Обзор цифровой фотокамеры Nikon COOLPIX P3. Линейка Performance

Мы продолжаем знакомство с современной серией компактных фотокамер COOLPIX компании Nikon. Следующая на очереди линейка Performance. В отличие от представителей модельного ряда Life, в которых на откуп цене и простоте в использовании были отданы функциональность и в определенной степени качество снимков, при проектировании фотокамер ряда Performance, напротив, во главу угла ставилось именно качество. И в данном случае речь идет не только о качестве связки объектив-матрица. Для получения выдающихся снимков камера оснащена рядом средств, которых нет и попросту не может быть в недорогих аппаратах. Но обо всем по порядку.

Технические характеристики


Возвращаясь к названию линейки, отметим, что само английское слово "performance" с помощью словаря общей лексики можно перевести как "работа, выполнение" или — с помощью технического — как "производительность". Камеры Performance являются наиболее продвинутыми и функционально насыщенными представителями серии COOLPIX. Взглянем на их технические характеристики.


Модель фотокамерыNikon COOLPIX PЗ
Разрешение матрицы, млн пикселей8.1
Тип матрицы1/1.8-дюймовый (7.18x5.32 мм) CCD-сенсор
Объектив3.5x Zoom-Nikkor f=7.5-26.3 мм (35-135 мм в эквиваленте для 35 мм пленки); f/2.7 (широкоуг.) — f/5.3 (телефото); 7 элементов в 6 группах; система подавления вибраций (VR) с подвижной линзой
Фокусировка 11-зонная автоматическая TTL-фокусировка по методу определения контраста; ручной выбор одной из 99 зон автофокусировки; вспомогательная лампа подсветки
Дистанции фокусировки (заявленные)30 см — бесконечность (широкоуг.); макрорежим: 4 см — бесконечность
ЭкспозамерTTL; матричный (256 сегментов), центральновзвешенный, точечный, точечный по зоне АФ
Управление экспозициейавтоматическое, приоритет диафрагмы, 16 сюжетных режимов
Экспокоррекция+/-2 EV с шагом 1/3 ступени диафрагмы
Эквивалентная чувствительность матрицы, ISO50, 100, 200, 400 + Авто (автоматическое увеличение с 50 до 200)
Затворкомбинированный, электронно-механический; доступные выдержки: 8-1/2000 с
Видоискательнет
Дисплей2.5-дюймовый цветной жидкокристаллический TFT с регулировкой яркости; 150.000 пикселей
Встроенная вспышкаесть
Баланс белогоавтоматический, 6 предустановленных настроек, ручной
Постобработка изображенияповышение или понижение насыщенности цветов, резкости, контрастности
Способы съемкипокадровая; серийная; десяти- и трехсекундная задержка срабатывания затвора
Интерфейс для связи передачи данныхUSB 2.0 HI-Speed (PTP); беспроводной интерфейс 802.11b/g
Хранение снимковкарта памяти Secure Digital (SD); встроенная память 23 Mb
Формат файловизображения: JPEG (Exif 2.2), 3 степени сжатия; видеоклипы: QuickTime (MOV)
Разрешение изображений3264х2448, 2592х1944, 2048х1536, 1024х768, 640х480 пикселей
Разрешение видеороликов640х480 30/15 кадров/сек., 320x240 30/15 кадров/сек., 160х120 15 кадров/сек.
Воспроизведениепросмотр отснятых изображений и видеороликов на дисплее с возможностью выкадровки, исправления эффекта "красных глаз" и улучшения контрастности (D-Lighting)
Аудио-/видеовыходыPAL/NTSC
Язык меню23 языка, присутствует русский
Питаниеодна аккумуляторная литий-ионная батарея Nikon EN-EL5; сетевой адаптер (продается отдельно)
Рабочие температуры0°-40°С
Габаритные размеры92х61х31 мм
Вес170 г (200 г с батареей и картой памяти)


В настоящий момент линейка представлена двумя моделями: P3 и P4. Единственное их отличие заключается в наличии у P3 встроенного Wi-Fi-адаптера. В остальном аппараты идентичны, и все, что в данном обзоре будет сказано о P3, можно смело применить и по отношению к P4. Вполне естественно, что названное отличие нашло свое отражение в цене: P3 стоит дороже P4. Поскольку сам по себе беспроводной адаптер — вещь довольно специфичная, не будем делать никаких выводов о его полезности. Большинство владельцев простых ПК посчитают его бесполезной "примочкой" и будут по-своему правы, а кто-то из владельцев ноутбуков, напротив, по достоинству оценит удобство и свободу технологии беспроводной передачи снимков. Оставим пока остальные характеристики — их мы рассмотрим позже — и попытаемся оценить внешний вид и эргономику камеры.

Дизайн и эргономика

Выглядит аппарат очень эффектно. Передняя панель цельнометаллическая с резкими формами, но плавными переходами, что в целом придает дизайну некоторую агрессивность. Задняя панель тоже металлическая. Из пластмассы изготовлены только покрытые напылением боковые вставки, крышка батарейного отсека и органы управления. Вообще дизайн и оформление аппарата продуманы "на отлично". Взяв в руки Nikon COOLPIX P3, буквально физически ощущаешь, что держишь серьезный аппарат, а не пластиковую мыльницу. Кстати, металл корпуса и серьезность начинки сделали камеры Performance заметно тяжелей, чем схожие по габаритам представители линейки Life. В нагрудном кармане рубашки носить такой аппарат некомфортно. И это при том, что в качестве источника питания P3 использует легкий литиевый аккумулятор. Кстати, отказ от применения стандартных AA-элементов является ощутимым недостатком COOLPIX P3. Конечно, при необходимости можно докупить дополнительный элемент, но заплатить за него придется столько же, сколько за пару-тройку комплектов никель-металл-гидридных аккумуляторов.

Однако у литиевой батареи есть и плюсы: значительно меньший вес и размеры. Батарейный отсек камеры совмещен со слотом для карты памяти SD. На сегодняшний день этот тип памяти является наиболее удобным и доступным. Крышка отсека закрывается плотно, без люфтов и зазоров. Немного нелепо на столь крепко сбитом и продуманном корпусе смотрится хлипкая резиновая заглушка для USB-порта, совмещенного с A/V-выходами. Рядом с разъемом расположена металлическая проушина для ремешка на запястье. В руке камера лежит удобно, но несколько ненадежно. Правда, это лишь впечатление человека, привычного к аппаратам с выступами под правую руку — таким, как Canon PowerShot S2 IS и А95. То же касается и рычажка трансфокатора. Кому-то двухпозиционная качающаяся кнопка на задней панели покажется удобной, а кто-то предпочитает рычажок вокруг кнопки спуска, как у упомянутых моделей Canon и ультразумов Nikon. В целом управление камерой вполне стандартно. Под большим пальцем оказываются кнопки вызова меню, переключения между режимами съемки и просмотра, удаления снимков и пятикнопочное перекрестье для навигации. В верхней правой части аппарата указательному пальцу достаются кнопки включения и спуска затвора, а в левой — включения режима подавления вибраций. В самом центре расположен дисковый селектор режимов съемки и настройки. Резьбовое отверстие для крепления камеры на штатив смещено в левую часть — не самое удачное решение. При таком расположении крепежа камера опрокидывает маленькие легкие карманные треноги и стабильна только на устойчивых и больших. На задней стенке расположен большой дисплей размером 2,5", ЖК-матрица которого состоит из 150.000 точек. Монитор довольно качественный, обладает хорошими углами обзора и не блекнет при ярком свете. Через меню аппарата можно регулировать яркость свечения ламп подсветки. Налюбовавшись на дизайн камеры, переходим к рассмотрению возможностей.

Управление и съемка

Фотосъемка цифровым аппаратом Nikon COOLPIX P3 может производиться в четырех режимах, переключение между которыми производится дисковым селектором. Первый — автоматический — предназначен для фотографирования в стиле "навел и снял" (point-and-shot). Данный режим предназначен для начинающих фотографов. Здесь все параметры подбираются камерой автоматически, и большинство настоек недоступны. Остались лишь опции выбора величины экспокоррекции (можно легко сделать фотографию "светлее" или "темнее"), приоритета дальности фокусировки, режима работы вспышки и функции VR (о ней ниже). Второй режим съемки — программный автоматический. Значения величины относительного отверстия (диафрагма) и выдержки по- прежнему подбираются автоматически. Все остальное богатство настроек доступно пользователю в полном объеме. Доступ к ним осуществляется нажатием кнопки MENU. Рассмотрим более подробно, чем же все-таки может управлять фотограф, и как это работает. Итак, баланс белого может настраиваться камерой автоматически по выбору пользователя одного из шести типовых условий освещения (прямое солнце, облачность, тень, лампы накаливания, лампы люминесцентные, вспышка) или определяться в ручном режиме по листу белой бумаги. При выборе типового источника света или при настройке цветовой коррекции вручную нареканий по цветовому балансу снимков, естественно, нет. В автоматическом режиме камера отлично справляется во всех условиях за исключением освещения лампами накаливания, придавая снимкам характерный для этого источника желтоватый оттенок. Доступен брекетинг: после выполнения снимка с автоматически замеренным балансом следом за ним в память записываются еще два с небольшой поправкой цветовой температуры в теплую и холодную сторону.

Автофокусировка может осуществляться в автоматическом режиме по 11-зонной рамке, по точке в центре или по одной из 99 зон, выбираемых пользователем. Система откровенно порадовала. Фокусировка осуществляется быстро, четко и безошибочно даже в условиях слабого освещения. При макросъемке наведению на резкость хорошо помогает встроенная лампа подсветки. К сожалению, несмотря на довольно высокий класс аппарата, возможности полностью ручной фокусировки не предусмотрено. Система может работать в двух режимах: разовом и непрерывном. В первом случае фокусировка осуществляется при нажатии кнопки спуска, во втором процесс непрерывен, что облегчает кадрирование и уменьшает время наведения резкости при съемке, но при этом камера потребляет больше энергии. Следящий режим незаменим при видеосъемке, благо двигатель системы достаточно тихий и выдает свою работу только в полной тишине. Замер величины экспозиции осуществляется камерой по 256 зонам по трем общеизвестным алгоритмам: матричному, центральновзвешенному и точечному (по точке в центре кадра или точке фокусировки). Есть функция автобрекетинга экспозиции: при нажатии кнопки спуска камера, помимо снимка с выбранной пользователем величиной экспокоррекции (от 0 до +/-2 EV), выполняет еще два — с величиной коррекции +/-0,5 EV. В целом экспозамер осуществляется камерой достаточно точно, и в большинстве случаев нет нужды в установке ручных поправок.

В случае же если у фотографа возникли сомнения, всегда можно воспользоваться автобрекетингом, а лучший снимок выбрать дома. Величина эквивалентной светочувствительности матрицы может быть выбрана камерой автоматически или вручную из четырех значений: ISO 50, 100, 200 и 400. При переходе с минимального значения на ISO 100 уровень шумов возрастает настолько незначительно, что невооруженным глазом отличий практически не видно. При ISO 200 артефакты уже различимы, а снимки, выполненные при ISO 400, годятся лишь для печати фотографий небольших форматов без выкадровки. Конечно, это проблема всех матриц небольших форматов, но высоких разрешений. Получить нормальные снимки при ISO 400 могут лишь владельцы зеркальных цифровых фотокамер с матрицами, размеры (и стоимость) которых в разы больше, чем у применяемых в компактных аппаратах. В некоторой степени данную проблему помогает решить встроенная в камеру функция шумопонижения NR (Noise Reduction). При активации функции снимки при ISO 400 выглядят уже почти как при ISO 200, но без нее, а выполненные с ISO 200 в плане шумов выглядят даже лучше, чем те, что сделаны при ISO 100, но без применения NR.

Другой очень мощный инструмент ухода от тепловых шумов в условиях слабой освещенности — встроенная в объектив COOLPIX P3 система VR (Vibration Reduction). Изначально технология разрабатывалась для оптики профессиональных зеркальных фотокамер, а теперь перекочевала и в любительские компакты. Принцип ее действия основан на наличии в оптической схеме объектива подвижной линзы корректирующей сотрясения камеры, возникающие вследствие естественного тремора мышц человека или при съемке с движущегося транспорта, тем самым уменьшая смазывание изображения на снимках. Тестирование показало, что VR действительно позволяет увеличить экспозицию на 2-3 ступени диафрагмы без потери резкости. То есть вместо того, чтобы использовать высокие значения чувствительности матрицы, фотограф может включить VR, оставив чувствительность минимальной. Не стоит путать технологию с теми, что применяют некоторые производители (например Kodak) в дешевых массовых компактах. Эти изделия пытаются устранить смаз на снимках программными средствами, что заведомо неэффективно и практически бесполезно. Безусловно, оптические стабилизаторы изображения работают не в пример лучше.

Помимо обычного одиночного режима, доступен еще ряд других способов съемки: серийная, мультикадр 16, сверхскоростная и интервальная. Довольно полезной может оказаться возможность съемки серии со скоростью примерно 1,8 кадра в секунду. В режиме мультикадр 16 выполняется серия из 16 снимков со скоростью 1,7 кадр/с, а после все они "укладываются" на одно 8-мегапиксельное изображение. Сверхскоростная съемка может осуществляться только с разрешением 640х480, но зато со скоростью 30 кадр/с. По сути, это уже режим видеокамеры, только данные записываются не потоком, а отдельными снимками в формате JPEG. В режиме интервальной съемки камера автоматически выполняет бесконечную серию фотографий с интервалом 30 секунд, 1, 5, 10 или 30 минут. Данная возможность может пригодиться, например, для периодического фотографирования звездного неба на протяжении всей ночи. Определенный интерес для начинающих фотографов представляют и заложенные в камере функции постобработки изображения перед его записью в память. Доступны такие функции, как увеличение или уменьшение насыщенности цветов, резкости и контрастности. Конечно, то же самое можно сделать с помощью соответствующего программного обеспечения, но, учитывая, что большинство любителей не занимаются обработкой полученных снимков на компьютере, заложенные в камеру возможности могут оказаться довольно полезными. Помимо этого, в режиме просмотра доступен еще и ряд операций над уже готовыми кадрами. Доступна вырезка части снимка (выкадровка), функция улучшения контрастности изображения (D- Lighting), а также исправление эффекта красных глаз. Все эти функции доступны в программном режиме. Помимо него, есть еще режим приоритета диафрагмы. От предыдущего он отличается лишь возможностью выбора величины относительного отверстия вручную. Изменение длины выдержки недоступно, но все же ее можно подправить, установив экспокоррекцию. При изменении диафрагмы и установке коррекции на дисплее аппарата отображается гистограмма, изменяющаяся в реальном времени, что облегчает поиск оптимальных параметров.

Последний режим фотосъемки, обозначенный на селекторе как SCENE, представляет собой набор из 16 типовых съемочных сюжетов и задач, переключение между которыми осуществляется через меню. При выборе одной из них настройки конфигурируются наиболее подходящим для выбранной задачи образом. Скоростные характеристики камеры полностью соответствуют современному уровню развития цифровой фототехники, то есть на высоте. На включение аппарата уходит около двух секунд, а на выполнение снимка меньше секунды. Очень быстро и почти бесшумно работает механизм трансфокатора. Фотографии сохраняются на карту памяти или во внутреннюю память аппарата только в формате JPEG. Доступны три степени сжатия: Basic (1/4 исходного файла), Normal (1/8) и Fine (1/16), при использовании которых объем файлов изображения составляет 2,3, 1,7 и 0,9 Мb соответственно. Разница в качестве снимков, сжатых в четыре и в восемь раз, заметна слабо. Если пользователь не планирует в дальнейшем обрабатывать фотографии на компьютере, то можно спокойно использовать степень сжатия Normal и умещать на одной карточке памяти на 25% файлов больше. Уровень энергопотребления Nikon COOLPIX P3 крайне невелик. Одного заряда литий-ионного аккумулятора емкостью 1100 мА*ч хватило для выполнения 184 снимков (треть из которых была выполнена со вспышкой), изучения меню, просмотра и обработки некоторых из отснятых материалов.

Выводы

Что ж, остается лишь отметить, что Nikon в очередной раз удалось создать сильную по всем параметрам фотокамеру, идущую в ногу со временем. В своем классе она значительно выделяется из ряда конкурентов хотя бы благодаря наличию системы оптической стабилизации изображения. Также довольно интересной возможностью является наличие встроенного Wi-Fi-адаптера. Кроме того, перечисляя плюсы, можно отметить качественный 3,5- кратный зум-объектив Nikkor, прочный и компактный металлический корпус, хорошие скоростные характеристики, отличный видеорежим со следящим автофокусом. В минусы можно зачислить недостаточность ручных настроек. Все же в камере такого класса хотелось бы видеть режимы приоритета выдержки и полностью ручной.

Александр Гуриненко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2006 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета