Аудиософт. Обзор

На рынке звуковых программ очевиден не то чтобы застой, а полный останов. Вы это, кстати, можете увидеть и по тому, что в специализированных изданиях все реже и реже описывается новое звуковое ПО. Это не потому, что журналисты ленивы, а просто не о чем писать. Лидеры ясны, а рынок независимых разработчиков, как оказалось, просто убит. Одно-два новых имени за полгода — такого еще не было за последние лет десять, и это все при том, что на программистов в области аудио наблюдается повышенный спрос. Куда ушли программисты:)? Тематические каталоги на данный момент больше наполнены неказистыми студенческими разработками, выполняющими несколько тривиальных функций, и то… с ошибками.

Вот, например, готовясь к этому обзору, я выкачал из Интернета около 50 программ, их демо- и trial-версий. Причем работники тематических каталогов по старинке описывают все в превосходных тонах, но что рекламировать? Две программы в процессе инсталляции перезагрузили мой компьютер, повесили себя в трее, а потом выяснилось, что одна просто конвертирует МР3 в WMA, а вторая является генератором аккордов для MIDI-аранжировок. Зачем они мне в трее, я до сих пор понять не могу. Но это еще цветочки. Больше всего удивила демо-версия Riyaz Studio, в которой обещалось получение звуков индийских ритмических и фоновых инструментов и т.п. Эта гадость (по другому не скажешь) в виде демо весит более 12 Мб, установка прошла нормально, первый запуск, и… отключено воспроизведение на одном из двух инструментов, причем на ключевом, а второй только может что-то пробубнить непонятное, при этом почти после каждого действия выскакивает окно: "Purchase этот продукт". Зачем мне эта цветомузыка? Ничего же вообще непонятно — прямо как в комедии: "А как же тебя понять, коли ты ничего и не сказал?" ((с) "Иван Васильевич меняет профессию"). Японцы выпустили мультитрек Musique. Здесь абсолютно все ясно: хочешь делать музыку — учи японский. Зачем, спрашивается, светиться этой программе в мировых каталогах, давать англоязычную аннотацию, что все тип-топ, а потом выдавать японоязычный интерфейс?

Следующая программа, которая мне попалась — от кого-то из наших (есть русский help) — пожалуй, не стоит говорить ее название: все-таки у человека есть тяга к деланию звукового софта, а таких людей (сейчас особенно:)) нужно беречь. Я лучше процитирую дословно фрагмент этого самого help'а: "Данный плУгин позволяет создавать до пяти повторений задержек через равные этапы и периоды времени. Но этот пар-р можно менять". Это описание программы, далее идет расшифровка интерфейса. О чем речь? Цитировать дальше не буду, поскольку этот файл помощи:) весьма краток и очень сильно защищен авторскими правами, о чем говорится на каждой его странице (из трех неполных). Надеюсь, что под странным "пар-р" имелся в виду не "паратрупер", хотя я бы так охарактеризовал программу, а последний перл меня просто убил: "Технология VST принадлежит компании Стейнберхг"… А знает ли об этом сам "Стейнберхг"? От такого ПО волосы встают дыбом. И вот так практически 90% просмотренного. Ну да ладно, перейдем к делам практическим и действительно полезным. Итак, в рамках 2006 года имеет смысл более пристально взглянуть на программы-конструкторы, в которых можно собирать VST-инструменты и плагины. А почему именно так, мы увидим чуть погодя.

Outism SynthMaker

В принципе, все программные конструкторы идентичны по своей структуре — есть множество компонентов, поле для их сборки и коммутации и система для рисования графических интерфейсов. По существу, это обычные объектноориентированные модели, где есть множество объектов, у каждого из которых существуют свои свойства, соответственно, создатель плагинов оперирует входными и выходными данными. Outism SynthMaker скоро должен выйти в версии 1.0, а пока доступна 0.9.5w (beta). Структура его работы очень проста. Изначально вы выбираете входные и выходные элементы (аудио- и MIDI-входы/выходы), а между ними вставляете необходимые модули — это касается как синтеза, так и эффект-процессинга. В отличие от других подобных программ, SynthMaker позволяет экспортировать готовые модули не только в формат VST-файлов, но и в exe-файлы (standalone-режим). Интерфейс не требует никаких пояснений.

Jeff McClintock SynthEdit

Данная программа для многих является культовой, поскольку совмещает в себе творчество чисто техническое и музыкальное. То есть в ней вы можете самостоятельно спроектировать синтезатор, но при этом и пользоваться данной программой как виртуальной студией. Другими словами, для тех, кто знает, это некое совмещение возможностей AudioMulch (или же Plogue Bidule) и SynthMaker. Поэтому данную программу полюбили прежде всего "электронщики", причем SynthEdit была одной из первых, которая давала возможность экспорта модулей в VST-стандарт. Собранные синтезаторы можно сохранять в виде VST-плагинов и впоследствии использовать в других приложениях.

H.G. Fortune

Ну вот мы и подошли к кульминации. Под маркой H.G. Fortune скрывается Гюнтер Хагер (Gunter Hager) из Германии. Музыкой он начал заниматься еще в далекие 70-е. Позже перешел к "электронному" творчеству, и основной тематикой его музыкальных творений были гороскопы. Кстати, увлечение многих разработчиков астрологией и подобными вещами — это уже не новость — достаточно вспомнить, например, тоже немца Петера Неубакера (Celemony Melodyne — название фирмы Celemony составное от "CELEstial harMONY" — "небесная гармония"), а сам Петер долгое время возглавлял издательский дом на астрологическую тематику. Тут у нас схожая картина — с единственной разницей, что Гюнтер Хагер является музыкантом, владеющим современными технологиями в области синтеза. Причем он разработал свою собственную систему алгоритмического создания композиций. В начале 90-х в его студии стояли Kawai K11, Kawai K4 & K4R, Peavey DPM V2, Juno 106, JX8P, Kawai RV4, и на этой базе он делал современную для того времени электронную музыку. Но потом пришла очередь компьютерных технологий, и Хагер перебазировался на них. Одной из первых программ, действительно его поразивших, была SynthEdit. Нужно отметить, что в музыкальной технике Гюнтер разбирается очень хорошо — об этом даже говорит тот период, когда он работал фрилэнс-редактором таких известных изданий, как Fachblatt, Keyboards, PC & Musik, Sound & Vision. И вот в 2003-м Хагер решился на создание собственной программы, куда вложил свою "систему" по созданию композиций — она называлась Wheel of Fortune. Ну, а дальше мы посмотрим на его разработки с позиции 2006 года.

X-Wheel of Fortune 3 (X-WoF 3)

Этот релиз вышел совсем недавно — 19 мая. X-WoF 3 — не просто VSTi, а некий автоматический композитор/секвенсор/арпеджиатор, работающий по достаточно хитрым алгоритмам. В его состав включено 8 инструментов, среди которых — Pad 1 synthesizer, Pad 2 synthesizer, Bass synthesizer, Hi Sq Synthesizer, Kick, HiHat, Perc3 to Perc5 и Variable Atmospheric Oneshot Sq. Каждый из них звучит уже в варианте законченного музыкального трека, то есть мелодии в нем генерируются автоматически или управляются вручную. В автоматическом режиме нужно просто указать музыкальный лад (в программе их предусмотрено 40), и весь "оркестр" заиграет как нужно. Получается автокомпозитор-аранжировщик, в работу которого вы можете вносить лишь небольшие поправки. Для синтезаторов Pad1 и Pad2 используются PCM-данные с 80-ю формами волны, а банк ударных и перкуссии включает 200 инструментальных звуков. В принципе, это очень мощная машина, которая сразу же дает превосходный готовый результат. Отдельно хочется сказать о графическом интерфейсе — высший балл — по крайней мере, это один из лучших, что я видел когда-либо. Хотя стоит отметить, что он не совсем понятен и требует некоторой расшифровки. То есть "на лету" его освоить нельзя. В общем, великолепная программа. Вам даже не нужно вводить ноты в своем мультитреке:) — просто создайте новый проект, откройте X-WoF 3 и нажмите Play.

STS-24

STS — это аббревиатура от Space Transition Synthesizer (если дословно, то "синтезатор пространственного перемещения"). Как видно из названия, речь идет о синтезаторе звуковых текстур, падов, атмосферики. Вообще-то это все лучше услышать, чем читать текст. В общем, звучание, с одной стороны, вроде бы и стандартно для подобных вещей, а с другой — чтобы получить такие звуки, нужно достаточно долго возиться (отстраивать) с обычными синтезаторами, продумывать алгоритмические схемы и т.п., а тут все собрано в одном интерфейсе. Очень удобная вещь, если вы занимаетесь озвучкой фильмов, игр или работаете в этом музыкальном направлении. Кстати, STS-24 интегрирован в синтезаторы Pad 1 и Pad 2 в рамках X-WoF 3, но там нет такого количества настроек.

ProtoPlasm TSM

А это новая усовершенствованная разработка от H.G. Fortune, посвященная той же теме, что и STS-24, но очень сильно навороченная. И эта усложненная модель расширяет возможности синтезатора в плане воспроизводимых инструментальных звуков. Теперь можно услышать и привычные уху более-менее стандартные звуки, при этом есть место и для креатива.

LaserBlade

В принципе, в данном случае мы говорим о стандартной спецэффектовой обработке типа "металлизирования". Такие звуки активно используются в кино и современной музыке. Сам модуль неплохой, но имеет очень много повторов в другом ПО.

Подытожим

Немного о приятном… Цены! X-WoF 3 — 39 евро до 30 июня и 49 после, STS-24 — 39 евро, ProtoPlasm TSM — 39 евро, LaserBlade — 25 евро. Для VSTi такого качества это очень не много. Отдельно отмечу, что у всех этих продуктов есть бесплатные демо-версии, и скачать вы их можете по адресу www.hgf-synthesizer.de.

В завершение

За последние годы в алгоритмах синтеза и обработки звука абсолютно не появилось ничего нового. Поэтому модели написания софта нужно упростить, и будущее, скорее всего, за конструкторами. Причем, имея одну и ту же элементную базу, можно сделать что-то очень простое, а можно — сложное и красивое, как это мы видим в продукции H.G. Fortune. То есть все зависит от уровня знаний и результатов их применения на практике.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2006 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета