Покупка "Рамблера" как главная интрига Рунета

Осень нынешнего года ознаменовалась крупнейшей сделкой в истории российского Интернета. В конце октября холдинг "Проф-Медиа" (он принадлежит известному российскому олигарху Владимиру Потанину) приобрел контрольный пакет акций компании "Рамблер Медиа Лимитед" (благодаря этому приобретению "Проф-Медиа" станет крупнейшим медиахолдингом в Восточной Европе стоимостью более $1 млрд). Рыночная капитализация "Рамблера" до объявления сделки составляла около $440 млн, соответственно, стоимость проданных 54,8% составляет более $235 млн. В этом-то и заключена главная интрига: стоит ли ресурс Рунета, пусть и такой известный, как "Рамблер", четверти миллиарда долларов?

"Общие положения"


Крупнейшей российской интернет-компании "Рамблер Медиа Лимитед" принадлежат известнейшие развлекательные ресурсы Рунета и популярные онлайновые сервисы, в том числе оказывающие услуги по доставке контента. Холдинг включает одну из ведущих поисковых систем и один из четырех крупнейших русскоязычных порталов Rambler.ru, интернет-газету Lenta.ru, провайдера широкополосного доступа Rambler Telecom, рекламное агентство Index20, производителя мобильного контента Rambler Mobile и ряд других структур. Это в полной мере международная компания: акции зарегистрированной в Джерси "Рамблер Медиа Лимитед" обращаются на торговых площадках Лондонской фондовой биржи. Выручка группы компаний "Рамблер Медиа" за первые шесть месяцев 2006 года — $15,801 млн, чистый доход — $2,477 млн. Между тем, в 2005 году компания принесла 2,3 миллиона долларов убытка. Положительные изменения последнего года стали возможны благодаря росту числа пользователей Рунета, при этом аудитория пользователей Rambler увеличилась на 50% и составила 21 млн уникальных посетителей в месяц. Кроме того, весь минувший год Rambler наращивал свои ресурсы: еще в январе компания приобрела 51% акций компании Price Express, которая владеет сайтами price.ru, domoteka.ru и tyndex.ru. В июне Rambler Media объявила о покупке 51% социальной сети "Дамочка.ру" и 51% акций компании Bannerbank — владельца технологии интернет-рекламы. В ближайшее время Rambler намерен запустить игровой портал ramblas.ru. Как и прежде, основной источник доходов холдинга — интернет-реклама. По итогам первого полугодия 2006 года доходы компании от интернет-рекламы составили 78% общего оборота холдинга. Рост доходов в сегменте интернет-рекламы — около 130% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом около 70% рекламного дохода приносит медийная реклама, и лишь 30% — контекстная, или поисковая (включая контекстные баннеры).

Ирина Гофман — генеральный директор Rambler Media — формулирует стратегию компании следующим образом: "Наша цель — окончательно закрепить позицию "Рамблера" как основной точки входа в Рунет". При этом, фокусируясь на развитии интернет-бизнеса, компания определила пять основных направлений развития: поисковые сервисы, коммуникационные сервисы, информационные сервисы, развлекательные сервисы и электронная коммерция. В этом плане стратегия Rambler несколько отличается от стратегий его ключевых конкурентов из "большой четверки", куда также относят "Яндекс", mail.ru и "РосБизнесКонсалтинг". "Яндекс" в большей степени делает ставку на прямую продажу своих поисковых возможностей, главным образом развивая сервисы, связанные с поиском в Рунете какой-либо информации. РБК основной акцент делает на обслуживании своей бизнес-аудитории, постоянно расширяя число адресуемых ей медиаканалов. И только mail.ru действует схожим с Rambler образом, "окучивая" широкую неоднородную аудиторию рекламой на портале, разделяя ее затем по интересам и обеспечивая различными сервисами.

Картина рынка

Интернет сегодня является наиболее динамично развивающимся сегментом медиарынка: по прогнозам Zenith Optimedia, общий рост российского рекламного рынка по итогам 2007 года составит 28,8%, а интернет-сегмента — 65%. По мнению многих экспертов, впечатляющие результаты Rambler Media в первом полугодии 2006 года обусловлены именно бумом на российском рынке интернет-рекламы. Этот сегмент начал быстро развиваться, в первую очередь, благодаря тому, что прошел психологически важный барьер в 1% от всего российского рекламного рынка. До этого многим крупным рекламодателям было просто неинтересно тратить ресурсы на рекламные кампании с мизерными бюджетами. А сейчас, наконец, интернет-реклама "доросла" до их потребностей. Статистика отрасли подтверждает это мнение. По оценке Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), за второе полугодие 2006 года объем российского рынка интернет-рекламы составил $45 млн (около 1,5% всего рекламного рынка России), что на 80% больше аналогичного показателя 2005 года. Реклама в Интернете будет расти на 70% в год, затем темпы прироста несколько снизятся — до 52%. Пик этого роста придется на 2006-2008 годы. При этом к 2010 году доля сегмента интернет-рекламы увеличится до 5,2% от общего объема рынка рекламы в России и составит более полумиллиарда долларов.

По мнению участников рынка, этот сегмент мог бы расти и быстрее, если бы на рынке было представлено больше привлекательных рекламных площадок. Сегодня все больше крупных рекламодателей готовы вкладывать деньги в рекламу в Сети. Однако возможности ведущих рекламных площадок Рунета ограничены — они просто не могут "пропустить" больше определенного объема рекламных показов. То есть в российской индустрии интернет-рекламы сложилась парадоксальная ситуация, когда денег больше, чем могут "освоить" рекламодатели. Отчасти это связано с тем, что рынок контекстной рекламы все еще развивается недостаточно быстро. Что же касается "Рамблера", то, помимо интернет-рекламы, важными направлениями развития для него стали электронная коммерция и сервисы на базе сетевых сообществ.

Говоря о будущем

Новость о покупке "Рамблера" серьезно озадачила российскую интернет-общественность. Действительно, $235 млн было заплачено за половину акций интернет-компании, доход которой составляет лишь одну десятую этой суммы, компании, которая три предыдущих года стабильно несла большие убытки. Однако наблюдатели считают, что "Рамблер Медиа" может удвоить свою стоимость в течение года просто за счет построения внятной системы продаж своих рекламных ресурсов. Если новым владельцам "Рамблера" удастся связать между собой деятельность своих оффлайновых и онлайновых активов, то от этого выиграют все части холдинга. Аналитики рекламного рынка уверены, что в ближайшие год-полтора все ведущие игроки российского рынка интернет-рекламы смогут показать достаточно впечатляющие темпы роста. При этом основной объем доходов от рекламы на площадках, ориентирующихся на максимально широкую аудиторию, будет сосредоточен в руках четырех компаний: "Яндекс", Mail.ru, Rambler Media и Google, — в случае, если их усилия по захвату части российского рынка окажутся успешными. При этом, разумеется, уровень конкуренции на рынке серьезно возрастет. В то же время топ-менеджеры "Проф-Медиа" высоко оценивают потенциал роста российского интернет-бизнеса в целом и считают особенно перспективной именно компанию Rambler Media. Рафаэль Акопов — генеральный директор "Проф-Медиа" — так прокомментировал приобретение: "Для "Проф-Медиа" эта сделка — ключевой шаг на пути формирования крупнейшего диверсифицированного медиахолдинга, занимающего сильные позиции в сегменте new media. Пакет акций Rambler Media, которая сконцентрируется исключительно на онлайн-бизнесе, станет важнейшим элементом в стратегии развития "Проф- Медиа" в Интернете. Мы рассчитываем закрепить впечатляющие успехи компании и вывести ее на новый уровень развития (в том числе и через слияния и поглощения), поддерживая преемственность менеджмента и сложившиеся в компании высокие стандарты корпоративного управления".

Будем надеяться…

Наша справка:

Холдинг "Проф-Медиа" был создан в 1997 году и в настоящее время является одним из наиболее крупных и диверсифицированных российских медиахолдингов с оборотом свыше $240 млн (в 2005 году). "Проф-Медиа" — крупнейший частный инвестор в основных сегментах российского медиарынка. В области кино "Проф-Медиа" управляет российской национальной сетью мультиплексов под маркой "Синема Парк" и владеет контрольным пакетом акций компании "Централ Партнершип" — ведущего российского производителя и дистрибьютора теле- и кинопродукции. "Проф-Медиа" — один из ключевых игроков в радиосегменте — холдинг управляет несколькими FM-радиостанциями в Москве и Санкт-Петербурге включая популярную станцию "Авторадио". Телевизионный блок "Проф-Медиа" представлен телеканалом "2х2", который выйдет в эфир в апреле 2007 года. К концу 2006 года "Проф-Медиа" планирует завершить приобретение еще двух телекомпаний. В сегменте печатных СМИ "Проф-Медиа" владеет журнальным издательским домом "Афиша" и B2B- издателем "B2B Медиа", а также контрольным пакетом акций издательского дома "Комсомольская правда". В число наиболее значимых интернет-активов входят Afisha.ru (крупнейший развлекательный портал) и E-xecutive.ru (крупнейший коммьюнити-ресурс для профессиональных менеджеров), которые управляются соответственно ИД "Афиша" и "B2B Медиа".

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2006 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета