Microsoft Virtual PC 2004. Простое решение сложных проблем

Итак, в прошлой статье (КГ №38) мы познакомились с многочисленными "полезностями" и выгодами, которые сможет нам принести свободно распространяемая виртуальная машина от корпорации Microsoft. Настало время применить все эти полезности на практике. Начнем мы с требований к установке виртуальной машины. Они будут всецело зависеть от возможностей вашей реальной машины, под которой будет "крутиться" виртуальная, и, конечно же, от операционной системы, которая будет установлена на виртуальную машину.

Касательно первого: Microsoft Virtual PC 2004 сможет запуститься на современном компьютере, на котором в качестве основной операционной системы установлена Windows 2000/XP Professional. К сожалению, а может, и к радости многих пользователей, на Windows 98 виртуальная машина просто не запустится. Что касается остального, то относительно железа виртуальная машина от Microsoft не особенно требовательна — в качестве центрального процессора Virtual PC использует часть системных ресурсов реального, эмуляция остального железа происходит также без проблем. Microsoft Virtual PC 2004 может быть установлена на машину класса Pentium III, однако в этом случае скорость работы будет желать лучшего. Минимальные системные требования следующие: процессор с тактовой частотой от 400 МГц, 20 Мб дискового пространства. Наилучшую производительность виртуальная машина покажет на ПК с конфигурацией класса Pentium IV. Касательно второго: при выборе установки той или иной ОС на виртуальную машину последняя предлагает пользователю задействовать определенную часть оперативной памяти, минимально необходимую для полноценной работы устанавливаемой ОС. И, следует заметить, что не стоит пренебрегать этими требованиями. Почему? Все просто! Согласитесь, что 128 Мб оперативной памяти для устанавливаемой Windows XP — это не просто мало — это катастрофически мало. Поэтому советую увеличивать объем предлагаемой оперативной памяти как минимум вдвое. В этом случае работа виртуальной машины вас не разочарует, а доставит массу удовольствия. Кстати, объем оперативной памяти достаточно существенно влияет на скорость работы виртуальной операционной системы. Поэтому не лишним будет отвести для нормальной работы той же Windows XP около 512 Мб оперативки.

Установка программы проста: в основной операционной системе необходимо запустить установщик Microsoft Virtual PC 2004 и следовать его прямым указаниям. В процессе установки инсталлятор сразу же предложит вам создать новую виртуальную машину. Соглашаемся и следуем инструкциям инсталлятора: указываем название будущей виртуальной машины, указываем тип предустанавливаемой ОС, выбираем необходимое количество оперативной памяти, создаем новый виртуальный жесткий диск и т.д. В общем, все стандартно и вполне закономерно — процесс "сборки" виртуальной машины чем-то напоминает создание реального компьютера. В итоге мы получаем вполне работоспособную виртуальную машину без установленной ОС с неформатированным жестким диском (кстати, тоже виртуальным). Виртуальная машина в Microsoft Virtual PC 2004 может быть установлена с помощью мастера установки новых машин. Для установки новой машины в консоли Virtual PC следует нажать клавишу New… Откроется мастер создания новых машин. Далее просто следуйте его указаниям. Удаление ставшей ненужной виртуальной машины можно осуществить двумя путями: клавишей Remove в той же консоли Virtual PC, а также простым удалением двух файлов виртуальной машины: файла конфигурации и файла жесткого диска. Оба по умолчанию помещаются в папку My Virtual Mashines, которая, в свою очередь, находится в директории "Мои документы". Первый — файл конфигурации — называется New Virtual Mashine и имеет расширение *.vmc, второй — файл виртуального жесткого диска — называется New Hard Disk и имеет расширение *.vhd. К одной виртуальной машине может быть подключено несколько жестких дисков (так же, как и к реальной) — это следует указать в настройках машины. Поскольку виртуальный жесткий диск имеет организацию простого файла, то, следовательно, с этим файлом можно обращаться так же, как и с любым другим: удалять, перемещать, копировать. Это и есть огромный плюс программы: при первых же проявлениях различных "недугов" виртуальной ОС пользователю достаточно просто заменить файл виртуального жесткого диска на аналогичный резервный файл. Такой резервный файл следует сохранить в каком-нибудь укромном местечке основной работающей ОС и обязательно запомнить его расположение. Создавать резервную копию жесткого диска виртуальной ОС следует, разумеется, после установки Windows и ее полной настройки. Таким образом, заменить "кривую" ОС на "нормальную" можно всего лишь путем замены текущего состояния жесткого диска на более раннее, вполне работоспособное. Весь процесс займет у пользователя не более пяти минут. Давайте поближе познакомимся с интерфейсом Virtual PC. После создания новой виртуальной машины Virtual PC 2004 встречает нас небольшим консольным окошком.

Из этого окна пользователь сможет вызвать мастер установки новой виртуальной машины, а также мастер создания нового виртуального диска. Также здесь отображается состояние всех виртуальных машин, установленных в программе, и их количество. Кликнув по клавише Settings, пользователь сможет попасть в окно основных настроек той или иной виртуальной машины.

Здесь собраны основные пункты настроек: название виртуальной машины, количество используемой оперативной памяти, информация о виртуальных жестких дисках, информация об оптических накопителях, флоппи-дисководах, параллельных портах, сетевых адаптерах, звуковых устройствах, дисплеях и т.д. Для работы с Virtual PC 2004 могут быть подключены как виртуальные диски, так и любые вполне реальные. Для расширения конфигурации виртуальной машины, а также для подключения внешних устройств имеется возможность задействовать параллельные порты реального компьютера. Также пользователь может изменить количество используемой оперативной памяти, установить или удалить один или несколько сетевых адаптеров (всего их может быть установлено четыре). В запущенном состоянии окно виртуальной машины напоминает обычное программное окошко Windows. Для того, чтобы попасть в окно, следует щелкнуть по нему курсором мыши. При этом немедленно произойдет захват курсора виртуальной машиной. Покинуть окно виртуальной машины можно нажав не клавиатуре правый Shift. Рассмотрим меню панели задач запущенной машины. В разделе Action содержатся следующие пункты меню: во весь экран, перезагрузка виртуальной машины (по Ctrl+Alt+Del), усыпление машины, принудительная перезагрузка (эмулируется нажатие кнопки reset на системном блоке), завершить работу, свойства (здесь указаны все основные рабочие характеристики созданной машины: поддержка процессором инструкций, количество оперативной памяти, количество памяти, задействованной видеокартой). К слову, для каждого пункта меню в программе имеется собственное сочетание горячих клавиш. Стоит запомнить его один раз — и вы сможете достаточно быстро овладеть работой Virtual PC. Здесь же, в панели задач, имеется пункт CD, в котором можно задействовать ресурсы реального оптического привода под нужды виртуальной машины. Также в программу можно подключить ISO-образ и работать с ним как с обычным компакт-диском. Здесь же пользователь сможет размонтировать ISO-образ или образ реального оптического диска. Раздел меню Floppy содержит подобные настройки. Раздел меню под названием Edit содержит довольно полезный пункт — Settings (Настройки). Таким образом, даже в работающей машине пользователь сможет изменить некоторые параметры, и последние вступят в силу немедленно без перезагрузки.

Итак, с интерфейсом Virtual PC мы бегло познакомились. И все бы хорошо, но дальше процедуры POST загрузка нашей виртуальной машины не пойдет. Поэтому далее нам в любом случае необходимо устанавливать на только что созданную виртуальную машину новую операционную систему. Рассмотрим вкратце особенности процесса установки на Virtual PC двух типов операционных систем: Windows 98 и Windows ХР. Начнем с последней. Процесс инсталляции Windows ХР на виртуальную машину практически ничем не отличается от процесса установки ОС на реальный ПК. Вставляем загрузочный компакт-диск в привод, помечаем в меню панели задач Virtual PC пункт Use physical Drive F:. Таким образом мы задействовали ресурсы реального CD- привода для виртуальной машины. Диск должен запуститься. Также запускаем установленную нами виртуальную машину. Начнется процесс инсталляции Windows ХР. В последующем загрузчик ОС обнаружит новое оборудование и предложит нам произвести установку операционной системы. Инсталлятор распознает виртуальный жесткий диск как реальный и предложит его отформатировать для дальнейшей установки ОС. Соглашаемся и форматируем виртуальный привод под FAT или NTFS (кому как больше нравится). Далее следуем инструкциям установщика и дожидаемся конца инсталляции новой операционной системы. Для переключения курсора мышки между окнами операционных систем служит клавиша Shift (правый). Установка на виртуальную машину Windows 98 сопряжена с некоторыми трудностями. Основная трудность заключается в том, что при установке этой ОС ее загрузчик отказывается "видеть" неформатированный виртуальный жесткий диск. Разрешить проблему поможет загрузочный диск Windows 98. Пользователю необходимо одолжить таковой у друга, скачать из Сети или создать самостоятельно под собственно Windows 98. В последнем случае достаточно вызвать центр справочной службы Windows 98 и задать вопрос типа "загрузочный диск". Далее следуйте инструкциям справочной службы и создавайте его. Итак, предположим, что аварийный загрузочный диск у вас в кармане. Вставляем его в флоппи-привод и запускаем загрузку виртуальной машины. По умолчанию загрузка пойдет с дискеты. В загрузившемся меню выбираем пункт Start computer without SD-ROM support и нажимаем Enter. Дожидаемся появления сообщения о "как будто бы поломанном или зараженном вирусами" виртуальном жестком диске. Ждем появления командной строки и набираем команду fdisk. Далее соглашаемся на поддержку жестких дисков большой емкости и выбираем пункт меню Создание раздела DOS. Далее делаем наш раздел "активным". Затем нам предложат проверить наш виртуальный винчестер на наличие ошибок. Соглашаемся — нам только того и надо. Далее перезагружаем виртуальную машину и опять попадаем в основное меню загрузочной дискеты. Только на этот раз выбираем загрузку с поддержкой CD-ROM ("Start computer with SD- ROM support"). Дожидаемся подгрузки CD-драйвера, ждем появления командной строки. Заметьте: на этот раз оповещения о "поломанном и испорченном винчестере" нет! Далее нам необходимо отформатировать наш новый раздел диска. Набираем следующую команду: format с:. Нас спросят, а нужно ли нам это. Отвечаем: так точно! Во время форматирования аккуратненько вставляем загрузочный компакт Windows 98 в оптический привод — он нам скоро пригодится. После появления приглашения командной строки следует сделать наш виртуальной жесткий диск загрузочным или системным (кому как больше нравится). Для этого пишем: sys с: и ждем копирования системных файлов на диск С:. Далее со спокойной совестью запускаем инсталлятор нашего загрузочного диска ОС (не забудьте предварительно задействовать ресурсы реального оптического привода под нужды виртуальной машины — см. выше). Для этого ищем на диске посредством ресурсов реальной машины местоположение файла Setup.exe, и, если он находится, к примеру, в корне установочного компакт-диска, пишем в командной строке: cd е:\setup (в случае, если наш СD-привод будет определяться как диск Е). В случае нахождения этого файла по другому адресу следует указать этот адрес в командной строке DOS. Дальше все просто: так же, как и при установке Windows ХР, следуем указаниям установщика и дожидаемся окончания установки ОС.

Итак, мы получили вполне работоспособную, но пока что ненастроенную ОС. Вне зависимости от того, какая это операционка, далее нам просто необходимо установить дополнение-сервис-пак к Microsoft Virtual PC 2004. Зачем? Все просто: только в этом случае у нас появится масса дополнительных полезных возможностей: создание локальной сети между виртуальной и реальной машинами, возможность входа в окно виртуальной машины, как в окно простого приложения — простым перемещением мыши, и т.д. К счастью пользователей Virtual PC, сервис-пак не нужно скачивать с официального сайта Microsoft — он уже "зашит" в установочный дистрибутив программы. Для его установки выбираем в свитке меню Action пункт Install or update Virtual Mashine Additions и ждем начала установки. По окончании установки сервис-пака перезапускаем Virtual PC. Далее загружаем ОС и замечаем первое изменение — теперь совершенно не нужно нажимать правый Shift для покидания окна виртуальной машины — все происходит так, как будто мы работаем со стандартным окном ОС. Также изменилось содержание пунктов настроек — теперь можно выбрать "расшаренную" папку при создании сети между виртуальной машиной и реальной, а также установить несколько сетевых адаптеров. Итак, что же мы имеем теперь? А имеем мы реальную и виртуальную машины с возможностью совместного использования некоторых ресурсов: оперативной памяти, центрального процессора, оптических приводов. Но работа с виртуальной машиной в нашем случае будет неполноценной без возможности создания виртуальной сети между двумя машинами, поскольку исключается возможность перемещения больших массивов данных между двумя операционными системами. Выход только один — создание локальной сети между реальной и виртуальной машинами. Этим мы сейчас и займемся.

Те, кто хотя бы раз создавал и настраивал реальную локальную сеть, знают, что для этого нужен сервер на основе какой-либо машины, нужны кабели, сетевые адаптеры, нужно задать кучу параметров, присвоить адреса машинам, протестировать на совместимость оборудования и т.д. В общем, работы много! Мы же настраиваем виртуальную сеть, поэтому практически ничего из вышеописанного нам не пригодится. И это к лучшему! Процесс настройки локальной сети между двумя машинами — реальной и виртуальной — на практике до безобразия прост. Поскольку на виртуальной машине имеется уже встроенный виртуальный сетевой адаптер, то организовать сеть будет очень просто. В нашем случае роль основного сервера на себя берет реальной компьютер и реальная ОС. Для создания локальной сети нам необходимо будет задать в пределах реального ПК так называемые "расшаренные" папки, т.е. такие, которые будут общими для виртуальной и реальной машины. Так, к примеру, поместив любой медиафайл в "расшаренную" папку, вы сможете в реальном времени читать его как на реальной, так и на виртуальной машине. Задавать такие папки нужно на сервере — в нашем случае его роль выполняет реальный ПК. При соответствующей настройке доступ к папкам будет также иметь любая из созданных виртуальных машин. Давайте для примера создадим в корне диска С: основной машины папку Общая и поместим туда любой файл (к примеру, текстовый). Эта папка и будет "расшаренной". Запускаем виртуальную машину и после загрузки ОС на панели задач в свитке меню Edit выбираем пункт Settings. Должно открыться окно основных настроек Virtual PC. Выбираем пункт Shared Folder и в открывшемся проводнике помечаем папку Общая как "расшаренную". Закрываем меню настроек. Теперь откроем проводник виртуальной машины. Что мы видим? Появилась пиктограмма нового сетевого диска, содержимым которого и является та самая папка Общая. Откройте ее, и вы увидите вложенный текстовый файл — все просто. Таким образом, мы с помощью несколько кликов мышью создали локальную сеть между реальным и виртуальным ПК. К сожалению, такую сеть нужно будет по новой настраивать после каждой перезагрузки виртуальной машины. Что дальше? А дальше следует полноценная установка программ и настройка виртуальной машины точно так же, как и реальной. Это удобно делать посредством компакт-диска и с помощью ресурсов локальной сети. Как говорится, здесь открывается широчайшая область для творчества: установка кодеков, программ, приложений, просмотр фильмов и т.д.

Однако не все так радужно, как кажется. В связи с низкими возможностями производительности эмулируемого железа при использовании Virtual PC 2004 возникает ряд сложностей. Во-первых, даже установив Direct Х 9 на виртуальную машину, вы не сможете запустить ни одну из мало-мальски продвинутых компьютерных игр — обязательно возникнут вопросы с поддержкой режимов 3D и установкой игрового разрешения. Это плата за "моральную устарелость" продукта от Microsoft. Во-вторых, далеко не каждая программа (особенно драйвер или какой-нибудь навороченный графический редактор) согласится установиться и нормально работать с Virtual PC 2004. Могут возникнуть вопросы с поддержкой оборудования и т.д. В остальном же работа Virtual PC нареканий не вызывает: обе операционные системы (реальная и виртуальная) работают прекрасно, с высоким уровнем совместимости. Немного об установке оборудования на виртуальную машину. По понятным причинам вы не сможете коренным образом изменить конфигурацию данной виртуальной машины. Все, что в силах пользователя, — подключить какое-либо оборудование к LPT- или СОМ-портам компьютера, задействовав в настройках порты под ресурсы виртуальной машины. Примитивно? Да! К сожалению, на сегодня очень мало устройств подключается по указанным шинам: модемы, инфракрасные кабели, принтеры, сканеры и некоторое другое морально устаревшее оборудование. Да, параллельный интерфейс сегодня вымирает как динозавр, уступая дорогу прогрессивному последовательному. И это правильно. Возможно, в следующих реинкарнациях версии сего замечательного продукта будет возможно задействовать под ресурсы виртуальной машины USB-шины реального ПК. Но это в будущем, а сейчас будем довольствоваться тем, что имеем. Надеюсь, что хоть немного помог читателям разобраться с установкой и настройкой Microsoft Virtual PC 2004. Пользуйтесь на здоровье, т.к. возможностей применения программы действительно много.

Goldman, goldman2@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2006 год в рубрике ос

©1997-2024 Компьютерная газета