышать достаточно часто. А вот интересно, в чем его делают? На самом деле у Audio Damage есть темп-гейт, но реализован он в другом плагине. Replicant выйдет в версиях VST и AU.

Reverence

Слово "reverence"… Не сложно догадаться, что речь идет о "почтении", или говоря по-русски о реверансах. В данном случае компания сделала реверанс в сторону старой цифро-аналоговой техники прошлого, а именно, ревербераторам. Интерфейс простой и действительно очень напоминает технику прошлого. При прослушивании становится очевидно, что речь идет не об эмуляции реверберации реального акустического пространства, что было очень модно в последние годы, а именно, о "технической реверберации", которая имеет свою краску и вполне может быть применима для обработки вокала, синтезаторов, гитары. В общем, на любителя. Просто, например, я привык несколько к другому звучанию эффекта и данный вариант мне кажется плоским и несколько грузящим, хотя, не спорю, что он может кому-то понравиться. Все ведь зависит от замыслов. В принципе, и загрузка CPU данным плагином производится небольшая.

Discord V2

Плагин, совмещающий в себе питч-шифтер и дилэй. Вернее, два поканальных питч-шифтера и дилэя. Что это дает в итоге… Допустим, есть исходный звук, вы можете добавить к нему же и от него же сформированные линии задержки с высотной разницей на заданный интервал. Причем для каждого из каналов предусмотрены свои настройки. Это очень интересно будет слушаться, если вы решите разнообразить стаккато-клавиши и т.п. Как вариант, можно создать эффект хоруса, правда, слушается как все реализации эффекта хоруса с применением питч-шифтеров.

914 Fixed Filter Bank

Судя по описанию, в данном случае речь идет об эмуляции, а именно модуля 914 для синтезаторов Moog Modular. Но… фильтры НЧ и ВЧ плюс 12 полосовых фильтров с фиксированными значениями центральных частот, а по существу это… практически графический эквалайзер, только с крутящимися ручками, а не ползунками:) Напомню, что графический эквалайзер получил свое название именно из-за слайдеров-ползунков, поскольку их положение отображало не что иное как график АЧХ устройства. Ну а вот здесь:) сделали с крутящимися ручками. Что-то никакого впечатления у меня не осталось:). И, по-моему, никакой эмуляции там нет. Есть просто графический эквалайзер, хотя интерфейс красив.

BigSeq

BigSeq — это не что иное как темп-гейт с блоком фильтров. На вход подаешь просто одну длительно звучащую ноту, сыгранную… лучше всего, если это будет эмуляция аналогового синтезатора, а на выходе получаешь ритмическую "нарезку" за счет действия темп-гейта, причем звук начинает вращаться за счет постоянно изменяющихся настроек фильтров. Таким образом, можно быстро создавать современные электронные бас-партии и т.п.

Phase Two

Разработчиками заявлено, что это реинкарнация знаменитого Mutron Bi-Phase. В конструкции программы предусмотрено наличие двух достаточно серьезных фазеров, которые ко всему прочему могут взаимодействовать между собой различным образом. Звук хороший… как у фазеров:)

DubStation

Дилэй, обыкновенный дилэй…

Ronin

Пожалуй, это самый нашумевший плагин от Audio Damage, и, скорее всего, по той причине, что он рекламировался не просто как эффект-процессор, а как мультиэффект-процессор. Два дилэя, два LFO, два мульти-фильтра и два эмулятора "насыщения" ламповым звуком. Все может взаимодействовать между собой различными способами (предусмотрена специальная матрица подключений), вариантов результатов — масса.

Deverb

Как я понял, название можно расшифровать как Dark reverb, то есть мрачную реверберацию. Не знаю, как насчет уникальных алгоритмов, по-моему, любой профессиональный ревербератор можно настроить как угодно, чуть что "подмогнуть" эквалайзером, но ведь профессиональные плагины и стоят будь здоров, а тут 39 "зеленых". Ну, в общем да, эффект мрачности достигнут.

Ratrack Reverb

Еще один ревербератор, стилизованный под "классический аналоговый".

А теперь… выводы

Итак, что хочется сказать по всему этому поводу. Плагины от Audio Damage не несут в себе чего-то существенно нового и креативного. Все, что в них производится можно сделать и без них:), даже вручную, если под рукой есть дилэй, фильтры, фазер, эквалайзер и ревербератор. Мало того, они содержат в себе достаточно устаревшие технологии, что слышно не только по их реализациям той же реверберации (программные ревербераторы так звучали и восемь лет назад). Красивые графические интерфейсы, низкие цены, описания о том, что эмуляции практически соответствуют, и при этом среди достоинств указана низкая загрузка CPU (то есть тут явно не физическое моделирование и не функции математической свертки). В тех же описаниях ничего не сказано о задержках при обработке алгоритмами, разрядности внутренней обработки и т.п., технических характеристик нет…

По технологическому уровню это, скорее всего, примерно 1998-2000 годы. То есть, продукты от Audio Damage не подходят для современного производства дорогих профессиональных музыкальных продуктов. С точки зрения творчества, в данных программах реализованы те функции, которые уже давно пройдены музыкантами и аранжировщиками, и практически реализованы во множестве композиций начиная года эдак с 90-го, а может и намного раньше. Теперь о самом современном производстве несколько слов… Ведь неспроста сегодня получили распространение: сверточная реверберация, физическое моделирование инструментов, устройств и процессов обработки (реальное физическое моделирование, а не рекламно-проспектное), морфинг, гранулированный синтез, фрактальный синтез. Огромное внимание уделяется созданию новых тембров, различным вариантам многополосной динамической обработки, алгоритмам мастеринга. Даже дилэй сейчас в основном используется спектральный, не говоря уже о программной реверберации. Все это стоит денег и требует больших аппаратных ресурсов от компьютера, а на выходе получаются современно звучащие качественные продукты.

То есть зерна от плевел нужно отделять... хотя сейчас они могут быть очень похожими.

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета