Глобус с точки зрения IT-индустрии

Среди всех сфер промышленного производства полупроводниковая индустрия является сегодня одной из самых устойчивых и быстрорастущих. Именно к таким выводам пришла Промышленная ассоциация по полупроводникам (SIA), представившая на минувшей неделе годовой прогноз производства и планируемых продаж полупроводниковых продуктов. Телекоммуникационный, интернет-бизнес и разработка ПО также являются весьма успешными секторами IT-индустрии, но до полупроводниковой промышленности им далеко. Впрочем, обо всем по порядку.

Полупроводники


Полупроводниковая промышленность в ближайшие несколько лет будет делать только три вещи: развиваться, развиваться и развиваться. Прибыльность этого бизнеса гарантирована сегодняшними темпами развития компьютерной индустрии, особенно в области мобильных устройств. Цифры говорят сами за себя: в 2006 году производство полупроводников увеличилось на более чем 9% по сравнению с 2005 годом, а сумма продаж составила около $248,8 млрд. Темп роста продаж примерно на 10% ожидается и в 2007 году с суммой примерно в $273,8 млрд. А в 2008 году производители планируют увеличить масштабы выпуска полупроводников на 10,8% и продать товаров на $303,4 млрд. Экономические колебания приведут к спаду "кремниевого рынка" только в 2009 году, когда рост составит лишь 5,8% с суммой в $321 млрд.

Тотальная востребованность полупроводников в современной цивилизации умножается на их достаточно высокую стоимость. Для примера: в современном мобильном телефоне полупроводников содержится в среднем на сумму $41; при этом в 2006 году спрос на мобильники вырос более чем на 20% с результатом продаж более 1 млрд аппаратов. А ведь не отстают и другие электронные товары. К примеру, рост продаж цифровых камер составит около 11%, медиаплейеров — 35%, цифрового телевидения — 56%, персональных компьютеров — 10% и т.д. Интересно, что единственным товаром, при изготовлении которого используются полупроводники, ожидающим постепенный спад производства, являются микропроцессоры. Жесткая борьба между двумя конкурентами — AMD и Intel — должна привести к более чем 5% спаду до конца 2006 года и дальнейшему снижению в течение следующих лет примерно на 4,5%.

Apple

Компания Apple Computer готовится поставить рекорд: стоимость ее акций приблизилась к рекордному показателю за все 30 лет существования компании. Сейчас за одну акцию уже дают $88,60. Правда, это доверие со стороны инвесторов, так сказать, "выдано авансом" — аналитики уверены, что в текущем праздничном квартале Apple сможет показать рекордные результаты продаж. По прогнозам, до конца года Apple продаст 14-15 млн плейеров iPod, однако при этом не учитываются продажи нового iPod shuffle 2G, который поступил в розничную продажу только 3 ноября. Другой причиной роста стоимости акций Apple наверняка стали известия о том, что долгожданный сотовый телефон, за которым закрепилось устойчивое название iPhone, близок к началу производства. От Apple iPhone ждут столь многого, что его удача наверняка сделает Apple практически "непотопляемой". Зато провал проекта (как это сейчас происходит с Sony PlayStation 3) ощутимо отбросит Apple к состоянию, в котором компания пребывала в невеселые для нее 90-е годы. А вот другая интересная новость, связанная с Apple. Вполне вероятно, что скоро ряд моделей портативных компьютеров Apple будет выпускаться на основе процессоров AMD. Интересно, что новость поступила от тайваньских производителей пассивных электронных компонентов. По их информации, сейчас наблюдается резкий рост заказов на поставки многослойных керамических конденсаторов емкостью в 22 µФ, которые предположительно будут использоваться в новых ноутбуках Apple на чипах AMD.

Вообще впервые о возможном сотрудничестве AMD и Apple заговорили в сентябре нынешнего года: тогда исполнительный директор AMD Эктор Руис заявил, что две компании рано или поздно начнут заниматься бизнесом вместе. К тому же, AMD в этом году поглотила канадскую компанию ATI, графические контроллеры которой применяются в компьютерах Apple. А недавно процессоры AMD начала применять корпорация Dell, долгое время выпускавшая серверы и персональные компьютеры исключительно на основе чипов производства Intel.

Hewlett-Packard

Чистая прибыль производителя компьютерной техники Hewlett-Packard в четвертом квартале 2006 финансового года выросла по сравнению с прошлогодней в 4,1 раза — до $1,7 млрд. Выручка в четвертом квартале увеличилась на 7% — до $24,6 млрд. В руководстве компании эти успехи связывают с реструктуризацией и освоением новых рынков. Однако стараются лишний раз не напоминать, что план этой самой реструктуризации предусматривает сокращение 15 тыс. рабочих мест, что составляет около 10% всего персонала. Сокращения позволят компании экономить $1,9 млрд в год. В минувшем квартале, выполняя план, компания сократила 4,2 тыс. рабочих мест. Слово "реструктуризация", конечно, звучит красиво, но эксперты указывают на кое-что еще. А именно: HP была вынуждена пойти на сокращение штата из-за того, что снизила цены на свою продукцию. Но без этого снижения Hewlett- Packard однозначно проиграла бы в конкурентной борьбе с Dell. А благодаря снижению цен в минувшем квартале компании Hewlett-Packard удалось занять первую строчку в списке ведущих производителей компьютерной техники в мире — впервые с конца 2003 года. Теперь ее доля на мировом рынке составляет около 16-17%: компания продала 9,6 млн компьютеров. При этом Dell увеличила показатели продаж на 4%, реализовав 9,5 млн компьютеров, и находится на втором месте. На третьем месте Lenovo (7,8% рынка), на четвертом — Acer (6%), замыкает пятерку лидеров Toshiba (4,2%).

Интернет-реклама

Консалтинговые компании Internet Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers опубликовали очередное исследование мирового рынка интернет- рекламы. По их данным, в третьем квартале нынешнего года доходы от интернет-рекламы перевалили за отметку $4,2 млрд. Это на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — столь впечатляющих темпов роста не демонстрирует ни одна другая отрасль IT-индустрии. По сравнению со вторым кварталом ($4,1 млрд) рост составил 2%. При этом аналитики по-прежнему уверены, что мировой рынок по большому счету еще только начинает осваивать мощные возможности интерактивной рекламы. Маркетологи осознают, насколько онлайн-реклама хорошо достигает целевой аудитории, и видят возможность измерения ее эффективности так, как ни на одном другом носителе. В результате рынок интерактивной рекламы растет уже восьмой квартал подряд, и при таких темпах увеличения доходов этот год станет годом крупнейшего роста. Нынешняя ситуация стала следствием того, что потребители все больше времени уделяют интерактивным СМИ, и дополняется уникальной возможностью эффективного таргетинга (выбора целевой аудитории) и мониторинга рекламных кампаний. Для сравнения: объем российского рынка интернет-рекламы составил в первом полугодии этого года $45 млн, показав более чем двукратный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Возвращаясь к общемировым показателям, стоит вспомнить, что отметку в миллиард долларов рынок рекламы в Интернете преодолел еще во втором квартале 1999 года. Через год он удвоился, превысив $2 млрд, но с начала 2001 года (после краха концепции "новой экономики") начал падать, что и делал вплоть до третьего квартала 2002 года, снизившись до $1,4 млрд. И только в третьем квартале 2003 года отметка $2 млрд была пройдена снова. С тех пор спад, весьма незначительный, в пределах 100 млн, случался только один раз — в четвертом квартале 2004 года по сравнению с третьим кварталом того же года. Четвертый миллиард был преодолен год назад — в третьем квартале прошлого года, а спустя еще один квартал рынок составлял $3,5 млрд. Насколько выгодна сейчас работа на рынке онлайновой рекламы, отлично показывает пример интернет-компании Google. Неделю назад стоимость одной ее акции на бирже впервые превысила $500. И это при том, что еще в марте ценные бумаги Google продавались по $331,6 за штуку. К слову, Google впервые разместила свои акции на бирже лишь в 2004 году. Тогда цена размещения составила $85 за акцию, но уже в первый день торгов их стоимость повысилась почти до $100 за штуку. За полтора года цены на акции Google выросли примерно в 5 раз.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета