Японская электронная индустрия: начало депрессии

Национальная гордость Японии — ее электронная индустрия — похоже, находится на грани серьезной депрессии. Скандал вокруг компании Sony, связанный с отзывом миллионов бракованных аккумуляторов, рикошетом ударил и по остальным электронно-компьютерным предприятиям страны восходящего солнца. На все это наложились потребительские проблемы в США (основной рынок японской электроники) и конкуренция со стороны Китая — и вот вам кризис как на ладони.

Все началось в первую неделю октября — тогда начали падать биржевые котировки акций наиболее значимых компаний японской электроники. Так, котировки акций крупнейшего в мире производителя телевизоров Sharp Corp. опустились на 0,5%, а производителя микрочипов Toshiba — на 1%. Вслед за ними упали в цене бумаги первого по величине в стране производителя персональных компьютеров NEC Corp. (-1,2%). Неудачно сложилась ситуация и для других компаний высокотехнологичного сектора. Так, подешевели бумаги производителя игровых консолей Sony Corp. (-2,8%) и производителя навигационных систем для автомобилей Pioneer Corp (-3,6%) на фоне понижения аналитиками Goldman, Sachs & Co. рекомендаций по их акциям. Также пострадали "многовекторные" корпорации, в которых электроника и телекоммуникации были лишь одним з направлений бизнеса. Так, бумаги Inpex Holdings Inc. подешевели на 3,8%. Вслед за ними на 3,2% понизились котировки акций Japan Petroleum Exploration Co. Бумаги Mitsubishi Co. подешевели на 1,3%. Более-менее неплохо дела обстоят разве что у корпорации NTT.

Что теперь предстоит? Конечно, у японских корпораций есть очень сильные научно-технологические наработки. Однако рано или поздно их приходится выводить на рынок, а там уже китайцы не испытывают совершенно никаких моральных терзаний, беззастенчиво копируя чужие прибыльные разработки. Конечно, американцы и европейцы за десятилетия привыкли "покупать японское", но глобализация делает свое дело, уверенно выталкивая японских производителей с рынка. Красивый пример: свои сверхпопулярные плейеры iPod компания Apple собирает на безымянных китайских предприятиях — а потом просто ставит надпись "Made in USA". Однозначно можно сказать только, что теперь в регионе Юго-Восточной Азии значительно усилятся позиции Китая, конкурирующего с ним Тайваня и быстро набирающего силу Вьетнама. Нынешний кризис вполне можно назвать системным еще и потому, что во всех перечисленных странах себестоимость производства электроники намного ниже, чем в "разъевшейся" Японии. А значит, Япония сможет вернуть свои позиции только в том случае, если принципиально снизит стоимость своей электроники. Но это будет означать и резкое падение уровня жизни самих японцев. В общем, что-то придется серьезно менять, чтобы японская электроника не осталась красивой легендой 1980-х. Вопрос — что именно?

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2006 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета