Спам для подсознания

Надо действовать тонко!
(с) молоток


То, что рекламисты используют самые различные скрытые приемы воздействия на человеческое сознание и подсознание, уже давно не является секретом. Знаменитый "25-й кадр" давно уже стал притчей во языцах. Однако до сих пор Интернет считался средой, свободной от подобного рода рекламных приемов. Но вот и в Сети появились первые спамерские письма, содержащие элементы воздействия на подсознание. Речь идет о роликах, в которые по принципу этого самого "25 кадра" встроено указание: "Buy!" ("Покупай!"). Хотелось бы, конечно, недоверчиво хмыкнуть, но уж больно источник авторитетный: разработчик антивирусных программ американская компания PandaLabs до сих пор в розыгрышах замечена не была.

Тревожный звонок


Все началось в середине сентября нынешнего года. Именно тогда в лабораторию PandaLabs поступило необычное рекламное письмо. На первый взгляд оно выглядело как обычное спамерское послание: на фоне нескольких статичных картинок одна за другой сменялись фотографии бытовых товаров. Однако при более детальном исследовании выяснилось, что внутри этих изображений скрывается надпись "Buy!", мелькающая с продолжительностью от 10 до 40 миллисекунд. По словам специалистов PandaLabs, проводивших "вскрытие", человек не способен осмысленно отследить ее, однако его подсознание отлично улавливает смысл надписи. А психологи, в свою очередь, считают, что наиболее сильно подобная реклама действует на детей. Ситуация выглядела настолько тревожной, что со специальным публичным заявлением выступил директор PandaLabs Луис Корронс. В частности, он сказал: "Мы впервые обнаруживаем спам, использующий методы воздействия на подсознание. Нам повезло, что авторы спама создали его на примитивном уровне — "поймать" его было легко. Но вызывает тревогу другое. Преступники все активнее берут на вооружение технологии скрытого воздействия. Грядет новая революция спама. Только представьте себе ущерб, который могут причинить такого вида сообщения, особенно в отношении детей".

Пессимистичное пророчество Корронса насчет "новой революции спама" начало сбываться уже в начале октября.

В ожидании лавины

Цифровые технологии позволяют с ювелирной тонкостью встраивать рекламные вставки в медиаконтент. Не секрет, что сейчас онлайновые видеосервисы пользуются просто фантастической популярностью. Так вот: на протяжении октября одно за другим поступали сообщения о том, что в ресурсах вроде YouTube, социальных и пиринговых сетях обнаруживались видеоролики со встроенной по принципу "25 кадра" рекламой. Тематика их была самой различной — от юмористических сюжетов до музыкальных видеоклипов. Как ни печально, но на самом деле такого рода "зараженных" видеороликов в Интернете может оказаться очень и очень много — ведь сколько-нибудь масштабных исследований скрытой рекламы в контенте видеосервисов до сих пор никто не проводил. Однако "25-й кадр" в онлайновых видеороликах — только одна грань проблемы. Существуют еще скрытые рекламные вставки в аудиофайлах. Там, конечно, используются другие технологии — например, манипулирование частотами. О том, как такое делается, может рассказать любой грамотный звукорежиссер. MP3-файлы с "неслышимыми" рекламными вставками давно "гуляют" по р2р-сетям, звучат в трансляциях онлайновых радиостанций. В данном случае Интернет оказался великолепным местом для применения "нехороших" аудиотехнологий. Ведь в обычный радиоэфир музыкальную композицию со скрытыми рекламными вставками не выпустишь — запрещено законом. А в Сети никто не запрещал…

Страшные сказки

Вопрос о том, существует ли вообще феномен "25-го кадра", и насколько сильно его воздействие, без особого результата дискутируется уже лет двадцать. Это как вопрос о космических пришельцах: одни верят, другие — нет; при этом обе стороны имеют множество аргументов. Например, заместитель директора НИИ психотехнологий РАЕН психолог Елена Русалкина в интервью изданию "РБК daily" поведала: "Информацию, въевшуюся в подсознание, человек воспринимает как свои собственные мысли. Он не может относиться к ней критично, не может фильтровать рекламные слоганы и призывы. Эффект такой, что при виде товара внутренний голос, которому мы очень доверяем, начинает назойливо повторять одну фразу: "надо купить". А далее все зависит от силы воли самого человека и его способности ограничивать собственные желания и стремления". По ее словам, технологии создания скрытых изображений начали разрабатываться очень давно, и в первую очередь в военных целях. Еще в 1970-х годах в лабораториях Московской медицинской академии им. Сеченова были разработаны варианты диспарантного (скрытого) ввода графической информации и проведены предварительные эксперименты с участием добровольцев. После перестройки эксперименты продолжились в НИИ психотехнологий. При этом, как утверждается, ввод замаскированного изображения в видеоматериал производился столь грамотно, что декодировать его без специального ключа было невозможно. Впоследствии, уже в наши дни, скрытая реклама по принципу "25-го кадра" регистрировалась специалистами НИИ психотехнологий в ряде рекламных блоков, проходящих по российскому телевидению. А теперь, дескать, очередь дошла и до Интернета. Елена Русалкина рассказала "РБК daily": "Первые рекламные видеоролики, встречающиеся в Сети или на телевидении, были построены на примитивном уровне. Но развитие технологий достигло того уровня, что знающие программисты теперь способны разрабатывать вирусы, поражающие не компьютер, а самого пользователя. Такая троянская программа после проникновения в компьютер незаметно инсталлируется на жесткий диск и время от времени встраивает в текущее изображение на мониторе неосознаваемые призывы рекламного или иного характера. Если подойти к вопросу комплексно, то при помощи скрытого неосознаваемого воздействия можно заставить, например, банковских служащих из конкурирующего вам банка преступить закон и начать воровать деньги со счетов, тем самым подрывая деятельность банка".

Мдя… Интересно, читатели КГ верят в такое? Тем более, что здравомыслящие психологи намного более скептически относятся к возможностям "25-го кадра". Вот что рассказал "РБК daily" ведущий научный сотрудник НИИ психологии РАН Александр Лебедев: "При серьезном изучении эффект "25-го кадра" оказался не таким уж значительным. Некое влияние кадр производит, но оно сравнимо разве что с подсказкой или напоминанием. Человек, конечно, лучше запоминает рекламируемый товар или ту информацию, что закладывается в его подсознание. Это как прилипчивая песенка, вертящаяся на языке. Ее запоминаешь, но ни о каком подавлении воли и зомбировании речи не идет. Однако если сравнивать все методы рекламы, то "25-й кадр" оказывается намного эффективнее. Но существует и ряд негативных моментов. Все эти методы сильно влияют на психику. Человека могут мучить кошмары. Некоторым добровольцам, прошедшим через эксперименты, снились монстры, приказывающие что-то покупать".

Пока многие, в том числе и законодатели, относятся ко всему вышесказанному с изрядной долей скепсиса. В законах "О рекламе" и "О средствах массовой информации", принятых в странах СНГ, скрытое воздействие либо не упоминается вообще, либо обозначается общими фразами. Для сравнения: в США существует 1800 (!) нормативных актов, регулирующих технологии скрытого воздействия на сознание.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2006 год в рубрике безопасность

©1997-2024 Компьютерная газета